Главные вкладки

    Эффективное введение ФГОС в первых классах
    методическая разработка

    Орлова Ольга Николаевна

    Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fgos.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет:

    «Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах»

    (СЛАЙД 1) 

    В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года школы России начали учить всех первоклассников по новым стандартам. Внедрение новых ФГОС является теперь уже не далекой перспективой, а жизненной реальностью.

     (СЛАЙД 2)

    Какие требования выдвигает ФГОС НОО?

    • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
    • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
    • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    (СЛАЙД 3)

    В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков   учащихся.   Сегодня   начальное   образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребёнка   –   систему   учебных   и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   и   их результат.

    (СЛАЙД 4)

    Портрет выпускника начальной школы

    • Любознательный, активно познающий мир.
    • Владеющий основными умениями учиться.
    • Любящий свой край и свою Родину .
    • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
    • Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение.
    • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
    • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества .

    (СЛАЙД 5)

    • В нашей школе новые стандарты введены с 01.09.2011г и в нынешнем учебном году реализуются стандарты 2 поколения в 1 классах. С этой целью в школе создана новая Образовательная программа для начальной школы по УМК «Школа 2100». По новым стандартам обучается 130 учащихся.

     (СЛАЙД 6)

    Цели начальной школы:

    • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
    • духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
    • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
    • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
    • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
    • укрепление материально-технических условий для внедрения ФГОС.

    Приоритеты – ЗУНы, формирование ОУН.

    (СЛАЙД 7)

    Задачи:

    1. Коррекция нормативно-правового обеспечения по введению ФГОС.

    В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность внедрения ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Разработан план работы по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в 2011-2012 учебном году.

    1. Заключение договора с родителями.

    Данным  договором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации обучающимся права на получение бесплатного качественного общего образования начальной ступени (далее основного и среднего (полного) общего образования.

    1.  Повышение уровня квалификации педагогов начальной школы в рамках освоения ФГОС.

                            Учителя, работающих в 1 классах прошли курсы повышения квалификации.

    1. Обеспечение повышения  компетентности всех участников образовательного процесса (учителя, учащиеся, …).

    (СЛАЙД 7)

    1. Обеспечение психологического сопровождения введения ФГОС.

    Целью психологического сопровожлдения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

    В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

    • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
    • формировать у учащихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению;
    • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении.

    Основные напрвления деятельности школьной психологической службы:

    диагностико-коррекционная работа;

    психопрофилактическая работа;

    психологическое консультирование;

    психологическое просвещение.

    Наблюдения показывают, что каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здорового психологического климата образовательной среды.

    (СЛАЙД 9)

    1. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.

    Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности учащихся.

    Разработаны рабочие программы по всем учебным предметам и программа внеурочной деятельности, которые связаны между собой формированием единых УУД.

    Проект государственного стандарта второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов.   По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация к "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция развития универсальных учебных действий призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно- воспитательных программ.

    (СЛАЙД 10)

    1. Организация информационной среды школы доля всех участников образовательного процесса (компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ресурсы сети Интернет, ресурсы локальной сети, энциклопедии, справочники,словари…).

    Учебные кабинеты начальной школы оснащены в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

    Учителям начальной школы обеспечен широкий, постоянный доступ к информации, связанной с реализацией ФГОС.

    Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. 

    (СЛАЙД 11)

    7. Участие учителей первых классов в вебинарах по формированию УУД средствами УМК «Школа 2100».

    7 октября 2011 уч.года   учителя начальных классов участвовали во Всероссийском интернет вебинаре по теме «Формирование регулятивных универсальных учебных действийсредствами УМК «Школа 2100» (на примерах курсов математики и русского языка)». Вебинар проводился авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100» совместно с АПКиППРО и Российской академией образования.

    1. Создание санитарно-бытовых условий.

    Содержание помещения начальной школы соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

    Организовано качественное горячее питание учащихся, в том числе горячих завтраков;

    Наличие помещений для медицинского персонала;

    Наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

                            Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамический час. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Помимо учебного кабинета, активно используются игровая комната ГПД, спортзал, спортивная площадка парковой зоны.

