Обобщение педагогического опыта
статья на тему

Питаленко Евгения Владимировна

Тезисы доклада на тему "Организация работы учителя по обучению  русскому языку детей мигрантов". Доклад был представлен на заседании городского методического ресурсного центра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Питаленко Евгения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовска

Организация работы учителя по обучению  русскому языку детей мигрантов.

      Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык не является родным.  Слабое знание государственного русского языка (многие не владеют им вообще), отсутствие необходимых для социализации знаний культуры и истории, традиций и норм поведения в обществе и быту,  не позволяет детям  мигрантов быстро включаться в учебный процесс. Поэтому перед  каждым учителем встаёт непростая задача адаптации ребёнка к школьной среде. Для этого необходимо построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей так, чтобы обеспечить  их таким уровнем владения русским языком, формами общения, нормами поведения, который  будет им достаточен для успешной адаптации  в новой языковой среде и для  усвоения программного материала. Успешная адаптация детей мигрантов возможна только при комплексной работе педагогов и специалистов школьных служб.

      Работа с детьми мигрантами ведётся:

  • на уроках;
  • в группе продлённого дня;
  • дополнительных индивидуальных и групповых занятиях;
  • внеклассных мероприятиях;

       Практика показывает, что нет необходимости создавать  отдельные классы для детей мигрантов, так как в смешанных классах эти учащиеся быстрее адаптируются к новым условиям их пребывания.

        Встаёт вопрос как же организовать учителю работу с детьми мигрантами на уроке, чтобы они быстрее смогли включиться в учебный процесс.

       Прежде всего, для успешного обучения необходимо:

-  определить уровень владения языком;

-  создать в классе комфортные условия для ребёнка;

-  найти индивидуальный подход к каждому учащемуся:

- сформировать у учащихся положительную  мотивацию к изучению русского языка через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости (для общения).  Ученик должен понимать, что без знания русского языка он не сможет полноценно реализовать себя в коллективе.

       Основная проблема, с которой сталкивается учитель в разноязычном классе, - это разный уровень владения русским языком ( не понимает и не говорит; понимает, но не говорит; понимает, но говорит плохо; понимает, говорит, но не читает; говорит, читает, но не осознает прочитанное), поэтому необходимо в учебном процессе совмещать методики преподавания русского языка как родного и неродного, но, к сожалению, разработанные методики по данному вопросу несовершенны.

      Здесь возникает проблема  -  неполный  методический  аппарат, который должен в себя включать:

  • нормативные документы (критерии отметок и т.д.)
  • коррекционно-развивающие программы
  • методические разработки

При отсутствии полного методического аппарата  эти дети обучаются по общеобразовательным программам.

     В методике обучения неродному (второму) языку приоритетной считается цель – обучить школьников речи, научить их разговаривать, а потом уже читать и писать на этом языке. Однако обучение русскому языку в полиэтнических классах именно таким образом невозможно, так как:

  • учащиеся и учитель работают по программе «русский язык как родной», и требования к уровню подготовленности учащихся на определенном этапе обучения начинают предъявляться одни и те же;
  • работая в полиэтнических классах,  учитель решает задачу «выравнивания» и развития учащихся с целью их социализации в российском обществе  и подготовки к переходу в среднее звено на общих (с русскими учащимися) основаниях.

        Нужно помнить, что у детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Особую трудность для детей-мигрантов представляют категория рода, категория одушевленности - неодушевленности, русская предложно - падежная и видовременная системы. Однако эти затруднения легко преодолеваются в процессе речевого общения.   Поэтому при обучении детей мигрантов русскому языку необходимо создавать такие условия, чтобы обеспечить разнообразную активную речевую деятельность ребёнка и  как можно быстрее преодолеть барьер молчания нерусских детей.

      Одним из самых эффективных путей решения этой проблемы  является организация детского сотрудничества. И прежде всего, учебного сотрудничества. Сотрудничество детей на уроке можно организовать, используя групповые формы обучения (малые группы по 3-4 человека, большие группы по 6-7 человек), а также парную работу.  

     Цель речевого общения - обучение не языку, а общению на данном языке. Для диалогового общения  создаются пары из учащихся, имеющих разный уровень владения языком, чтобы речь более слабого ученика корректировалась со стороны более сильного.

     Можно организовать консультативную работу: учащийся с хорошим речевым развитием  оказывает помощь в решении практических задач однокласснику, плохо владеющему русским языком.

       Работа в парах эффективна на различных уроках в начальных классах.  Например, на уроке рисования, каждая пара учеников получает задание: раскрасить одинаково игрушки. Сотрудничество в процессе выполнения этого задания заключается в том, что детям приходится договариваться на русском языке об орнаменте, цветах раскраски, использовании дополнительных элементов, возможно, придётся обмениваться карандашами.

