Главные вкладки

    Методическая разработка «Формы и методы работы при реализации раздела «Как мы появились в доме человека» по программе «Мы- твои друзья» Холодковой Галины Алксеевны, учителя начальных классов МБОУ «Ленинская ОШ».
    методическая разработка (4 класс)

    Холодкова Галина Алексеевна

    С раннего возраста надо говорить детям о том, что животные требуют к себе ответственного и серьёзного отношения. Важно, чтобы ребенок усвоил: домашний питомец — не игрушка. Домашние питомцы — прекрасные воспитатели. Они учат ребенка быть добрым и отзывчивым, сочувствовать и сопереживать. Порой домашний питомец помогает ребёнку справиться с ощущением одиночества, которое возникает из-за того, что родители, загруженные работой, не уделяют своему сыну или дочери достаточно внимания. Присутствие домашнего животного в доме даёт ребенку ощущение собственной значимости. Проявляя любовь и заботу о животном, дети воспитывают в себе лучшие качества характера, становясь добрее, человечнее и отзывчивее.

    Поколение ответственных хозяев домашних питомцев сделает наше общество лучше и добрее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка «Формы и методы  работы при  реализации  раздела «Как мы появились в доме человека» по программе «Мы- твои друзья»  Холодковой Галины Алксеевны, учителя начальных классов МБОУ «Ленинская ОШ».

    «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком».

    А. Шопенгуаэр.

            Образовательная  программа «Мы – твои друзья!» - это программа об ответственном отношении к домашним животным, разработанная в соответствии с российскими стандартами образования Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образования при участии Московской государственной академией ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина и Международного благотворительного фонда помощи животным «Дарящие надежду» по инициативе мирового эксперта в области ухода за домашними животными – бренда Purina. В мировом сообществе  всё большее развитие получает концепция, рассматривающая гуманное обращение с животными как один  из ключевых показателей цивилизованности общества.  

            Всё чаще приходится сталкиваться с примерами детской жестокости и, в частности, с шокирующими фактами  истязания  животных детьми.  Непоследовательность в формировании нравственных ценностей озлобляет ребенка. За агрессией, направленной на животных, может скрываться злость, которую ребенок не может высказать открыто, например, своим родителям. И в первую очередь нужно понять, чем вызвана эта злость. Когда существует конфликт между взрослым и ребенком, малыш хочет наказать взрослого, но не может. Поэтому он переносит чувства на того, кто слабее, например, на животное. Такое поведение называется перенаправлением чувств по схеме от «старшего к младшему», от «сильного к слабому». Следует объяснить ребенку, как чувствует себя животное, что ему больно и страшно. Рассказать и показать на своем примере, что намного приятнее быть сильным, храбрым и помогать слабым. На современном этапе развития общества чрезвычайно актуально большое внимание уделять формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному и нравственному слою.

    Ребенок — частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка умению видеть взаимозависимость человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает.

    Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у него с животными, как животные общаются друг с другом  и что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных навыков человека.

    С раннего возраста надо говорить детям о том, что животные требуют к себе ответственного и серьёзного отношения. Важно, чтобы ребенок усвоил: домашний питомец — не игрушка.  Домашние питомцы — прекрасные воспитатели. Они учат ребенка быть добрым и отзывчивым, сочувствовать и сопереживать. Порой домашний питомец помогает ребёнку справиться с ощущением одиночества, которое возникает из-за того, что родители,  загруженные работой, не уделяют своему сыну или дочери достаточно внимания. Присутствие домашнего животного в доме даёт ребенку ощущение собственной значимости. Проявляя любовь и заботу о животном, дети воспитывают в себе лучшие качества характера, становясь добрее, человечнее и отзывчивее.

    Поколение ответственных хозяев домашних питомцев сделает наше общество лучше и добрее.

