Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Бунина Ирина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья

В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном  ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.

Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.

Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.

Однажды на заседании Совета по делам инвалидов Президент произнёс:  «Мы просто обязаны создать нормальную систему образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Стратегической задачей стало создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся разных возрастных категорий с ОВЗ. В связи с этим появились новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Повысились требования к профессиональной компетенции педагогов и взрослых, ответственных  за воспитание и обучение детей «особой заботы».

Федеральная программа «Доступная среда» призвана обеспечить:

  • создание доступной среды для детей - инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматривающей комфортные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • материально-техническое оснащение школы оборудованием, необходимым для адаптации и реабилитации обучающихся;
  • адаптацию зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий.

Целью программы является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество инвалидов и других маломобильных групп населения.

Главная задача программы «Доступная среда» - создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. Многие общеобразовательный учреждения уже реализуют эту программу, в их число входит и наша школа МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области  

В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Как же реализовать эту цель с детьми ОВЗ?

Образовательное учреждение в контингент, которого включены учащиеся с особыми образовательными потребностями, и в котором создаются условия для получения качественного образования всеми детьми в соответствии с их возможностями, разрабатывают индивидуальные и адаптированные коррекционные образовательные программы для обучения. Такая программа должна обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-психологической помощи детям с ОВЗ;
  • возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в ОУ.

Программа должна содержать:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий;
  • систему комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Тем не менее, «Залининской школой» была разработана адаптированная общеобразовательная программа.

Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей  ОВЗ.

Программа направлена на решение определённых задач.

Задач много. Все они грамотно выстроены, но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.

Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:

  • психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
  • стимулирование и поддержка;
  • разработка и внедрение;
  • развитие профессиональной компетенции учителей.

Мы реально понимаем, что вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ляжет на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...

В рамках программы «Доступная среда» в школе созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, комплекс БОС, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, полностью оборудован и укомплектован кабинет логопеда.

Психолого-медико-педагогический консилиум школы обеспечивает диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.

Изюминка инклюзивного образования в том, что

  • все дети разные;
  • все дети могут учиться;
  • есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
  • адаптация системы к потребностям ребёнка.

Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно - педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких  процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.

Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психолога, учителя-логопеда, врача, родителей и наличие научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна.  Тогда, может быть, и в наших школах безбарьерной образовательной среды Октябрьского района Курской области вырастут: Бетховены и Аланы Маршалы, Достоевские и Циолковские…

Успехов в работе!

Автор статьи:

Почекаева Ирина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных организационно-педагогических условиях.

Статья рассказывает о "Неделе начальных классов" как форме создания организационно-педагогических условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимос...

Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

                 Инклюзивное образование•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных...

Современные модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Материал будет интересен родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также специалистам сопровождения образовательных организаций, обучающих  данную категортию детей....

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Доклад Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.Задачи:-раскрыть задачи образовательной ситуации-проанализировать условия эффективности обучени...