Условия эффективного развития толерантности в начальной школе
статья

 

Статья посвящена разработке системы работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников, рассмотрены компоненты системы и их характеристика. Актуальность темы обусловлена потребностью социума, учительского сообщества в системном воспитании различных видов толерантности обучающихся. Это обусловлено в свою очередь требованиями федерального государственного образовательного стандарта по формированию у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, жизни страны, осознанию учащимися начальной школы ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе все большую актуальность приобретает проблема толерантности. В самом широком смысле под толерантностью понимается терпимость к другому: поведению, мировоззрению, религии, обычаям, образу жизни и т.п. В результате процессов глобализации и интеграции окружающее нас пространство становится все более поликультурным. В нем присутствуют представители разных культур, национальностей, вероисповеданий. Для их бесконфликтного сосуществования и плодотворного общения необходима толерантность.

Целью развития толерантности является «…воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения»[1] Необходимость и важность воспитания толерантной личности очевидна. В противном случае в обществе возрастут тенденции экстремизма, агрессивность, увеличатся конфликтные ситуации в целом.

Особенно актуально формирование толерантности для Санкт-Петербурга. Поликультурная среда имеет в нашем городе длительные традиции. С момента своего основания Санкт-Петербург всегда был многонациональным городом. Петр I приглашал сюда иностранных специалистов различных национальностей: немцев, голландцев, итальянцев, французов и др. При этом в городе не было разногласий и розней на межнациональной почве. Так же Санкт-Петербург всегда отличался веротерпимостью. В нашем городе можно встретить храмы большинства вероисповеданий: православные церкви, католические костелы, лютеранские церкви, синагогу, мечеть, буддийский дацан.  

Школа является важнейшим институтом социализации личности и имеет большие возможности для развития у детей толерантности. Именно младший школьный возраст,  время интенсивного развития всех качеств,  во многом определяет будущее человека. К тому же уже в начальной школе дети погружаются в поликультурное пространство, общаются с представителями различных национальностей, с которыми учатся в одном классе.

Очевидно, что для эффективного развития толерантности у младших школьников необходимы определенные условия. Прежде всего, необходима компетентность учителей данном вопросе. Далеко не все учителя обладают знаниями и умениями в сфере толерантности, в том числе и этнической. Кроме того, сам учитель должен быть толерантным:  «…руководить процессом поликультурного образования должны взрослые, сами, в свою очередь, обладающие поликультурным мышлением. Именно от уровня поликультурной грамотности педагогов зависит действенность направления»[2] Данные ряда исследований говорят о то, что «…толерантность учителя начальной школы влияет на эффективность педагогической деятельности, выступая как профессионально важное качество.[3] Для развития толерантности педагогов и повышения их компетентности в данном вопросе,  необходимо проводить специальные семинары и тренинги.

Возможности школы по развитию у младших школьников толерантности могут быть реализованы как в учебном процессе, так и во вне учебной и внешкольной деятельности.

В ходе учебного процесса формированию толерантности способствуют в большей степени такие предметы, как окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык, основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)  и др. Особое значение имеет формирование толерантности средствами художественной литературы. Оно может осуществляться как на  уроках литературного чтения, так и в ходе домашнего чтения произведений, рекомендованных учителем. В качестве примера художественных произведений, способствующих развитию толерантности можно привести следующие: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» и «Стойкий оловянный солдатик», К. Ушинский «Слепая лошадь», М. Скребцова «Улыбка Бога», В. Катаев «Цветик – семицветик» и др. Как полагают О.Е. Володина и М.С. Малаева, на уроках литературного чтения необходимо «…вызвать нравственные переживания, связанные с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд»[4]

Формирование толерантности младших школьников осуществляется и в ходе вне учебной деятельности. В нашей школе регулярно проводятся внеклассные мероприятия, способствующие как формированию этнической идентичности, так и развитию толерантности. Например, фольклорные праздники,  конкурсы рисунков, мероприятия посвященные Дню Победы и Дню снятия блокады, Дню города и т.п. Фольклорные праздники способствуют тому, что дети узнают больше о традициях своего народа, у них формируется этническая идентичность. Необходимо отметить, что этническая идентичность является необходимым условием развития толерантности. Только ребенок, обладающий позитивной этнической идентичностью, будет хорошо относиться как к представителям своей национальности, так и к представителям других национальностей.

