16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Котова  Елена   Михайловна

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

1001 идея интересного занятия с детьми

   16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 Цели урока:  

-систематизировать знания, полученные в результате изучения                      темы  « Имя прилагательное»;

-сопоставить имя прилагательное и имя существительное, выявляя сходства и различия данных частей речи;

-развивать умение сравнивать, обобщать .анализировать нужную информацию;

-развивать речь учащихся;

-воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Ход урока:

( учащиеся заранее разбиты на 4 группы по5-6 человек)

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк ,

 Начинается урок  русского языка.

Словарная работа

Задание:  Отгадайте загадки, напишите отгадки, подчеркните орфограммы.

Что за чудо этот дом!

Ребятишек много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином. ( Автобус)

Они бывают разные-

Зелёные и красные.

Они по рельсам вдоль бегут.

Везде встречают их и ждут.  (Вагон)

Не летает, не жужжит,

Жук по улицам бежит.

И горят в глазах жука,
       Два блестящих огонька. ( Автомобиль)

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду-

На всякой глубине

Лишь по пояс мне. ( Корабль)

Летит птица-небылица

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. ( Самолёт)

Из края города в другой,
       Ходит домик под дугой.

По улице, как два ручья

Течёт стальная колея. (Трамвай)

-Проверьте себя.  Если вы написали правильно, зажгите зелёный сигнал светофора, если написание не совпадает с вашим - красный.

( у детей на партах сигнальные карточки)

-У кого ошибки исправьте, а дома не забудьте поработать с  этими словами по памятке.

-В какую группу можно объединить все эти слова? (выслушиваются различные ответы и доказательства).

-Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

-Выполните задания по группам.

3. Работа по группам:

1 группа.

- От имён существительных  вагон, троллейбус, самолёт образуйте по два родственных слова, запишите через запятую, выделите ту часть при помощи которой вы образовали однокоренные слова. (троллейбус - троллейбусник - троллейбусный)

(вагон, вагончик, вагонное) .

- Какие слова мы называем родственными?

2группа.

Запишите пословицу. Объясните смысл. Подчеркните антонимы. Какой частью речи они являются? Докажите.

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

3группа.

 О ком так говорят?  Корабль пустыни

Запишите фразеологизм, объясните его смысл:

Вагон и маленькая тележка

Подчеркните часть речи, которая отвечает на вопрос какая?

4 группа.

К данным именам существительным подберите по смыслу подходящие имена прилагательные. Запишите словосочетания. Выделите окончания имен прилагательных.

Например : Большой автобус, голубой  вагон, легковой автомобиль и т.д.

Что объединяет эти имена прилагательные?

Сообщение темы и цели урока.

Кто догадался, о каких частях речи пойдёт разговор на сегодняшнем уроке?

Верно. Тема нашего урока:

Имя существительное и имя прилагательное.

Наша задача обобщить и систематизировать знания о  частях речи и выявить сходства и различия.

Давайте вспомним стихотворение об этих частях речи.

Существительное с прилагательным

Живёт на редкость дружно.

Изменит, окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Актуализация знаний. Составление таблицы-памятки.

Перед вами лежат вопросы ответы на которые вы должны будете дать.

( продолжается работа в группах.)

Вопросы для 1 группы:

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает?

-Как изменяется?

-Роль в предложении.

Вопросы для 2  группы:

Что такое имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает?

-Как изменяется?

-Роль в предложении.

Вопросы для 3 группы:

-Что называется склонением?

-Сколько падежей в русском языке?

-Сколько типов склонений у имён прилагательных

-Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям.

-Как проверить безударное окончание им. существительного.

Вопросы для 4 группы

-С какой частью речи связано имя прилагательное?

-Как определить род, число падеж им. прилагательного.

-Как правильно написать окончания имён прилагательных?

-У вас на партах лежат таблицы, которые мы с вами заполним по ходу ответов на поставленные вопросы в группах.

-По мере ответов мы будем заполнять таблицу, которая вам пригодится в будущей работе как сегодня так и на последующих уроках.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ВОПРОСЫ

Кто? Что?

Какой?  Какая? Какое? Какие?

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ

предмет

Признак предмета

ЧИСЛО

изменяется

Изменяется

РОД

Имеет постоянный род

Изменяется только в ед.ч

ПАДЕЖ

изменяется

изменяется

-Что общего у этих частей речи?

-Чем различаются?

Упражнение в написании безударных окончаний имён существительных и  имён прилагательных. Определение рода, числа и падежа им.прилагательных.

-Перед вами следующее задание: вставьте пропущенные окончания; определите род, число падеж имён прилагательных.

Карточка 1 группа

На стар.. болот..

в лягушачь.. кож..

мудр… совет…

в  прекрасн.. царевн.

Карточка 2 группа

Хрустальн..  туфельку

на сказочн..  балу

у королевск… дворца

от добр.. фе..

        

Карточка 3 группа

Отважн..  девочка

трудн..   путём

с добр… друзьями

к снежн… королев.

Карточка 4 группа

Удивительн… чудесами

От верн…. друга

В стар.. бутылк…

С длинн…бородой

Проверка:

-Вы догадались о каких героях идёт речь?

 -Кто авторы этих сказок? Как они называются?

Р.Н.С. « Царевна – лягушка»

Ш. Перро « Золушка»

Г.Х. Андерсен « Снежная королева»

Л.И Лагин « Старик Хотабыч»

Составление предложения из слов,  комментированная запись

-Составьте предложение  из слов.

сказки, чудесные, ребята, на, уроках, читали, чтения, литературного.

(Предложение записывают с комментированием орфограмм)

Чудесные сказки читают ребята на уроках литературного чтения.

-Запишите предложение с комментированием, разберите по членам предложения и частям речи.

-Какими членами предложения являются имена существительные и имена прилагательные в этом предложении.

Морфологический разбор.

(2 уч-ся у доски)

1и 2 группы разбор существительного  сказки

3 и 4 группы разбор прилагательного   чудесные

Творческое задание

-Для чего в нашей речи мы используем имена прилагательные.

-Добавьте в текст имена прилагательные, определите, определите род, число и падеж.

………герои на страницах произведений попадают в ……….ситуации .   ………..чудеса и ………..приключения ждут персонажей сказок.

( слова для справок: сказочные, необычные,  удивительные,  невероятные)

Итог урока. Рефлексия.

-Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

-Как вы думаете мы справились с поставленной задачей?

-Что понравилось больше всего?

- Какие трудности были в работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Презентация по обобщению знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Данная презентация является дополнением к  конспекту  урока. Способствует развитию умения распозновать имена прилагательные, сопоставлять с существительными, выявлять сходство и различия дан...