    Образом выпускника начальной школы обусловлено содержание внеучебной деятельности учащихся 1-х классов. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей. Формируется развитие самоуправленческих начал.

    С целью организации внеурочной деятельности учащихся школой привлечены педагоги дополнительного образования. Со станцией юннатов заключен договор о сотрудничестве. Данное образовательное учреждение проводит занятия с учащимися во время пребывания учащихся в группах продленного дня. Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня созданы группы продленного дня, составлено расписание работы ГПД, расписание кружков, организовано горячее питание для учащихся.

                                     9. Проведение мониторинговых исследований уровня образовательных достижений учащихся первых классов в течение года.

                    В октябре были проведены педагогическая диагностика по изучению готовности первоклассников к обучению в школе. Материалы исследования были получены ЦОКО (Центром оценки качества образования). В мониторинге участвовали несколько школ города и Тверской области. Педагогическая диагностика заключалась в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой (состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; …). Данные мониторинга будут получены в декабре 2011 года. Данные первоклассников были обработаны психологом нашей школы.

                                     10. Комплектование библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами, дидактическими материалами.

    Нужно укомплектовать библиотеку в полной мере необходимыми образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана. В этом учебном году уже подана заявка на приобретение учебно-методического комплекта «Школа 2100» для учащихся 1-х и 2-х классов.

    (СЛАЙД 12)

                                    11. Совершенствование мотивации и стимулирования труда педагогических кадров начальной школы.

                                    12. Разработать систему родительских собраний первоклассников на 2011/2012 учебный год.

    Нынешние стандарты  личностно-ориентированны, направленны на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.

    В 1-х классах были организованы и проведены родительские собрания. Учителя первых классов постарались донести до родителей смысл внедрения новой программы в обучение.

    В плане работы психолога и логопеда школы запланированы консультации, по различным вопросам роста и развития ребёнка.

    Учителя планируют организацию совместной работы с родителями (законнымих представителями) по проведению спортивных соревнований, внеклассных мероприятий.

    Во многих 1-х классах прошли Дни Открытых дверей.

    13 .Осуществлять контроль за управлением по введению ФГОС в течение года (директор школы).

    Кроме того, в соответствии с планом внутришкольного контроля на декабрь 2011 года запланирована оценка работы учителей, реализующих ФГОСы.

    В ходе  проверки будут посещены уроки, проверена организация внеурочной деятельности,  проведена оценка уровня развития универсальных учебных действий учащихся.

    (СЛАЙД 13)

    При посещении уроков в 1 классе следует отметить то, что учителя большое внимание уделяют развитию речевых умений, сформированию монологической речи. Они учат детей не просто воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учат  рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. На уроках часто можно было наблюдать игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно использование на уроках различных элементов соревнования, создание ситуации успеха.

    Решение педсовета:

    1. Обеспечить своевременность прохождения курсов повышения квалификации учителей начальной школы.
    2. Соблюдать санитарно-гигиенические условия приорганизации образовательного процесса.
    3. Обеспечить реализацию программы воспитания и социализации обучающихся.
    4. Обеспечить максимальную оснащенность учебного процесса и оборудования учебных помещений.
    5. Укомплектовать библиотеку в полной мере необходимыми образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана.
    6. Разработать систему мероприятий внеурочной деятельности (те 10 часов, не прописанных в базисном плане, но заложенных в программе ФГОС).

    4.Заслушать отчеты о промежуточных результатах реализации новых стандартов в феврале и мае (на совещании при директоре).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах МОУ СОШ №14»

    В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года шк...

    Формирование эффективного образовательного пространства района в рамках введения ФГОС

    В статье продемонстрирована работа методической службы в период перехода на работу по новым ФГОС НОО...

    Отчёт творческой группы по теме: «Работа над реализацией ФГОС в первых классах»

    В данной статье представлен отчёт о проделанной работе творческой группы учителей, работающих над реализацией ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г. Асино...

    Эффективное введение ФГОС в первых классах

    Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах...

    Условия для введение ФГОС НОО в первых классах

    Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах...

    Информационно-образовательная среда как условие эффективного введения ФГОС

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информ...

    Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

    Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...