    Изучив программу «Мы твои — друзья», я пришла к заключению, что польза от её реализации огромна.  «Как мы появились в доме человека. Мы - очень разные» - этот раздел программы я задумала реализовать   как проект и спланировала работу следующим образом:  

    № п/п

    Тема

    1

    Беседа « Как кошки и собаки появились в доме человека».

    2

    Родительское собрание «Домашние животные в жизни ребенка».

    Зачем нам нужны домашние питомцы.

    Сложности в содержании домашних животных.

    Как помочь детям стать добрым хозяином (обучение правильному общению с животными).

    Как общение с животными формирует личностные качества ребенка.

    О бродячих кошках и собаках.

    Разговор об участии в реализации проекта «Как кошки и собаки появились в доме человека?»

    3.

    Анкетирование взрослых и школьников.

    1) Кто вы?  (Ученик, учитель, сотрудник).

    2) Есть ли у вас домашний питомец? Кто он?

    3) Назовите три его «положительных качества».

    4) Кто ухаживает за ним?

    5) К кому из членов вашей семьи питомец привязан больше всего?

    6) Для чего вы держите домашнего питомца?

    7) Кто для вас ваш питомец?

    8) Согласитесь ли вы продать своего питомца или променять его на игрушку или дорогую вещь?

    4.

    Проект «Как кошки и собаки появились в доме человека?»

    Деление на группы: «Кинологи», «Фелинологи», «Журналисты».

    Определение направлений работы каждой группы, составление плана работы.

    5.

    Создание электронного журнала «Мой самый любимый друг». Каждый ребенок готовит фото своего питомца и сочинение о нем. Фотографирует своего питомца в наиболее интересных ситуациях; составляет рассказ о своём домашнем животном, его характере, повадках, играх.

    6.

    Презентация проекта. Познавательно-развлекательная программа «Как кошки и собаки появились в доме человека.»

    Параллельно с работой над  проектом  был создан журнал «Мой самый любимый друг».  И как итог работы (срок реализации — 2 месяца) познавательно-развлекательная программа «Как кошки и собаки появились в доме человека».

    Цель проекта: познакомиться с историей одомашнивания кошек и собак; породами кошек и собак; выяснить, зачем люди заводят домашних животных; как животные влияют на здоровье и настроение человека.  Как и рекомендовано в программе большую часть работы дети выполняли самостоятельно.  Серьёзную помощь при работе над проектом была оказана родителями.  В ходе работы над проектом использовались методы и формы, которые способствовали  продуктивному личностно-ориентированному творческому обучению и позволяли  детям познавать окружающий мир и создавать при этом образовательную продукцию. Метод эвристического наблюдения.

    Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.   Ребята, осуществляли наблюдение за своими домашними питомцами и получали собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения , комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение.  

    Метод исследования.  Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект.

    Цели исследования - план работы - факты об объекте –  возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт.   В процессе работы  использовался Интернет для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций. Дети учились работать  в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); учились  находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; приобретали навык публичных выступлений. Работа над проектом способствовала повышению мотивации к самообучению, формированию новых компетенций, повышению личностной самооценки; развитию  невостребованных в учебном процессе личностных качеств.

            Мы провели анкетирование с целью выяснить, каких домашних питомцев содержат  ученики, учителя и жители нашей деревни, какую роль играют домашние питомцы в жизни человека,  кем являются домашние животные для человека, как строятся взаимоотношения между человеком и домашним питомцем. Следует отметить, что дети очень серьёзно отнеслись к этому исследованию и остались довольны результатами.

            Результаты анкетирования показали, что  кошка и собака являются   наиболее популярными домашними питомцами  и являются другом  человека, его компаньоном. Кошки могут развлекать, успокаивать и лечить человека, а собаки очень преданы человеку и выполняют  для него много разной работы.

    Свою работу над проектом мы начали с изучения  литературы о домашних животных.  Список был размещен  на стенде, где впоследствии размещалась информация по теме проекта, рисунки и сочинения детей.

