Урок математики во 2 классе по теме "Арифметические действия. Вычитание двузначного числа" по учебнику Минаевой С. С.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Родина Виктория Евгеньевна

Конспект урока по математике во 2 классе по учебнику Минаевой С. С. с использованием приёмов самооценки учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок математики во 2 А классе в рамках недели начальной школы

(17 апреля 2018)

Тема урока: Арифметические действия. Вычитание двузначного числа.

Цель:

-подвести учащихся к осознанию способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и  созданию алгоритма вычитания.

Планируемые достижения:

-определять проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, составлять алгоритм вычитания.

Предметные знания:

 -введение терминологии: алгоритм вычитания  двузначных чисел с переходом через разряд, компоненты вычитания.

Предметные умения:

-составлять алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд,

-учиться решать примеры на вычитание нового вида,

-решать текстовые задачи с новым видом вычитания.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

-определять и формировать цель урока с помощью учителя,

-принимать и сохранять учебную задачу, следовать инструкции учителя,

-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий,

-выполнять учебные действия в устной и письменной форме,

-отличать новое от уже известного,

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

-выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения,

-работать самостоятельно в группе,

-договариваться при осуществлении совместной деятельности.

Инструменты:

-для учителя: проектор, экран, презентация «Алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд»,

-для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстами, солнышки (для самооценки учащихся).

Ход урока.

  1. ОНУ.

                   Математика сложна,

                   Но скажу с почтением –

                   Математика нужна

                   Всем без исключения!

    - Почему, как вы думаете? В каких ситуациях нам не обойтись без знания математики?

- Открыли тетради и записали сегодняшнее число. 17 апреля. Классная работа. На полях начертили себе линеечку, мы сегодня на линеечке будем оценивать свою аккуратность. Для оценивания правильности мы используем листки самооценки.

  1.  Устный счёт.

- Что вы можете сказать о числе 17? (двузначное, нечётное, в записи используются цифры 1 и 7)

- Составьте всевозможные двузначные числа с этими цифрами, запишите их. Сколько чисел у вас получилось? (17, 71, 77, 11)

- Что общего между всеми этими числами? Запишите их в порядке убывания. (77, 71, 17, 11) нечётные, двузначные

-Какие задания мы можем выполнить, используя эти числа? (сложить, вычесть, сравнить, представить в виде суммы разрядных слагаемых)

-Какие разряды есть в этих числах? (десятки и единицы)

- Запишите любые два из этих чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

- Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения задания. (со слайда)

- Кто выполнил всё верно, поставьте себе плюс в листке самооценки. Если есть ошибки – минус. Если все правильно, но были затруднения – добавьте знак вопроса.

III. Основная часть.

А) Определение темы и целей урока.

- Посмотрите на доску. Что общего в этих записях? (это примеры на вычитание). Кто сможет предположить, какая у нас сегодня тема урока? (Вычитание чисел)

- Прочитайте математические выражения с доски разными способами.

57 – 3 =

57  - 7 =

57 – 8 =

57 – 18 =

57 – 28 =

- Давайте решим эти примеры. (все записывают в тетради, один ученик у доски)

57 – 3 = 54

57  - 7 =50

57 – 8 = 57 - 7 – 1 = 50  - 1 = 49 или 57 -  8 = 40  + (17 – 8) = 40+9=49

-Какие примеры вызвали затруднение?

- Давайте уточним тему урока. (Вычитание двузначного числа)

- Какую тогда поставим перед собой цель? (научиться вычитать двузначное число)

Б) Работа над новой темой урока.

– Ребята, вспомните, мы с вами уже научились складывать двузначные числа, как нам это удобнее было сделать? (в столбик)

- Вычитать двузначные числа тоже удобнее в столбик.

- Вспомните алгоритм сложения чисел в столбик. (презентация)

1. Записываю первое слагаемое.

2. Второе слагаемое пишу под первым: единицы под единицами, десятки под десятками.

             3. Ставлю знак сложения. Подвожу черту.

4. Складываю сначала единицы. Результат пишу под единицами, а десяток запоминаю.

