Современные модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку

Сергеева Ольга Павловна

Материал будет интересен родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также специалистам сопровождения образовательных организаций, обучающих  данную категортию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Получение образования детьми с ОВЗ325.5 КБ
Office presentation icon ovz.ppt325.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Сергеева О.П, учитель-дефектолог МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Слайд 3

Право на образование Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Слайд 4

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" Дети с ОВЗ имеют равные права обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Слайд 5

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.

Слайд 6

Модели образования детей с ОВЗ Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Слайд 7

Фо рмы получения образования детьми с ОВЗ

Слайд 8

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся .

Слайд 9

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 10

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.

Слайд 11

Модель социализации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Слайд 12

Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство интегрированные группы, классы; группы кратковременного пребывания; группы компенсирующей направленности; надомное (индивидуальное) обучение; дистанционное обучение; семейное обучение.

Слайд 13

Основная цель интегрированного обучения: реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для успешной их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка

Слайд 14

Учет рекомендаций ПМПК Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме интегрированного обучения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и с учетом степени выраженности недостатков их психического и (или) физического развития

Слайд 15

Интегрированное обучение может быть организовано: посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения; посредством открытия класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

Слайд 16

открывается на 1 сентября нового учебного года приказом муниципального органа управления образованием на основании соответствующей заявки общеобразовательного учреждения Класс интегрированного обучения

Слайд 17

Заявка общеобразовательного учреждения должна содержать: список обучающихся, которым рекомендовано обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для зачисления в класс интегрированного обучения; копии Коллегиальных заключений психолого-медико-педагогической комиссии, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения; копии индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения; заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в класс интегрированного обучения.

Слайд 18

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) Предусматривает меры: Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. По пересмотру критериев установления инвалидности для детей.

Слайд 19

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии .

Слайд 20

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам , выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Слайд 21

Развитие интегрированного образования является одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Организация обучения детей этой категории в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество; а посещение учреждений дополнительного образования способствует развитию личностного потенциала. Однако, развитие различных моделей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья требует тщательного анализа с целью выявления проблемного поля, поиска и обобщения наиболее удачного педагогического опыта.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Сергеева О.П, учитель-дефектолог МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Слайд 3

Право на образование Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Слайд 4

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации" Дети с ОВЗ имеют равные права обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Слайд 5

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.

Слайд 6

Модели образования детей с ОВЗ Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Слайд 7

Фо рмы получения образования детьми с ОВЗ

Слайд 8

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся .

Слайд 9

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 10

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.

Слайд 11

Модель социализации обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Слайд 12

Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство интегрированные группы, классы; группы кратковременного пребывания; группы компенсирующей направленности; надомное (индивидуальное) обучение; дистанционное обучение; семейное обучение.

Слайд 13

Основная цель интегрированного обучения: реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для успешной их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка

Слайд 14

Учет рекомендаций ПМПК Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме интегрированного обучения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и с учетом степени выраженности недостатков их психического и (или) физического развития

Слайд 15

Интегрированное обучение может быть организовано: посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения; посредством открытия класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

Слайд 16

открывается на 1 сентября нового учебного года приказом муниципального органа управления образованием на основании соответствующей заявки общеобразовательного учреждения Класс интегрированного обучения

Слайд 17

Заявка общеобразовательного учреждения должна содержать: список обучающихся, которым рекомендовано обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для зачисления в класс интегрированного обучения; копии Коллегиальных заключений психолого-медико-педагогической комиссии, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения; копии индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, заверенные руководителем общеобразовательного учреждения; заявления родителей (законных представителей) о зачислении детей в класс интегрированного обучения.

Слайд 18

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) Предусматривает меры: Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. По пересмотру критериев установления инвалидности для детей.

Слайд 19

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии .

Слайд 20

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам , выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Слайд 21

Развитие интегрированного образования является одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Организация обучения детей этой категории в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество; а посещение учреждений дополнительного образования способствует развитию личностного потенциала. Однако, развитие различных моделей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья требует тщательного анализа с целью выявления проблемного поля, поиска и обобщения наиболее удачного педагогического опыта.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В  Федеральном законе об образовании в Росс...

Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому

Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...

Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями дл...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. "Общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентиров...