Доклад на тему: Успешный учитель - успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Фатина Людмила Фёдоровна

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности.

Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:

  • Потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения.
  • Необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП МБОУ «Дракинская СОШ»  в с. Никольское.

Доклад на тему:

«Успешный учитель - успешная школа.

  Пути к вершинам педагогического    

мастерства».

                                                               Составил и выступил:

                                           на заседании педагогического совета

                                                                   учитель начальных классов

                                                                                 Фатина Л.Ф.

Март

2018 год.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности.

Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:

  • Потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения.
  • Необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.

Слайд 1. «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела».

                                                                                                      Л.Н.Толстой.

Слайд 2. Главный признак педагогического творчества - Предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества

Предвосхищать требования, которые в будущем будут предъявлены к человеку, сегодня сидящему за партой.

Слайд 3. Творчество- Необходимое условие становления самого педагога

Его самопознания

Развития и раскрытия личности

Слайд 4. Мотивы творческой деятельности педагога чрезвычайно многообразны.  Они основываются на сознании педагогом своих обязанностей и задач, которые ставит перед ним современная школа.

В современной школе в настоящее время используются  такие виды учебной и внеучебной деятельности, которые способствуют самореализации школьника:

• учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;

• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;

• предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:

• кружковая деятельность;

• традиционные коллективные творческие дела (КТД);

• ученическое самоуправление.

В нашей школе распространены следующие  формы внеклассной работы: индивидуальные,  кружковые,  объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа - подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Каждый обучающийся школы принимает участие  в школьном этапе республиканских конкурсов «Новогодняя игрушка», «Рождественская Звезда», «Экология. Дети. Творчество», «Пасхальный благовест», «Защитим лес», «Живая классика». Работы победителей направляются на районные этапы конкурсов. В ходе этих конкурсов ребёнок проявляет свою фантазию, выдумку, неповторимость. Классные руководители вместе с детьми готовят индивидуальные и групповые номера к традиционным внеклассным мероприятиям, посвящённым различным общероссийским и международным праздникам, таким, как «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный Женский День – 8 Марта».

Ежегодно обучающиеся нашей школы под руководством классных руководителей и учителей-предметников участвуют в научно-практических  и литературных конференциях: «Юный Исследователь», «Мордовия глазами детей», «Дерево Земли, на которой я живу».Фантазия педагогов и детей безгранична.  Каждый старается себя реализовать хоть в чем-то: создании моделей, защите проекта, создании презентации. Педагоги нашей школы осуществляют индивидуальную работу с учащимися через проектную, исследовательскую деятельность.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). Обучающиеся начальных классов охотно посещают художественные кружки «Бусинка», «Акварелька», спортивные кружки по настольному теннису, «Чудо-шахматы», предметные кружки «Тайны русского языка», «Грамотейка».

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации обучающихся. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с праздниками обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Ежегодно стало традицией в нашей школе с обучающимися начальных классов  проводить осенью Осенины – Осени именины.  К этому празднику дети готовят индивидуальные и групповые номера художественной самодеятельности, костюмы. А перед концертом проходит конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии».  В апреле месяце мы каждый год проводим экологический праздник. А перед праздником также устаиваем выставку рисунков и поделок, связанных с экологией. Один раз в месяц проводятся среди обучающихся Весёлые старты, один раз в четверть «День Здоровья».

Обучающиеся начальных и старших классов принимают участие в олимпиадах по учебным предметам.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.  

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным, НО задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков.

Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.

У каждого человека есть свой путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Но каким будет выбор ребенка, во многом зависит от нас педагогов. В русской сказке есть выражение: «Медный прут гнется не ломается, вокруг тела обвивается». Когда человек гибкий, впитывает в себе новое, его жизнь продвигается, а не тратится впустую и не ломается. Вот такого человека мы должны воспитывать и развивать.



Предварительный просмотр:

СП МБОУ «Дракинская СОШ»  в с. Никольское.

Доклад на тему:

«Успешный учитель - успешная школа.

  Пути к вершинам педагогического    

мастерства».

