Статья на тему: Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника. Траектория успеха
статья

Одна из главных задач современного образования – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Своевременно встает вопрос об индивидуализации обучения для одаренных детей и детей, требующих особых педагогических условий через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника. Траектория успеха

 Мы ничему не можем научить человека.

 Мы можем только помочь ему открыть это в себе

                                                               Галилео Галилей

         Одна из главных задач современного образования – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Своевременно встает вопрос об индивидуализации обучения для одаренных детей и детей, требующих особых педагогических условий через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

Статья 1. Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

       Термин индивидуальный образовательный маршрут довольно широкое понятие, которое тесно связано с такими понятиями как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория».

       Первые упоминания понятия индивидуального образовательного маршрута встречаются в научных трудах отечественных педагогов С. В. Воробьёвой, С. А. Писаревой, Е. В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что также были предприняты первые шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях, которые впервые были описаны в работах А.Г.Гогоберидзе, Н.А. Лабунской, Ю.Ф.Тимофеевой.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет на основе регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при прохождении маршрута с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.

        Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут - путь компенсации трудностей в обучении, и возможность реализации личностного потенциала обучающегося: интеллектуального, творческого, деятельностного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного (Ш.А. Амонашвили, В. В. Давыдов)

       Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут – путь освоения индивидуальной образовательной программы.

       Первые упоминания понятия индивидуального образовательного маршрута встречаются в научных трудах отечественных педагогов С. В. Воробьёвой, С.  А. Писаревой, Е. В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что также были предприняты первые шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях, которые впервые были описаны в работах А.Г.Гогоберидзе, Н.А. Лабунской, Ю.Ф.Тимофеевой.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет на основе активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при прохождении маршрута с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.

       Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»(Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

       Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

       Маршрут - путь следования. Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности младшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся.

      Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

      Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной системы образования. Уже в начальной школе встает вопрос об индивидуальном обучении для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории.

      Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

     Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

      Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в системе образования нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

       Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учеников; возможностями материально – технической базы учреждения.

      Прежде чем разработать индивидуальный образовательный маршрут, необходимо поставить цель. Цель данных образовательных маршрутов - ликвидировать пробелы в знаниях учащихся и предоставить учащимся дополнительный материал, который подготовил бы их для дальнейшего изучения предмета. На основе анализа, в котором выявляются темы, при изучении которых учащиеся испытывают трудности, подбирается материал для дальнейшего построения индивидуального образовательного маршрута.

       Поэтому при составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать особенности образовательного учреждения, наличие информационной образовательной среды и инфраструктуры. Учитывая все ресурсы школы, города и информационного мира, предоставленные младшему школьнику, ребенок выбирает для себя те, которые интересны именно для него в данный период его развития. Такой подход формирует у ребенка ситуацию успеха. Следовательно, ребенок развивается в комфортной для него социальной и образовательной среде, где учитываются его индивидуальные особенности и желания. Условием эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута является осознание всеми участниками педагогического процесса его необходимости и значимости как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

Программа опытно-экспериментальной работы школы №18 по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных це...

Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника

Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образован...

Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"

Через  презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника...

Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьникаВ настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности ...

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего школьника...