     Проект «Как кошки и собаки появились в доме человека?»

     Задачи:

       расширение знаний о домашних животных – кошках и собаках;

       обучение заботливому отношению к животным, ощущению их беззащитности, сопереживанию и сочувствию им;

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация, получение информации из  справочников, энциклопедий, сети интернет и т.п.);

    развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные  связи в окружающем мире.

    Метапредметные:

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее   эффективные способы достижения результата;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

     Личностные:

    формирование  мотивации к обучению и познанию;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных          ситуациях, умения находить выход из спорных ситуаций;

    формирование адекватной самооценки;

    адекватное  понимание причин успеха (неуспеха) в процессе работы.

    Работа на проектом ведется  в разновозрастных группах. Кинологи делают презентацию о собаках, фелинологи — о кошках, журналисты — об интересных фактах из жизни домашних питомцев. Учитель консультирует, дает необходимые советы, участвует в обсуждении  информации. Родители помогают детям в сборе информации, наблюдениях за домашними питомцами, фотографировании и оформлении материалов. В  процессе работы в классе оформляется  стенд  с изображениями разных пород собак и кошек, родословное дерево кошек и собак. Здесь же помещены рисунки, сочинения, фотографии домащних питомцев обучающихся, интересные сведения о  собаках и кошках.

    Познавательно-развлекательная программа

     «Как кошки и собаки появились в доме человека»

    Цель: расширить и обогатить представления детей о жизни и повадках кошек  и собак; разнообразии пород, особенностях их содержания;  воспитывать ответственных хозяев домашних питомцев;

              довести до детей мысль о том, что беспородные домашние питомцы также нуждаются в заботе, любви и внимании как и их породистые собратья;

             формировать правильное отношение к  брошенным животным.

    Ход мероприятия

    1. Анализ результатов анкетирования. (Выступление журналистов).

    2.Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашино».(Эх, никаких Шарик от тебя доходов… Расходы одни…)

    - Согласны ли вы с Матроскиным?  (Высказывания должны быть аргументированными).

    3.Ученик читает стихотворение.

    Четвероногие друзья!

    Их не любить никак нельзя.

    Они помощники в труде –

    Надёжные, примерные,

    Они и выручат в беде,

    И в дружбе очень верные.

    - А с мнением автора стихотворения  вы согласны? Почему?

    4. Презентация «Как собаки появились в доме человека». (Выступление кинологов).

    5.   Стихотворение А. Барто «У меня пропал щенок».

    - Что вы думаете о хозяйке щенка?

    - А как вы повели бы себя в такой ситуации?

    6.  Исполнение песни «Мой щенок» музыка  Ю. Чичкова; слова П. Синявского.
    -Какой породы был щенок у мальчика?

    - Как он к нему относился?

    Беспородные домашние питомцы также нуждаются в заботе, любви и внимании как и их породистые собратья.

    В последнее время на улицах города много брошенных собак. Бездомная собака – брошенный друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

    7. Б. Заходер «Песня бездомных собак».

    Ах, плохо бездомным,
    Плохо голодным,
    Таким беззащитным,
    Таким беспородным!
    Никто нас не любит,
    Никто не ласкает,
    Никто на порог
    Нас к себе не пускает...
    О, как мы страдаем
    От мук одиночества!
    И нам
    Человеческой радости
    Хочется!
    Зачем нас боятся?
    За что презирают?
    Зачем с нами дети
    Так редко играют?

    Ах, трудно живется
    Без друга-хозяина!
    Поэтому все мы
    И воем отчаянно!..
    Но кто нас полюбит,
    Кто нас пожалеет -
    Об этом ни капельки
    Не пожалеет!

    -Какой  вывод сделаем мы из всего сказанного?  

    8. Тест «Готов ли ты стать хозяином питомца?»

    9.Разговор о людях, которые  создают приюты для бездомных животных и заботятся о них.

