Представление педагогического мастерства
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Яшкина Мария Васильевна

"Представление педагогического мастерства воспитателя группы продленного дня МБОУ «Курташкинская СОШ» Яшкиной Марии Васильевны" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического мастерства

воспитателя группы продленного дня

МБОУ «Курташкинская СОШ»

Яшкиной Марии Васильевны.

Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый ребенок - ключевая фигура воспитательного пространства.

Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

В МБОУ «Курташкинская СОШ» я работаю с 2016 года. В группе – 26 человек (13 – девочек и 13 – мальчиков). Группа продлённого дня была сформирована на основании заявлений родителей 2-4 классов, в соответствии с приказом директора школы. В группу с начала учебного года было зачислено 26 человек.

Дети разновозростные, из разных классов. Адаптация учащихся в классном коллективе проходит успешно. Ребята называют друг друга по имени, умеют вести себя правильно в игре. Все дети положительно относятся к школе. Дети с уважением и заботой относятся друг к другу, поддерживают дружеские отношения между собой.  Характер общего эмоционального климата в коллективе  положительный. Воспитатель следит, чтобы возникающие конфликты, споры разрешались положительно, чтобы дети учились дружить, находить друзей в классе, обучались взаимопомощи, воспитывалось чувство сострадания друг к другу. Воспитатель способствует поддержанию интереса детей к учёбе, подбору индивидуального подхода к каждому ребёнку. Проводит беседы с учителем, родителями.  Организовано 100 %-е питание в столовой. Перед посещением столовой проводятся необходимые гигиенические процедуры.

    Интересы учащихся различны. Все  дети  имеют  нормальное  физическое  развитие.   По  типу  темперамента  все  различны.  Есть  дети  усидчивы,  внимательно  слушают  воспитателя,   интересуются  учёбой,  увлекаются  различными  видами  занятий.  Все ребята активно участвуют во внеклассных мероприятиях. Очень любят спорт и охотно занимаются на секциях. Интересно проходят спортивные часы.

     Самоподготовка  проходит  спокойно,  дети  все  выполняют  домашнее  задание. Некоторым  детям  приходиться  объяснять  дополнительно.  

     Вся работа воспитателя направлена на воспитание  чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы во внеурочное время. Ведущим видом деятельности является игра. В соответствии с возрастными особенностями воспитателем  систематически проводятся беседы различного содержания, занятия-практикумы по правилам поведения в общественных местах, транспорте, по правилам общения со взрослыми и сверстниками, конкурсы рисунков. Кроме этого ведётся работа с бумагой, пластилином, проводятся спортивные  игры, праздники. Девочки и некоторые мальчики занимаются в кружках «Сделай сам», «Фольклор», «Организатор коллективно-творческих дел»  под руководством Прониной Т.М.

    С родителями поддерживается тесная  связь, установлены доверительные отношения с первых дней. Они принимают активное участие в жизни классного  коллектива.

Постоянный контакт с учителями,  Ухваткиной В.М. и Маскайкиной Т.А.,  дают возможность лучше узнать детей их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку и направить своё сотрудничество на развитие интеллектуальных и духовных качеств.

Группа продленного дня - это детский коллектив, где нужно воспитывать у детей такие качества и умения, как дружить, быть добрым, радоваться за успехи других, поддерживать, сопереживать и др. Через все виды деятельности идет развитие детей. Важную роль в этом развитии имеет комфортный психологический климат в группе. Очень важно умение увидеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, уметь понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей, важно быть «адвокатом» ребенка, работать над тем, чтобы быть всегда уравновешенным. Только когда найдешь подход к каждому ребенку можно помочь решить их проблемы, тревоги, обиды и т.д.

Корректируя мероприятия в соответствии с мероприятиями общешкольными и планом воспитательной работы классного руководителя, что способствовало умственному, физическому и эмоциональному развитию учащихся.

Главная цель ГПД - создание условий для личностного роста каждого ученика, развития творческих способностей, интереса к занятиям, навыков самостоятельной работы. Расширению нравственного представления детей о своей гражданской позиции по отношению к Родине. Созданию для детей комфортной обстановки и климата для самовыражения. Необходимым условием эффективной работы ГПД было чёткое и хорошо продуманное планирование. Календарно - тематический план был составлен мною по следующим направлениям:

  1. Духовно-нравственное
  2. Общеинтеллектуальное
  3. Спортивно-оздоровительное
  4. Общекультурное.
  5. Социальное

В духовно-нравственном направлении формирую навыки общения и  культуры поведения, развиваю и совершенствую  нравственные качества, ориентируюсь на общечеловеческие ценности. В направлении  духовно-нравственной деятельности провожу чтение и рассуждении книг, викторины по сказкам, посещаем библиотеки, аппликации «Ковер из осенних листьев», беседы «Картины прошлого нашей страны», обсуждаем творчество В.Осеевой и других, а также ведем наблюдения за изменениями в природе, проводим литературные викторины, беседы «Я и мой щенок», «Как я помогаю маме», «Твой внешний вид», рассматриваем правила поведения на переменах, безопасные игры.

