Обобщение знаний об имени прилагательном
план-конспект урока (3 класс)

Редкозубова Татьяна Петровна

 

Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

УМК «Школа России»

Цель: создать условия для применения знаний  признаков имён прилагательных при решении учебных задач.

Задачи урока:

·       систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, находить имена прилагательные в тексте, способствовать развитию умения писать родовые окончания  имён прилагательных;

·       содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности, осуществлению самоконтроля; рефлексии.

·       воспитывать уважительное отношение к учебной деятельности сверстников, любовь к природе; воспитание этических  чувств.

Планируемые  результаты:

Личностные результаты:

Положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Познавательные:

общеучебные: осуществление поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний об имени прилагательном, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;

логические– анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез с восполнением недостающих компонентов при составлении предложений;

постановка и решение проблемы– создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществление контроля, коррекции, оценки  и регуляции учебной деятельности сверстников в группе.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение функций участников в группе, разрешение возникших конфликтов в процессе выполнения заданий, управление поведением партнёров по команде, умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли.

Предметные:  

 умение находить имена прилагательные в тексте, определять род, число и падеж имён прилагательных, писать родовые окончания, согласовывать имена прилагательные с существительными, умение осуществлять разбор имени прилагательного по составу, умение составлять синквейн.

Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Формы организации деятельности детей:  коллективная.

Оборудование: карточки для групповой работы, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

I. Мотивационно-целевой этап

Орг. момент.

   А сейчас проверь, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Всё ль на месте, всё ль в порядке,

   Ручка, книжка и тетрадка?

   Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

Запишите число. Классная работа.

Минутка чистописания.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

О каком времени года идет речь в стихотворении А. Плещеева?

Я предлагаю вам сегодня отправиться на виртуальную познавательную весеннюю прогулку. Мы с вами будем не только делать весенние открытия, но и обобщать знания. Угадайте, какая часть речи нам будет сегодня помощницей, выполнив минутку чистописания.

2 СЛАЙД. при ая ой яя ый у ий а ее ист  еньк на ое

  • Грач на горе - весна на дворе.

Выбрать окончания имен прилагательных

Найти орфограммы и дать объяснение написания орфограмм.

Определение темы урока

3 СЛАЙД. Какую  скрытую информацию вы разгадали в минутке чистописания?  Кто догадался? Докажите. Сформулируйте  тему урока.

Тема урока – имя прилагательное

Постановка цели урока

4 СЛАЙД. Какова цель урока?  Выберите подходящее предложение (На слайде).

Знакомство с новой темой

Закрепление и повторение изученного материала

Обобщение знаний.

Почему?

Обобщение знаний

Составление плана работы

5 СЛАЙД. Пожалуйста, определите порядок, ход работы на уроке (На слайде).

1. Дать определение части речи.

2. Проверить умение определить имена прилагательные.

3. Повторить грамматические признаки имен прилагательных.

4. Повторить роль имен прилагательных в речи.

5. Вывод по теме урока  и оценивание своей работы.

Составляют порядок работы

II. Операционно - познавательный этап

Актуализация знаний

6 СЛАЙД.

Заполнить пропуски

Имя прилагательное – это часть ____, которая обозначает ___________ и отвечает на вопросы________________________. Имя прилагательное изменяется по ___________________. В предложении имя прилагательное связано с именем ____________. Начальная форма имени прилагательного – это форма ______________________. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает  _____________.

Вставить слова

Работа в группах.

7 СЛАЙД. Чтобы обобщить знания о различных формах имен прилагательных предлагаю разбиться по группам и проработать каждую форму имен прилагательных отдельно.  

Разбиваются на группы

Задание 1 группы (На слайде)

Весенняя, дождливое, теплый,

солнечная, звонкий, яркий.

На какие группы можно разделить данные имена прилагательные?

Что указывает на эти признаки?

От чего зависит данная форма прилагательного?

Вывод: имена прилагательные изменяются

по родам.

Имена прилагательные изменяются по родам. Род имен прилагательных можно узнать по окончанию.

Ж. р.: ая, яя

М. р.: ий ,ый, ой

С. Р.: ое, ее

Род имен прилагательных зависит от имен существительных.

Задание 2 группы (На слайде)

Прекрасные - прекрасный

Очаровательные - очаровательный

Высокие -высокий

Низкие – низкий

Какие группы имен прилагательных можно выделить?