    10.Стихотворение А. Барто «В кошачьей неотложке»

    11. Загадка о кошке.

    12. Презентация «Как кошки появились в доме человека». (Выступление фелинологов).

    13.Исполнение  песни Ирины Муравьёвой «Я — кошка, кошка, кошка...»

    Я - кошка, кошка, кошка

    я - кошка, кошка, кошка,

    Знакомы мы немножко,

    А близкого знакомства

    Ни с кем   я не вожу!

    Припев: Сама по себе, сама по себе гуляю,

     Сама по себе, сама по себе хожу.

     За лакомый кусочек
    Могу вам спеть разочек,
    Пригреюсь на часочек
    И снова ухожу!

    Припев.
    Не жди кошачьей дружбы,
    Не жди кошачьей службы -
    Дружить я не желаю,
    И людям не служу!

    - Как  автор песни относится к кошкам?

    - Нравятся они ей?

    - Насколько точно описано поведение кошки?

    - Как вы думаете, а у автора есть домашний питомец?

    14. Р. Киплинг «Кошка чудесно поет у огня».

    - О ком это стихотворение?

    -Кого автор считает другом?

    - А как он относится к кошке?

     -А вы что думаете по этому поводу?

    15. Конкурс «Кто больше знает о своем питомце».

    Разделимся на 2 группы: хозяева кошек и хозяева собак.

    Кошка - независимое существо, привыкает к месту, ловит мышей, и т. д.

    Собака привыкает к хозяину, сторожит дом,  самое преданное существо и т. д.

    16.Презентация об интересных фактах из жизни кошек и собак. (Выступление журналистов).

    17. Памятка «Как выбрать домашнего питомца» (Зачитывают подготовленные дети. Вручается всем присутствующим на празднике).

    18. Портрет хозяина питомца: какими качествами должен обладать хозяин собаки,  хозяин кошки.

    На  магнитной доске изображение человека с собакой и человека с кошкой.

    Из предложенных слов и выражений составляют характеристику, прикрепляя слова рядом с фигурой, затем каждая группа озвучивает результат своей работы. 

    19. Подведение итогов работы.

     В результате исследования мы:

    •  познакомились с многообразием домашних кошек и собак;
    •  выяснили, что домашние животные в современной жизни чаще всего являются  компаньонами  человека, друзьями и даже членами семьи;
    • люди заводят домашних животных для душевного тепла, уюта, радости общения, чтобы не быть одиноким;
    • домашние животные благотворно влияют на здоровье и настроение человека;
    • присутствие в доме любого животного благоприятно воздействует на нервную систему, снимает стресс, помогает выздоровлению, повышает настроение;  
    • решение завести домашнего питомца оказывает влияние на всю семью, если вся семья заботится о своем питомце, она становится намного дружнее и сплоченнее;
    • домашние животные делают нас ближе к природе, учат любви и состраданию;
    • мы учимся бережному и заботливому отношению ко всему окружающему миру.

    Литература.

    1.  Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы.: М., «Аванта+». 2004 г.

    2. Детская энциклопедия в вопросах и ответах «Кто, где и почему?»; Смоленск. Русич.2005

    3. Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. Кн. 2.- М.: Дет. лит., 1975

    4. В.Чаплина. У нас дома кошка. М.:Малыш.- 1990

    5. А.А. Плешаков «От земли до неба» (атлас-определитель).

    Интернет ресурсы.

    http://vsookoshkax.ru/istoriya/istoriya.htm http://www.hintfox.com/article/pojavlenie-koshek-v-zhizni-cheloveka.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

    Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

    План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год

    Планирование работы методического объединения в начальной школе  Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...

    Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

    Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

    Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Под крышей дома моего"

    Любовь, внимание и уважение - богатства, которыми должен пополняться каждый семейный очаг. Решается проблемный вопрос: Что такое семья для вас? В ходе классного часа ребята знакомятся с притчами, став...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...