       Или литературное чтение. При знакомстве с произведениями, например, сказками,  можно использовать следующие виды работ: чтение по ролям, инсценирование сказки, игра, составление собственных диалогов. Снять возможную напряжённость учащихся, плохо владеющих русским языком, поможет объективность при распределении ролей  (например, жеребьёвка).

      Один из приемов организации активной творческой деятельности учащегося, вызывающий наибольший интерес — это игра и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к языку.      

        Большинство уроков обучения грамоте и литературного чтения в начальных классах начинается с речевых разминок. Упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки,  потешки,  заучивание четверостиший и коротких стихотворений. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение.

     При обучении дети чаще всего испытывают трудности в произношении тех слов, смысл которых им непонятен. Поэтому одним из основных звеньев в обучении нерусских детей русскому языку, в развитии их речи является словарная работа, обогащение словарного запаса.

      Работая с текстом, школьник одновременно осваивает произношение, правописание, словарь языка, овладевает умением задавать вопросы, участвует в общении с учителем и друг с другом. Следует отметить, что учитель должен заметить желание ребенка к общению на русском языке и поддержать его, предоставив 1-е слово плохо говорящим, а затем тем, кто лучше освоил язык.

         Для формирования и развития практических навыков владения русским языком большое значение имеет и чтение вслух. Чтение вслух помогает учителю своевременно выявить и исправить речевые, смысловые, логические ошибки ученика.

     Для закрепления в памяти учащихся русских слов, навыков правильной русской речи полезны упражнения в заучивании наизусть стихотворений (или небольших стихотворных отрывков), песен, пословиц, поговорок, загадок, призывов. Она способствует еще усвоению различных конструкций предложений и учит детей правильно ставить ударение в русских словах, тренирует память учащихся. К заученному наизусть следует возвращаться и постоянно повторять его.

       Познавательный интерес учащихся во время занятий поддерживается изучением художественных и научно-популярных текстов, беседами, выразительным чтением, викторинами, введением в учебный процесс дополнительных языковедческих знаний.

       Одина из основных особенностей обучение детей мигрантов в общеобразовательном классе – дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания . Необходимо учитывать  индивидуальные особенности, интересы учащихся, их способности, наклонности и желания.
Опрос детей, для  которых русский язык не является родным, показал, что  для них в материалах российских учебников по русскому языку трудно и непонятно сформулированы задания, что во многих случаях не  позволяет их выполнять. Необходимо представить детям-мигрантам очень ясные и прозрачные  алгоритмы выполнения заданий и упражнений, предложенных в учебниках, а также использовать задания, которые помогут обучающимся  воспринимать материал других школьных предметов.

           Детям  мигрантов посещающих  группу продлённого дня, оказывается помощь в выполнении домашних заданий, проводятся консультации и дополнительные занятия.  

         Для детей, плохо владеющих русским языком, организуются внеурочные  индивидуальные и групповые занятия.  На дополнительные занятия с этими учениками выделяются специальные часы несколько раз в неделю для каждого учителя начальных классов. Педагоги разрабатывают материал  для индивидуальных и групповых занятий с детьми мигрантами своего класса. Дополнительные занятия  нацелены на развитие устной русской речи, на развитие коммуникативных навыков. К концу учебного года дети мигрантов, обучающиеся в 1-х классах, начинают хорошо понимать русскую речь, уже не испытывали  затруднений в общении, читают и пишут  на русском языке. Во 2-4 классах  решают задачи не только по развитию устной и письменной речи, но и  на  закрепление изученного  программного материала по русскому языку и другим предметам.

        Опыт показывает, что в результате каждодневной, целенаправленной работы учащиеся к концу начальных классов не будут испытывать затруднений в общении на русском языке, смогут слушать, читать вполне осознанно, правильно, бегло и выразительно, отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их и писать грамотно.

         

         

         



Предварительный просмотр:

       

Автор: Питаленко Евгения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовска

Из опыта преподавания курса «Основы православной культуры».

   Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

        В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.      

«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».

                                                       Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

      Поэтому с 1 сентября  2012 года  в школах был введён новый комплексный учебный курс   « Основы религиозных культур и светской этики». Я работаю в МБОУ «СОШ № 1» учителем начальных классов и преподаю модуль          « Основы православной культуры». Мне хотелось бы познакомить вас с опытом моей работы.  

          В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его стержень. Изучение православной культуры не противопоставляет её иным религиозным традициям. Какую бы веру не избрал для себя ученик, какое бы мировоззрение не имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех граждан России.

          К сожалению, дети, которые приходят в школу  все меньше замечают красоту природы, не любят читать книги, не увлекаются музыкой и живописью. Все их интересы поглощают телевидение и компьютерные игры. Они безразличны  и равнодушны  к людям, к постижению знаний и к жизни вообще. И потому появляются  вопросы: как научить ребенка думать, переживать, сочувствовать чужой беде                                      

     Я думаю, что никто из родителей не желает, чтобы его ребёнок вырос преступником, наркоманом. Все желают им добра и ломают голову как лучше их воспитать. Но если дети знают православие, стремятся следовать заповедям Христа, то этого вполне достаточно, чтобы сформировался честный порядочный человек. Который не солжёт, не украдёт. Не будет завидовать, будет почитать своих родителей и уважать  старших.