В общеинтеллектуальном направлении развиваю познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. В направлении общеинтеллектуального воспитания провожу следующие мероприятия: конкурсы и  экскурсии, клубные часы и т.д. по темам : Турнир знатоков русского языка, игра клуб веселых математиков, игра «Бумажный бум»,  «Пословица-всем делам помощница», игра «Шашки», дидактическая игра «Рыбаки», веселая викторина «Самый, самая, самое», игра «Путешествие по Логическим стровам», конкурс загадок, Игра «Разные, одинаковые» и т.д.

В спортивно- оздоровительном направлении создаю наиболее благоприятные условия для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха, приобщаю к занятиям  подвижными играми, использую в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности. В направлении спортивно-оздоровительной деятельности провожу динамические паузы с использованием подвижных игр, физкультминутки во время самоподготовки, беседы, викторины, и др. мероприятия: «Один за всех и все за одного», «Друзья Вода и Мыло», «В гостях у доктора Айболита», «Вредные привычки не мои сестрички», «В здоровом теле здоровый дух», а также экскурсии, игры на свежем воздухе, веселые старты, день любимых игр, подвижные игры «Вышибалы», «Лапта» и т.д.

В общекультурном направлении обеспечиваю эстетическое, интеллектуальное, нравственное развития воспитанников. Воспитываю творческую индивидуальность ребёнка, развиваю интерес и отзывчивость к искусству театра и актерской деятельности. В направлении общекультурного воспитания провожу конкурсы рисунков, изготовления подделок, аппликаций, оригами и др. мероприятия: «Где я живу», «Книги-реки, наполняющие Вселенную мудрость», а также минутки творчества, натюрморт «Овощи», рисование «Мои каникулы», самоделки из пластилина, музыкальный час, игра «Угадай мелодию и т.д.

В социальном направлении создаю условия для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели. В социальном направлении провожу много мероприятий по правилам дорожного движении, такие как «Мы идем в школу», «Светофор наш верный друг» и т.д., а также беседы «Герб и флаг России», ПТБ «Не играй с огнем» и т.д.

На самоподготовке ставлю такие цели и задачи, как совершенствование организации выполнения домашнего задания, развиваю навыки самостоятельной работы, повышаю мотивацию и заинтересованность. При выполнении этих задач ключевую роль играет совместное сотрудничество с учителями, взаимные посещения уроков, самоподготовки и клубных часов для коррекции своих действий, методов и приёмов. Нацеливая детей на высокую результативность, применяются такие приёмы, как соревнования «кто быстро и правильно выполнил задание, или поощрение «самый лучший». Но есть и такие ребята, которые с трудом усваивают учебный материал. К этим ребятам нужен особый подход. Прежде чем выполнить домашнее задание, им необходимо еще раз объяснить то, что прошли на уроке, дополнительно заниматься по всем предметам.

К объяснению и разбору заданий, которые  вызывали трудности, так же привлекаются и дети. Хороший результат дает такой приём, как создание ситуации успеха.

Особое значение уделяю играм, игровой деятельности, потому что мир детства-таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия.

Дети с удовольствием посещают группу продленного дня.

Начальная школа вносит существенный вклад в формирование личности ребенка. В этот период необходима грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Важная роль отводится самоподготовки учащихся. Ребята успевают делать все домашние задания и уходят домой подготовленными. Родители очень довольны таким положением дел, т.к. 26 человек из группы ежедневно посещают дополнительные кружки и спортивные секции. Количество времени ограниченно, но ребята с большим удовольствием занимаются дополнительно.

Опыт имеет теоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс воспитания гармонично развитой личности младших школьников  в условиях группы продленного дня. Для этого необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка.

В своей работе я опираюсь на: деятельностный подход в воспитании (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Щуркова Н. Е.), гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение, игровые технологии (Иванов И. П.), технологию развивающего обучения Эльконина Д. Б., Давыдова В. В., Выготского Л. С.

Теоретической базой явились следующие источники:

1. Азарова Л. Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников», Начальная школа, 1998г., №4

2. Теплов Б. М. «Психология и психофизиология индивидуальных различий», Избранные труды, М.: Флинта, 2009г., 368с.

3. Хуторский А. В. «Развитие творческих способностей», 2000г.

4. Зак А. З. «Методы развития способностей у детей», 1994г.

5. Талызина Н. Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», 1998г.

6. Миронов Н. П. «Способность и одаренность в младшем школьном возрасте», Начальная школа, 2004г., №6

7. Шадриков В. Д. «Развитие способностей», Начальная школа,2004г.,№4

8. Патрикеев А.Ю. «Подвижные игры: 1-4 классы», 2007г.

9. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы», 2007г.

10. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Педагогические технологии и педагогическое мастерство.

Рассмотрение наиболее актуальных педагогических технологий, помогающие улучшение качества обучения учащихся. Применение педагогических технологий требуют особого мастерства, которое основано на единст...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021

Педагогическое эссе Фестиваль педагогического мастерства-2021...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...