Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 4 классе
методическая разработка (4 класс) на тему

Косюк  Надежда Анатольевна

Урок-игра по басням И.А.Крылова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Его басни переживут века…»

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 4 классе

Цель урока: 

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова

Тип урока: комбинированный, обобщающий
Форма урока: игра
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Возрастная категория4 класс
Вид урокаурок-игра

УМК:
— Литературное чтение . 4 класс.

Учебник по литературному чтению  для  4 класса в  2 ч.  УМК «Школа 21века», издательство «Вентана-Граф»

- Хрестоматия по литературному чтению для  4 класса в 2 ч.  УМК «Школа 21века», издательство «Вентана-Граф»

— раздаточный материал.


Оборудованиекарточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор

Оформлениепортрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова

Эпиграф:

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И.А.Крылов


Организационная структура урока:

1.     Вхождение в тему урока.


Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры. 

Ребята, мы с вами   во 2,3 и 4 классах  знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
— Что такое басня? 
— Кто герои басен?
— А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?


Для проведения игры класс делится на команды.

 


2. Слово о баснописце И.А.Крылове.


Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

Класс делится на две группы и начинаем игру-соревнование

 

1задание.Повторение литературоведческих терминов.

1группа

-Что такое басня?

1.Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.


2.Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

2 группа

- Какое художественное средство используется в басне?
Аллегория)

1группа

Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (^ Разобщенность в дружбе).

2группа

Что осуждает Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

 

2. Викторина.

1.— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
2.— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
1.— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
2.— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
1.— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
2.— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
1.— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
2.— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

3.Продолжите крылатые слова. 

1. Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

2.А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
1.
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

2.Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
 

4.Угадай название басни по её морали.

     1.К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,-цены не зная ей,

Невежда про  неё свой толк

                                        Всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней

Так он её ещё и гонит.( Мартышка и Очки) 
      2. А вы, друзья, как ни садитесь,

           Всё в музыканты не годитесь . (Квартет)

      1.На свете таково ж: коль в нужду попадёшься,

                   Отведай сунуться к друзьям:

          Начнут советовать и вкось тебе и впрямь:

          А чуть о помощи на деле заикнёшься,

          То лучший друг и нем и глух. (Крестьянин в беде)

 
      2. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.(Лебедь, рак и щука)
1.
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.(Волк и ягнёнок)

2. Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.(Мышь и Крыса)

___

5.Конкурс «Угадай басню».

 
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты: 


  • 1.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 
    («Квартет»)

  • «У сильного всегда бессильный виноват…»
     («Волк и ягнёнок»)

  • «А Васька слушает да ест…» 
    («Кот и Повар»)

  • «А Ларчик просто открывался…» 
    («Ларчик»)

  • «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» 
    («Ворона и Лисица»)

  • «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

  • Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

 

6.Конкурс «Найди пару»

- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.

- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги. 

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

 

 7.Инсценирование басни.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. 

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

 8.«Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды. 

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова. 

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1


Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Для команды № 2

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

Моё

С песком и илом?

 

5. Подведение итогов урока. 

Объявление результатов соревнования между тремя командами.

Оценивание актеров.


6. Заключительное слово учителя.

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

^ Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. 

 

Стихотворение П.Вяземского 

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Её и внуки затвердят. 

Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?


Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

7. Домашнее задание: 
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Урок окончен, всем - спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс

Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...

Урок-презентация басни И.А.Крылова

Урок-презентация     Басни И.А.Крылова  Цели:совершенствовать известные данные, расширить их;совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;активизировать ...

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова   4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...

Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс.

Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс. Содержит технологическую карту урока....

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Урок отчет по литературному чтению. Басни И.А.Крылова.4 класс.

Воспитывать любовь к басням, желание их читать. ...