      Приступая к изучению нового учебного курса, в нашей школе осуществлялся  сбор и обработка данных образовательного запроса на изучение модулей учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики». Родителями  были выбраны следующие  модули:               « Основы православной культуры», «Основы светской этики» и небольшое количество « Основы исламской культуры». На данном этапе мы столкнулись с первой проблемой – организация преподавания по нескольким модулям. В нашей школе два четвёртых класса и только один учитель, прошедший подготовительные курсы, поэтому обеспечить преподавание по всем модулям крайне сложно и  родителям нужно было достичь какого-то компромисса.  

     Проводилась разъяснительная работа с родителями на родительских собраниях. Было отмечено, что в нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Изучение православной культуры не противопоставляет её иным религиозным традициям. Какую бы веру не избрал для себя ученик, какое бы мировоззрение не имели его родители, многовековая православная культура остаётся ценнейшим достоянием всех граждан России. В результате данной работы родителями был выбран  модуль « Основы православной культуры».

      Я объяснила родителям, что изучение основ православной культуры – это не изучение  религии. На уроках дети не будут молиться, выполнять религиозные ритуалы. Для желающих изучать религию есть  церковь и воскресные школы. В России же государство светское и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.              

        Как преподаватель,  я  прошла подготовку на специальных курсах. Занятия были очень насыщенными, познавательными и интересными. Но в процессе преподавания, я всё больше осознаю, как мало я получила необходимых мне знаний, приходится всё время заниматься самообразованием. Подготовка к уроку требует много времени.  Каждый урок я стараюсь продумывать, подбираю литературу, знакомлюсь  с книгами по темам. Много интересного я беру из книг, которые у меня есть – Закон Божий, Евангелие, Детская Библия, Полная энциклопедия православия и другие. В классе есть мультимедийное оборудование, которое я использую для  демонстрации презентаций, просмотра фильмов, для подведения итогов, проверки знаний. Уроки проходят в форме диалога, беседы, игры.

           Дети заинтересовались новым предметом, с удовольствием слушают, выполняют задания, думают, анализируют. Нравится детям и свои примеры из жизни приводить.  Урок пролетает незаметно. У каждого ребенка есть рабочая тетрадь, где мы записываем тему урока и главные моменты урока, ведётся словарная работа. Так же дети выполняют в тетрадях творческие задания и домашние задания – записывают свои впечатления, составляют вопросы, рисуют рисунки на заданную тему, подбирают материал к урокам, готовят сообщения. На уроке дети знакомятся с новыми философскими понятиями, учатся рассуждать на заданные темы. Особое место на уроке занимает работа с притчами.      

       В своей работе использую метод проектов. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной  форме. В конце декабря будет презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты готовятся как индивидуальные, так и коллективные.      

       Отметки по предмету не ставлю, но использую словесную оценку. Очень жаль что уроки безоценочные, так как некоторые дети не получая отметку за работу начинают разочаровываться. Боюсь, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, поэтому поощряю учащихся, которые отличились в учебе.

       В ходе работы выяснилось, что для ряда детей из класса тема курса не нова и вызывает особый интерес, так как они с родителями посещают церковь.

         Родители с одобрением поддерживают активность детей (включая их дополнительную подготовку дома) по отношению к ОРКСЭ, однако сами не всегда активно сотрудничают со школой в этой сфере, не всегда охотно откликаются на просьбы помочь своим детям в подготовке творческих работ по причине их занятости или низкого образовательного уровня.

        Бывает, что дети задают такие вопросы, на которые я сама затрудняюсь ответить. Преподавая этот курс, я учусь вместе с детьми, узнаю много новой для себя информации.  И считаю это нормальным. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

     В качестве итога хочется отметить, что этот курс нужен и важен для детей. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой.

        Итак, можно выделить положительный опыт проведения занятий по курсу ОРКСЭ и определённые трудности.

Положительный опыт

- использование ИКТ и интерактивных технологий;

- социальные проекты, связанные с ценностями мест проживания учащихся;

- методики знакомства детей с новыми философскими понятиями, умением рассуждать на уроке на заданные темы;

- сотрудничества с родителями;

-  составление проектов, их защита;

- методики знакомства с новыми видами текста: притча, афоризмы и другие;

- игровая форма проведения уроков.

Трудности:

-организационно - финансовая невозможность организации преподавания по нескольким модулям;

- большая наполняемость классов (предпочтительнее изучать данный предмет в малых группах);

- педагогам не хватает глубоких знаний по основам религиозных культур(требует длительной подготовки к уроку);

- отсутствие примерных поурочных разработок по курсу;

- понятийный ряд в учебниках не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников;

- недостаток или отсутствие внимания со стороны родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...