Что указывает на эти признаки?

От чего зависит данная форма прилагательного

Дополнительно, что еще можете сказать об этих именах прилагательных.

Вывод : Имена прилагательные изменяются по числам

Имена прилагательные изменяются по числам.

Во мн. ч.: -ые, -ие

Число имен прилагательных зависит от имени существительного

Задание 3 группы (На слайде)

Как -то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Я пишу в саду под кленом

Стих о листике зеленом.

От чего зависит данные формы прилагательного зеленый?

Определите падеж прилагательного зеленый.

Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам. (Склонение)

Имена прилагательные изменяются по падежам.

Это называется склонением.

Падеж имен прилагательных зависит от имени существительного, связанного с ним по смыслу.

Задание 4 группы. (На слайде)

По дорожкам побежали звонкие ручьи. На полянках зацвели первые цветы. Вдоль дорожки ходит важный грач.

Выделите имена прилагательные. Каким членом предложением бывают обычно имена прилагательные?

Вывод: в предложении имена прилагательные обычно бывают определение

В предложении имена прилагательные обычно бывают определением.

Подведение итогов.

8 СЛАЙД. Какие  признаки мы научились определять у имен прилагательных?

Являются ли эти признаки постоянными?

В каком виде работы мы можем определить все эти признаки?

Род, число и падеж

Нет

В морфологическом разборе имен прилагательных.

Физминутка

9 СЛАЙД. Музыкальная физминутка о весне для глаз.

Закрепление

10-12 СЛАЙДЫ.

Выполнение упражнения № 151, с.86. (6 предложение).

Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор имени прилагательного.

Словарная работа

13-14 СЛАЙДЫ.

Выполнение упражнения № 152, с.86.

Составить словосочетания. Определить род.

Развитие речи

15-19 СЛАЙДЫ.

Представление репродукций картин о весне (На слайде).

Учащиеся называют прилагательные, учитель в текст вставляет прилагательные.

Наконец весна предстала во всём своём великолепии.

Вся сотканная из струящихся ____________ лучей, __________ свежестью ____________ ароматов, она уверенно шла по планете. _________ голубое небо с улыбкой слушало ______________ песни жаворонков. ____________ ручейки звонко радовались ____________ изменениям природы и сверкали ___________ зайчиками. Это добавляло ещё больше света и веселья.

Всё в этом мире становилось ____________.

Коллективное составление текста.

«Проверь себя»

20 СЛАЙД.

Выполнение заданий с. 89.

III. Рефлексивно - оценочный этап.

Рефлексия

21 СЛАЙД.

Что повторили сегодня на уроке?

Как определить падеж  и род

имён прилагательных?

Роль имен прилагательных в речи.

Оцените свою работу на  уроке.

Выводы по теме

Оценка учащихся.

Подведение итогов работы на уроке.

Домашнее задание

22 СЛАЙД.

Выполнение упражнения № 155, с. 88.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Задание 1 группы

Весенняя, осеннее, длинный,

большой, интересная, тепленькое.

На какие группы можно разделить имена прилагательных?

_______________________________________________________________

Как это можно узнать?

_______________________________________________________________

От чего это зависит?

_______________________________________________________________

Вывод: имена прилагательные изменяются по____________________

Задание 2 группы

Прекрасные - прекрасный

Очаровательные - очаровательный

Высокие - высокий

Низкие - низкий

На какие группы можно разделить имена прилагательных?

___________________________________________________________________

Что указывает на эти признаки?

___________________________________________________________________

От чего зависит данная форма прилагательного?

___________________________________________________________________

Дополнительно:

___________________________________________________________________

Вывод : Имена прилагательные изменяются по _______________________

Задание 3 группы

Как - то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Какие группы имен прилагательных можно выделить?

Как это можно узнать?

__________________________________________________________________

От чего зависит данные формы прилагательного?

__________________________________________________________________

Вывод: Имена прилагательные изменяются _______________________

Это называется _________________________ ________________________

Задание 4 группы.

По дорожкам побежали звонкие ручьи.

На полянках зацвели первые цветы.

Вдоль дорожки ходит важный грач.

Выделите имена прилагательные. Как выделяем имена прилагательные в предложении. Почему?

Вывод: в предложении имена прилагательные являются __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Данная презентация является дополнением к  конспекту  урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...