Статья. Роль учителя в формировании человека.
статья (1 класс)

 
             Профессия учителя начальной школы  – самая трудная,  сложная и беспокойная из всех профессий, потому что от неё во многом зависит формирование человека.  От педагога требуется максимум терпения, здравого смысла, такт и глубокие разносторонние знания, ведь именно он закладывает основу знаний, умений и навыков, с которыми дети пойдут по жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_v_formirovanii_cheloveka.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

        Из опыта работы. Роль  учителя в формировании человека.

                                                                                 Бирюк Валентина Ивановна                                                                               МОУ СОШ №2, г. Нерюнгри  Республика Саха (Якутия)

                                                                                   

          Стремительно меняется время и общество, но  неизменной остаётся роль  учителя не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на все ребячьи «Почему?». Я учитель начальной школы  и я понимаю, какая ответственность лежит на мне.

             Профессия учителя начальной школы  – самая трудная,  сложная и беспокойная из всех профессий, потому что от неё во многом зависит формирование человека.  От педагога требуется максимум терпения, здравого смысла, такт и глубокие разносторонние знания, ведь именно он закладывает основу знаний, умений и навыков, с которыми дети пойдут по жизни. А ещё он должен тонко чувствовать маленького человека и уметь по матерински заботливо ввести его в новый мир, научить жить в гармонии с собой и людьми. За 42 года работы в школе я успела воспитать не одно поколение учеников, но всем ребятам всегда говорила, и буду говорить: «Я – ваша вторая мама». Вот почему, прежде чем начать урок, я смотрю в глаза детей, и если вижу, что ребёнку  плохо, он чем – то обеспокоен, кладу свою руку на его голову. Уверена, ему будет легче спокойно сидеть на уроке и учиться. Да, трудно быть ласковой и строгой, требовательной и умеющей прощать ошибки.

             Каждый ребёнок необычен, и чем он необычнее и сложнее по характеру, тем радостнее становится, когда «подобран ключик» к ещё одной ребячьей душе. Для меня самое важное в моей работе это сохранить у ребят интерес и любознательность на каждом уроке; уметь ярко, образно, эмоционально донести нужную информацию до каждого ребёнка. Именно поэтому при подготовке к урокам или мероприятиям я всегда подхожу творчески, используя удачные свои «находки», интересные методы и приёмы коллег; создаю на уроках ситуации, в которых ученики сотрудничают с учителем и друг с другом; подвожу ребят к тому, чтобы у них возникло желание самим что то интересное «добыть» к уроку в дополнительных источниках, или поучаствовать в олимпиадах и конкурсах федерального, Всероссийского или Международного  уровней.

           Мой опыт педагогической работы убедил меня в том, что высоких результатов в  обучении и воспитании учеников можно добиться лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребёнка, беспредельной веры в его творческие возможности. Большую помощь мне в этом оказывают родители моих учеников, т.к. на пути воспитания и обучения детей семья и школа должны находиться в тесной связи. Многие родители, приведя своего сына или дочь  в первый класс, убеждены, что их ребёнок самый хороший человечек. И пусть он ещё многого не умеет, но он обязательно научится. Это правильная позиция родителей! Но при этом важно не переоценить его способностей. Ребёнка надо терпеливо учить заниматься и дома. Сам он этому может и не научиться: слишком трудная задача для одного. А ещё родителям важно всегда помнить, что требования учителя и родителей должны совпадать. Часто бывает так: маленький школьник на уроке не усвоил тему, родители начинают объяснять её по  своему. Такие объяснения могут противоречить методике учителя. Ребёнок теряется, не знает, кого слушать: учителя или родителей. Или, выполняя домашнее задание по русскому языку, мама советует своему сыну работать медленнее, выводить каждую букву. При этом она забывает или просто не знает, что на уроке учитель требует высокого темпа работы. Ребёнок попадает в противоречивую ситуацию: дома он слышит: «Пиши медленнее, не торопись, выводи буквы», а в школе он не успевает за классом. Как избежать подобных ошибок? Для этого надо прислушиваться к рекомендациям учителя. Если соединить нехитрые правила человеческих отношений к ребёнку с рекомендациями, которые дают учителя, вы, уважаемые родители,  окажете своему маленькому школьнику неоценимую помощь. И тогда школа для него не станет нежеланной уже в первом классе. Портфель и книжки, с  любовью уложенные в него с сентября, не будут казаться день ото дня ненавистнее и тяжелее. Радость и школа будут жить в душе ребёнка вместе. С какой радостью ждут первоклассники своих родителей после занятий в школе! Как горят их глаза, если их похвалил на уроке учитель даже за маленький успех. А с какой гордостью они рассказывают об этом папе и маме…Родители должны быть заинтересованы успехами своих детей и учителя делают для этого всё, чтобы семьи его учеников стали частыми гостями в классе и его помощниками. При проведении открытых уроков и мероприятий, дней «открытых дверей» родители имеют возможность увидеть, как происходит процесс обучения и воспитания их детей, многие помогают в проведении конкурсов, наконец, просто «болеют» за своих ребят в проводимых соревнованиях.

             Для того чтобы облегчить вхождение маленького, робкого, неумелого первоклассника в трудный мир учёбы, надо вспомнить, что до школы он больше всего любил. Играть! И дети часто приносят игрушки в класс. Хороший учитель не станет кричать на ребёнка, если тот посадит рядом с собой за парту куклу. Он улыбнётся и скажет: «Пусть учится. Только пусть тебе не мешает». А ведь именно игры помогают мне создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс обучения. Большую помощь в этом мне оказали интерактивные игры Клауса Фопеля. Я использовала игры из трёх разделов его пособия: «Умение общаться», «Умение ладить с людьми» и «Учимся сотрудничеству». Например, игры «Спустить пар» или «Толкалки» помогли некоторым ребятам, у которых иногда присутствовали враждебность и агрессивность, стать терпимее к своим одноклассникам и пытаться понять их.

         Сегодня, как никогда, школе нужны увлечённые высокопрофессиональные

 учителя. Именно такие требования я выдвигаю к себе и неустанно им следую. Я стараюсь идти в ногу со временем: тщательно изучаю педагогическое наследие и научные статьи, связанные с обучением и воспитанием в начальной школе; выступаю на конференциях, делясь своим опытом; участвую в работе школьного МО учителей; владею и применяю в своей работе компьютерные технологии. Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний учащимися. Считаю, что информационные технологии определяют оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся, так как позволяют построить учебный процесс  с  обязательным достижением цели через алгоритм деятельности.  

                  Всё это позволяет мне развиваться как специалисту,                                                                                       совершенствовать своё мастерство, не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперёд в своём профессиональном развитии. А ещё я уверена в том, что только личным примером творческого отношения к делу можно воспитать творческую личность ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Роль учителя в формировании социальной толерантности учащихся"

Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки отличабтся от собственных, помогает ученикам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур...

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"

Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....

Статья "Роль учителя на уроке".

Какова роль учителя на уроке. Как научить учиться с интересом. Развитие творческих способностей учащихся стимулирует творческое развитие учителя....

Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка"

Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс ...

Роль учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника. Статья.

Статья посвящена роли учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника....

Статья "Роль учителя музыки в современной школе"

Роль учителя музыки в современной школеНаучить детей образовательной школы разбираться в музыке, как в виде искусства, очень сложно. Главнее всего научить просто ее любить. И, тем самым, воспитать чел...