5. Складываю десятки с десятками, добавляю десяток если запоминал, пишу под десятками.

- Откройте учебники на с. 88. Рассмотрите запись этих же примеров в столбик. Что нового вы заметили? Как вы думаете, почему в некоторых записях над цифрой 5 стоит метка (●)?

- Кто попробует выполнить вычитание? (по одному примеру у доски, остальные в тетрадях)

Работа в группах.

- А теперь развернитесь в группы. Я вам раздаю алгоритм сложения в столбик, попробуйте внести в него изменения, чтобы получился алгоритм вычитания в столбик. (проверка со слайда)

1. Записываю первое слагаемое. уменьшаемое

2. Второе слагаемое  вычитаемое пишу под первым уменьшаемым: единицы под единицами, десятки под десятками.

             3. Ставлю знак сложения вычитания. Подвожу черту.

4. Складываю Вычитаю сначала единицы. Если единиц не хватает, занимаю   1 десяток. Над десятками ставлю точку. Результат пишу под единицами, а десяток запоминаю.

5. Складываю Вычитаю десятки с десятками, добавляю убираю десяток если запоминал занимал, пишу под десятками.

- Проверяем. (на слайд). А теперь можете вытащить листочек с алгоритмом из конверта.

- с. 88 №1. Вычисли в столбик. Пользуясь алгоритмом, решаем и объясняем. Первые два примера на доске.

Работа в парах.

- Работаем в паре. Третий пример решает тот, кто сидит на первом варианте, второй вариант – проверяет. Пятый пример решает и объясняет тот, кто сидит на втором варианте, первый вариант проверяет.

- Оставшиеся два примера – решаем самостоятельно.

- Проверяем. (на слайде)

- У кого все примеры решены верно – ставит себе плюсик за задание. 

- Вспомните, какую цель мы с вами поставили перед собой?

- Где еще в математике нам может пригодиться умение вычитать двузначные числа? А в жизни?

Но сначала отдохнём. Физкультминутка.

Задача №2

- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?

- Рассмотрите схемы на слайде. Какая схема составлена к этой задаче?

- Почему?

        - Как выполнить схему в виде отрезка?

                          60  шт.

15 шт.                   ? шт.

- Как решить данную задачу?

- Как удобнее посчитать? (в столбик). Запиши решение в столбик и ответ.

- Прочитайте задачу под голубой точкой. Самостоятельно начертите схему, запишите решение и ответ.

- Поверяем. (на слайде). Кто сделала схему правильно – ставит себе плюсик. Кто записал верное решение и ответ - ставит себе плюсик.

С. 88 №3 Самостоятельно, алгоритм перед глазами.

- Поменялись тетрадками. Проверяем работу соседа зелёной ручкой. (со слайда)

- У кого все примеры решены верно – поставили себе плюсик.

IV. Рефлексия.

- А теперь вернулись к своим линеечкам и оцените свою работу сегодня на уроке. Аккуратность. Кто может себя похвалить за аккуратность в тетради?

- Над какой темой урока мы сегодня работали?

-Какую цель ставили перед собой?

- А теперь посмотрите на свои листочки самооценки. Кто может сегодня себя похвалить за работу, кто считает, что он теперь знает, как вычитать двузначные числа? А кто считает, что он научился вычитать двузначные числа в столбик?

- Кому еще надо поработать над этой темой, потренироваться?

Переверните свои листочки самооценки и отметьте себя на лесенке успеха.

V. Домашнее задание. Т. с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь! Устный счёт. 17, 71, 77, 11. 77, 71, 17, 11 11 = 10 + 1 17 = 10 + 7 71 = 70 + 1 7 7 = 70 + 7

Слайд 2

Лист самооценки + сделал все правильно сам - были ошибки ? б ыли затруднения Фамилия, имя: Устный счёт Примеры №1 Задача №2 (2) Примеры №3

Слайд 3

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток 1. Записываю первое слагаемое . 2. Второе слагаемое пишу под первым: единицы под единицами, десятки под десятками. 3. Ставлю знак сложения. Подвожу черту. 4. Складываю сначала единицы. Результат пишу под единицами , а десяток запоминаю. 5. Складываю десятки, добавляю десяток если запоминал, пишу под десятками.

