26.05.17 г.Кружок "Говори правильно"(конкурсная работа)
методическая разработка на тему

Карпухина Инна Викторовна

Инновационные методы и приемы в работе с детьми ООП(речевые нарушения) 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_innovatsiya_govori_pravilno.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия №1476 дошкольное отделение №1 ВАО

«Применение инновационных методов в работе объединения дополнительного образования логопедической направленности «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах

в условиях ФГОС.»

Логопедический проект кружковой деятельности (допобразование) по коррекционной работе

для детей дошкольного возраста.

Срок реализации 2 года

                                    Учитель - логопед

 Карпухина Инна Викторовна

г. Москва 2017 год

Содержание логопедического проекта

1.Применение инновационных методов в работе  объединения дополнительного образования логопедической направленности  для дошкольников с нарушениями речи «Говори правильно»  в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС.                                      

2. Обоснование проекта «Применение инновационных методов в работе логопедического объединения «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС.

2.1. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития дошкольного образования.

2.2.Нормативно-правовое обеспечение проекта «Применение инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС

2.3. Проблема «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС». Степень теоретической и практической проработанности проблемы «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС»

3. Цель. Объект «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка«Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС». Предмет «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС». Гипотеза. Задачи.

4.Теоретические и методологические основания проекта «Применение инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС» (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

 5. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта «Применение инновационных методов в работе логопедического кружка«Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС».

6.Обоснование новизны «Применение инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС».

7. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов в коррекционной логопедической  работе кружка «Говори правильно».

8. Критерии и показатели эффективности «Применение инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессахв условиях ФГОС». Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори  правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС».

9.Проектируемые результаты и инновационные продукты «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС».

10.Практическая значимость и перспективы развития «Применений инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС».

11. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач в «Применении инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС».

12. Степень разработанности «Применения инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта «Применение инновационных методов в работе логопедического кружка «Говори правильно» в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС».

Применение инновационных методов в работе  объединения дополнительного образования логопедической направленности  для дошкольников с нарушениями речи «Говори правильно»  в рамках оптимальных коррекционных логопедических процессах в условиях ФГОС.

Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии в ДОУ--методы нетрадиционного воздействия на детей, что особенно важно для учителей-логопедов. Исследователи по-разному трактуют понятие «технология», применительно к образовательной сфере. Одни исходят из понимания технологии как определенного приема, метода, методики, другие вкладывают в этот термин значение содержательной техники, с помощью которой реализуется образовательная или иная педагогическая, коррекционная задача, рассматривают технологию как описание процесса достижения результатов.

Инновационные образовательные технологии всегда соответствуют приоритетным направлениям науки, определенным государством, хотя изначально понятие «инновация» относилось к сфере экономики. Стремление всех педагогов, в том числе логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего, обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, обусловленной ФГОС. Логопеды(учителя-логопеды), использующие инновации в коррекционно- педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.

Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда - необходимое средство коррекционной  работы с детьми, в особенности с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств  коррекционно - развивающей работы  и помогают достигнуть максимально успешных результатов  в преодолении речевой патологии  у детей дошкольного возраста.

 На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма, так как, находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

        Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие);

новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;  новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

         Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Используя  инновации в коррекционно-педагогической работе, мы стремимся  развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков. Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий в логопедии:

— информационно-коммуникационные технологии или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);

— дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);

— инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т. п.;

— педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапии, хромотерапии, библиотерапии и т. п.;

— здоровьесберегающие технологии

— смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.

Применение инновационных методов  в коррекционно-образовательном процессе позволяет значительно увеличить плотность работы, обогатить её новым содержанием, повысить   результаты. Более подробные инновационные методы  представлены в инновационных технологиях:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

• информационные технологии.

Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ; изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ; кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика) ; сказкотерапия; куклотерапия;  мнемотехника;  креативная игротерапия (песочная терапия) ;  смехотерапия;  ароматерапия;  цветотерапия (хромотерапия).

       Арт-терапия является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

      Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

        Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

• улучшение общего состояния детей;

•улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Элементы музыкотерапии: во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Телесно-ориентированные техники:  весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

           • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

            • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

            • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

      • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• повышают стрессоустойчивость,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

       Логопедический массаж  - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия.

       Пальцевый массаж -  массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами;  массаж чётками;  массаж травяными мешочками;  массаж камнями;  массаж зондами, зондозаменителями;  массаж приборами Су-Джок терапии.       

        Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

            Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

          Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

     Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.  Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.      

Цветотерапия, несомненно, способствует:

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

  Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

       

   Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

       Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

          Инновационные методы воздействия в деятельности учителей-логопедов  ДОУ  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

   Особенно хочется отметить роль и значение информационно-коммуникационных технологий или ЦОР. Применение инновационных средств обучения, в том числе и мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Включение ИКТ (ЦОР) в образовательный процесс позволяет учителю-логопеду организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Применение ИКТ (ЦОР) в образовательном процессе позволяет значительно увеличить плотность работы, обогатить её новым содержанием, повысить   результаты.

Остальное содержание логопедического проекта отражено в программе «Говори правильно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа по программе "Разговор о правильном питании"

Творческая работа показывает участие семьи в реализации программы "Разговор о правильном питании"....

Конкурсная работа "Разговор о правильном питании"

Данная работа была представлена на региональный конкурс "Разговор о правильном питании" в номинации "Методические разработки "Развитие единого социокультурного пространства при реализации программы "Р...

Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....

Конкурсная работа в рамках программы «Разговор о правильном питании»

Конкурсная работа по теме "Система рабoты пo развитию кoммуникативных навыкoв у учащихся 1-гo класса при реализации прoграммы «Разгoвoр o правильнoм питании»"...

Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...

Конкурсная работа: “ Героическая оборона в годы Великой Отечественной Войны” творческая работа учащихся

75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне - памятная дата и дань ныне живущих мужеству, стойкости, героизму  всех, сражавшихся за мир. Ученики 4 класса нашей школы приняли у...

Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)

Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...