В рамках мероприятий ко Дню Победы и Дню снятия блокады происходят встречи с ветеранами. Младшие школьники учатся проявлять чувство доброты, милосердия, толерантности по отношению к пожилым людям. Так же в ходе таких мероприятий воспитывается патриотизм, чувство сопричастности к подвигу великого народа. При этом  подчеркивается, что в победу в ВОВ внесли свой вклады все народы, населяющие СССР.

Так же в нашей школе проводятся конкурсы рисунков на темы, связанные с толерантностью: «Город в котором я живу», «Моя улица», «Мир добра и толерантности» и т.п. Младшие школьники с удовольствием принимают участие в таких конкурсах, которые способствуют не только формированию толерантности, но и снижению в обществе уровня экстремизма и национализма, а так же развитию творческих способностей детей.

Что касается внешкольной деятельности, то здесь представляется целесообразным использование для формирования толерантности средств музейной педагогики. Наибольший интерес с данной точки зрения представляют программы Российского этнографического музея (РЭМ), одного из крупнейших этнографических музеев не только России, но и всего мира. По отношению к младшим школьникам роль этнографического музея заключается в «углублении и дальнейшей систематизации уже имеющихся у них первичных этнических представлений и, что особенно важно, в корректной интерпретации информации на основе подлинных памятников народной культуры»[5] 

Коллекция Российского этнографического музея насчитывает более 500 тыс. экземпляров по 157 народам России. Экспозиции, представленные здесь, позволяют наглядно убедиться в том, как они похожи между собой и в то же время самобытны. РЭМ предлагает целый ряд программ, рассчитанных на младших школьников: «Школа ремесел», детская этнографическая студия, интерактивные занятия и лекции. Посещать данные мероприятия дошкольники могут как с родителями, так и организованно классом. В ходе таких занятий дети знакомятся с миром традиций и  обрядов других народов, а так же учатся понимать их значение в современном мире.

Таким образом, развитие толерантности в начальной школе может осуществляться в собственно учебной деятельности, а так же во внешкольной и внешкольной деятельности. При этом необходимым условием является повышение уровня толерантности самого учителя.  

Список литературы

  1. Баранова О.И., Десятниченко И.А. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - №2 Часть 2. - С.128-133
  2. Ботякова О.А. Роль этнографического музея в формировании толерантности. // Музей. Традиции. Этничность. – 2012. - №1. – С.86-93
  3. Володина О.Е., Малаева М.С. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы. // Проблемы педагогики. – 2017. - №2(25). - С.23-27
  4.  Морозова О.П. Педагогическая толерантность учителя начальных классов. // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Том 2. - №2. – С.176-179
  5. Феталиева Л.П. Педагогическая работа в начальной школе по формированию этнической толерантности учащихся. // Вестник социально-педагогического института. - 2017. - №1(21). – С.85-90


[1] Баранова О.И., Десятниченко И.А. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - №2 Часть 2. - С.130

[2] Феталиева Л.П. Педагогическая работа в начальной школе по формированию этнической толерантности учащихся. // Вестник социально-педагогического института. - 2017. - №1(21). – С.87

[3] см. Морозова О.П. Педагогическая толерантность учителя начальных классов. // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Том 2. - №2. – С.179

[4] Володина О.Е., Малаева М.С. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы. // Проблемы педагогики. – 2017. - №2(25). - С.25

[5] Ботякова О.А. Роль этнографического музея в формировании толерантности. // Музей. Традиции. Этничность. – 2012. - №1. – С.88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как условие повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе

Презентация к выступлению на фестивале педагогических идей...

Доклад на тему: "Развитие толерантности в начальной школе"

Формирование толерантности у учащихся начальных классов...

Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества ...

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях

Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...