Слайд 4

Алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через десяток 1. Записываю первое слагаемое уменьшаемое . 2. Второе слагаемое пишу под первым: единицы под единицами, десятки под десятками. 3. Ставлю знак сложения. Подвожу черту. 4. Складываю сначала единицы. Результат пишу под единицами , а десяток запоминаю. 5. Складываю десятки, добавляю десяток если запоминал, пишу под десятками.

Слайд 5

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток 1. Записываю первое слагаемое уменьшаемое . 2. Второе слагаемое Вычитаемое пишу под первым уменьшаемым : единицы под единицами, десятки под десятками. 3. Ставлю знак сложения. Подвожу черту. 4. Складываю сначала единицы. Результат пишу под единицами , а десяток запоминаю. 5. Складываю десятки, добавляю десяток если запоминал, пишу под десятками.

Слайд 6

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток 1. Записываю первое слагаемое уменьшаемое . 2. Второе слагаемое Вычитаемое пишу под первым уменьшаемым : единицы под единицами, десятки под десятками. 3. Ставлю знак сложения вычитания . Подвожу черту. 4. Складываю сначала единицы. Результат пишу под единицами , а десяток запоминаю. 5. Складываю десятки, добавляю десяток если запоминал, пишу под десятками.

Слайд 7

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток 1. Записываю первое слагаемое уменьшаемое . 2. Второе слагаемое Вычитаемое пишу под первым уменьшаемым : единицы под единицами, десятки под десятками. 3. Ставлю знак сложения вычитания . Подвожу черту. 4. Складываю Вычитаю сначала единицы. Результат пишу под единицами , а десяток запоминаю Если не хватает единиц, занимаю десяток. Ставлю точку над десятками. 5. Складываю десятки, добавляю десяток если запоминал, пишу под десятками.

Слайд 8

Алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток 1. Записываю первое слагаемое уменьшаемое . 2. Второе слагаемое Вычитаемое пишу под первым уменьшаемым : единицы под единицами, десятки под десятками. 3. Ставлю знак сложения вычитания . Подвожу черту. 4. Складываю Вычитаю сначала единицы. Результат пишу под единицами , а десяток запоминаю Если не хватает единиц, занимаю десяток. Ставлю точку над десятками. 5. Складываю Вычитаю десятки, добавляю вычитаю десяток если запоминал занимал , пишу под десятками.

Слайд 9

Проверь! Примеры №1 7 3 41 41 . 69 4 . . . - - - - 24 73 33 8 38 3 49

Слайд 10

Лист самооценки + сделал все правильно сам - были ошибки ? б ыли затруднения Фамилия, имя: Устный счёт Примеры №1 Задача №2 (2) Примеры №3

Слайд 11

Задача №2 (1). Какая схема верная?

Слайд 12

Проверь! Задача №2 (2). 70 или 43 (шт.) - . 27 Ответ: осталось 43 тетради.

Слайд 13

Лист самооценки + сделал все правильно сам - были ошибки ? б ыли затруднения Фамилия, имя: Устный счёт Примеры №1 Задача №2 (2) Примеры №3

Слайд 14

Проверь! Примеры №3 31 56 42 . 12 19 . . . - - - - 28 45 39 17 18 24 17 16 65 49 37 29 8 . . - -

Слайд 15

Лист самооценки + сделал все правильно сам - были ошибки ? б ыли затруднения Фамилия, имя: Устный счёт Примеры №1 Задача №2 (2) Примеры №3

Слайд 16

Лист самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и литературного чтения "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Закрепление пройденного  материала на основе стихотворения К. И.  Чуковского "Муха- Цокотуха".Презентация и конспект урока....

Урок математики 4 класс. "Деление многозначного числа на двузначное"

Цели: создать условия для знакомства учащихся со способом  деления многозначных чисел на двузначное;организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:ре...

Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Цели: -повторить состав чисел второго десятка;         -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....