Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника
статья

Матвеева Екатерина Евгеньевна

Проектная деятельность как средство организации индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marmrut.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик: Матвеева Е.Е.,

учитель начальных классов.

г. Нижневартовск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность школьника, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности.

Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий.

Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности, которой должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет современная педагогика к эвристическим технологиям обучения, в частности к проектной деятельности. Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения, необходимые для индивидуализации образования в условиях перехода на стандарты второго поколения в начальной школе:

  • распознать проблему;
  • определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
  • оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
  • осуществить презентацию результата своей работы.

Процесс выявления, реализации и развития проектных умений младших школьников происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой проектной задачи. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы проектного обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

На современных конференциях среди проблем, стоящих перед современной школой была выделяют проблему реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.

Первое, на что хочется обратить внимание, это на способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала «вспышка интереса», как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте. «Исходи из ребенка»- старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребёнок - тем проще проект. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути её решения. Поэтому, на первых этапах организуя проектную деятельность, темы проектов детям предлагает учитель. В основном она касаются вопросов школьной программы, их основная цель: углубление знаний по данному вопросу. И лишь, когда дети в достаточной мере осваивают проектную деятельность, темы проектов выбирают они сами.

Замыслы школьника по созданию собственного проекта (творческого, исследовательского, социального или экологического) – это и есть его собственное продвижение в образовании или индивидуальный образовательный маршрут, раскрывающий личностный потенциал. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута в проектной деятельности определяется комплексом факторов: - особенностями, интересами и потребностями самого ученика в достижении необходимого образовательного результата в проектной деятельности; - возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся; - информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута; - включение младшего школьника в индивидуальную проектную деятельность. Этап построения индивидуального образовательного маршрута в проектной деятельности включает себя следующие шаги: определение темы проекта, уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений).

Работа над проектом, как, может быть, никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности младшего школьника. Она дает школьнику возможность применить не только знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам младшего школьника. Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося. Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Удачная презентация проекта позволит показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, а возможно, и статус в классе, даст опыт успеха. В заключении хочется сказать, что использование метода проектов в начальной школе готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Список использованной литературы

  1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. – М., 2015;
  2. Дюкова Т.С. Индивидуальная траектория развития. Учебно-методический комплект материалов для подготовки участников регионального комплексного проекта модернизации образования – Тамбов, 2008;
  3. Куприянова Г.В. Индивидуальная образовательная программа: методические рекомендации. – Ярославль, 2017;
  4. Образовательная программа - маршрут ученика / под ред. А.П. Тряпициной. - СПб., 2000;
  5. Проектная деятельность учащихся / М.К.Господникова, Н.Б. Полянина и др. – Волгоград, 2018;
  6. Открытый урок «1 Сентября» URL: https://urok.1sept.ru/articles/596218#:~:text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F%20%2D%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE,%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная технология как средство организации воспитания и социализации младших школьников

В статье представлен опыт использования проектной технологии на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Кратко описаны нравственно-ориентированные и краеведческие проекты уча...

Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника

Социально-педагогическая суть модернизации школы – обеспечение наибольшей направленности и вариативности образования, его индивидуализации. Одна из задач, стоящих перед нами – при массовости образован...

Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"

Через  презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...

Статья на тему: Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника. Траектория успеха

Одна из главных задач современного образования – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализац...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....