                                                               Составил и выступил:

                                           на заседании педагогического совета

                                                                   учитель начальных классов

                                                                                 Фатина Л.Ф.

Март

2018 год.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности.

Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:

  • Потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения.
  • Необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.

Слайд 1. «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела».

                                                                                                      Л.Н.Толстой.

Слайд 2. Главный признак педагогического творчества - Предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества

Предвосхищать требования, которые в будущем будут предъявлены к человеку, сегодня сидящему за партой.

Слайд 3. Творчество- Необходимое условие становления самого педагога

Его самопознания

Развития и раскрытия личности

Слайд 4. Мотивы творческой деятельности педагога чрезвычайно многообразны.  Они основываются на сознании педагогом своих обязанностей и задач, которые ставит перед ним современная школа.

В современной школе в настоящее время используются  такие виды учебной и внеучебной деятельности, которые способствуют самореализации школьника:

• учебные программы, спецкурсы, факультативы, в рамках которых используются педагогические технологии с максимальной активностью учебной деятельности учащихся;

• научно - исследовательская и творческая деятельность учащихся;

• предметные, эвристические олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно - практические конференции:

• кружковая деятельность;

• традиционные коллективные творческие дела (КТД);

• ученическое самоуправление.

В нашей школе распространены следующие  формы внеклассной работы: индивидуальные,  кружковые,  объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа - подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Каждый обучающийся школы принимает участие  в школьном этапе республиканских конкурсов «Новогодняя игрушка», «Рождественская Звезда», «Экология. Дети. Творчество», «Пасхальный благовест», «Защитим лес», «Живая классика». Работы победителей направляются на районные этапы конкурсов. В ходе этих конкурсов ребёнок проявляет свою фантазию, выдумку, неповторимость. Классные руководители вместе с детьми готовят индивидуальные и групповые номера к традиционным внеклассным мероприятиям, посвящённым различным общероссийским и международным праздникам, таким, как «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный Женский День – 8 Марта».

Ежегодно обучающиеся нашей школы под руководством классных руководителей и учителей-предметников участвуют в научно-практических  и литературных конференциях: «Юный Исследователь», «Мордовия глазами детей», «Дерево Земли, на которой я живу».Фантазия педагогов и детей безгранична.  Каждый старается себя реализовать хоть в чем-то: создании моделей, защите проекта, создании презентации. Педагоги нашей школы осуществляют индивидуальную работу с учащимися через проектную, исследовательскую деятельность.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). Обучающиеся начальных классов охотно посещают художественные кружки «Бусинка», «Акварелька», спортивные кружки по настольному теннису, «Чудо-шахматы», предметные кружки «Тайны русского языка», «Грамотейка».

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации обучающихся. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с праздниками обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Ежегодно стало традицией в нашей школе с обучающимися начальных классов  проводить осенью Осенины – Осени именины.  К этому празднику дети готовят индивидуальные и групповые номера художественной самодеятельности, костюмы. А перед концертом проходит конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии».  В апреле месяце мы каждый год проводим экологический праздник. А перед праздником также устаиваем выставку рисунков и поделок, связанных с экологией. Один раз в месяц проводятся среди обучающихся Весёлые старты, один раз в четверть «День Здоровья».

Обучающиеся начальных и старших классов принимают участие в олимпиадах по учебным предметам.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.  

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным, НО задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков.

Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.

У каждого человека есть свой путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Но каким будет выбор ребенка, во многом зависит от нас педагогов. В русской сказке есть выражение: «Медный прут гнется не ломается, вокруг тела обвивается». Когда человек гибкий, впитывает в себе новое, его жизнь продвигается, а не тратится впустую и не ломается. Вот такого человека мы должны воспитывать и развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Успешный учитель-успешный ученик.

Выступление  на педсовете....

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

ДОКЛАД « Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика начальной школы»

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мирово...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...

Презентация к докладу: Успешный учитель-успешная школа. Пути к вершинам педагогического мастерства.

laquo;Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела»....

доклад на тему «Приоритетные направления взаимодействия школы, семьи и общества в успешной социализации личности»

laquo;Приоритетные направления взаимодействия школы, семьи и общества в успешной социализации личности»...