дополнительная общеобразовательная программа «Азбукварик»
рабочая программа

Багрянцева Анжелика Ивановна

Данная программа направлена на осуществление преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в первом классе и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

        Поступление в школу - важный этап в жизни, который меняет социальный статус ребенка. И что самое главное, предъявляет к нему более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития". Опаздывая в обучении, педагоги теряют

возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути.

        Сегодня в багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения. Раннее обучение чтению - это не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы. Успешность её освоения зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Именно востребованность навыка чтения и явилась толчком к модификации данной программы и  её адаптация к работе с дошкольниками.

     Направленность программы. Общеобразовательная программа «Азбукварик» является общеразвивающей и носит социально- педагогическую направленность, соответствует следующим нормативно-правовым актам:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196;
  • Государственная программа Воронежской области «Развитие образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
  • Устав МКУ ДО «Терновский ДДТ».

       Данная программа направлена на осуществление преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в первом классе и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

        

   Актуальность программы.

        В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растёт число детей с нарушениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

        Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом до поступления в школу.

        Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению  грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и этических качеств личности ребенка.

        Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Поэтому, в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического  слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

        Уровень речевого развития,  на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу -овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому, старший дошкольный возраст - это период серьезной подготовки детей к обучению к школе.

        Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в это время у ребенка повышается обучаемость. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамоты. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие дети чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

        Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме,  обучение грамоте дошкольников недостаточно развито в системе дошкольного образования. Поэтому создание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбукварик»  является актуальным.

    Целью данной программы является всестороннее развитие детей дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

   Задачи этой программы :

- обеспечить преемственность между дошкольным воспитанием и начальным

образованием;

- формировать нравственные и эстетические представления об общечеловеческих ценностях у детей;

- развивать творческие способности у детей;

- развивать внимание, память и логическое мышление.

   Данная программа разработана на основе программы доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой «Воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста».

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе ее реализации ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться к обучению в школе. Программа предусматривает развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления.  Это значит, что ребенок, освоивший программный материал станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

    Новизна этой программы заключается в использовании нетрадиционных методов работы: метод наглядного моделирования (мнемотехника), синквейн (нерифмованное стихотворение, метод речевого развития).

   Формы организации обучения.

        Реализация дополнительной общеобразовательной развивающей программы социально-педагогической направленности осуществляется в форме специально организованного занятия, в основе каждого из которых лежит игровой (или сказочный) сюжет. Применяются такие формы занятий как игра, игра-путешествие, эвристическая беседа, КВН, занятие-соревнование, занятие-беседа, интерактивная игра, занятие-конкурс. Данные виды занятий соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствуют развитию познавательного интереса.

    Условия реализации программы

Возраст обучающихся – 5-6 лет.

Наполняемость группы от 3 до 30 воспитанников.

Уровень реализации программы:

1 год обучения.

Срок реализации программы: 1 год, 144 часа.

Кратность занятий в неделю:

2 занятия в неделю по 2 часа.

 

      Планируемые результаты.

 В результате изучения программы  ребята должны

  • Знать: какие бывают звуки в русском языке, как обозначаются эти звуки на письме, знать произведения русских писателей, поэтов;
  • Уметь: правильно произносить звуки, внятно и выразительно высказать мысль, читать по слогам.

Календарно – тематическое планирование

Т Е М А

Теоретич.

занятия

Практическ. занятия

Всего

1-2

Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить».

1

1

2

3-4

Звук и буква А. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Рисуем по точкам.

1

1

2

5-6

Звук и буква А. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Рисуем по точкам.

1

1

2

7-8

Учиться называть противоположные понятия.

1

1

2

9-10

Знакомство с буквой У. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Рисуем плавные линии.

1

1

2

11-12

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Рисуем плавные линии.

Повторение букв А,У.

1

1

2

13-14

Звук и буква О. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Капустка». Скопируй узор.

1

1

2

15-16

Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ.

Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ».

1

1

2

17-18

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика

«Повстречались». Рисование бус по образцу.  Согласный звук М. Читаем звуки М, О, А

1

1

2

19-20

Запомни потешку и расскажи

ее с выражением.

1

1

2

21-22

Звук и буква ы.

1

1

2

23-24

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали

пальчики», нарисуй узор. Знакомство с буквой С.

1

1

2

25-26

Звук и буква Э. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика « Мы

рисовали». Рисование дорожек по образцу.

1

1

2

27-28

Чтение слогов. Соединяем буквы.

1

1

2

29-30

Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

1

1

2

31-32

Скороговорки: быстрое и правильное произношение.

Отгадывание загадок. Узнай и правильно назови фрукты и овощи.

1

1

2

33-34

Звук и буква Р. Чтение слогов, знакомство с предложением. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пять

пальцев». Продолжи узор по точкам.

1

1

2

35-36

Развитие фонематического слуха.

1

1

2

37-38

Буква Я. Чтение слогов и слов.

1

1

2

39-40

Учиться выделять в словах первый звук, составлять рассказ о предмете.

1

1

2

41-42

Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика

«Машинистки». Графический диктант, найди ошибку в узоре.

1

1

2

43-44

Чтение слогов: АС, УС, ОС, АМ,УМ,ОМ, АУ, УА…

1

1

2

45-46

Учиться различать звук и букву в слове.

1

1

2

47-48

Буква Ю. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Шагом

через кочки». Продолжи узор.

1

1

2

49-50

Звук и буква Р. Чтение слогов и слов. Повторение.

1

1

2

51-52

Составление рассказа

с элементами описания.

1

1

2

53-54

Буква Ё. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пианисты».

Рисуем по клеточкам картинку

1

1

2

55-56

Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов и слов.

1

1

2

57-58

Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?».

1

1

2

59-60

Звук и буква И. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Этот

пальчик». Рисование по клеточкам, раскрашивание.

1

1

2

61-62

Читаем слитно слоги и слова: СА, СУ, СО, АС, ОС , УС, АМ, ОМ,

УМ, МА, МО, МУ, МАМА, САМА, САМ, СОМ…

1

1

2

63-64

Закрепление пройденного материала. Буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Л, М, Н,

Р.Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Руки в

сторону». Графический диктант, рисуем по клеточкам, штриховка.

1

1

2

65-66

Звуки Г – К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пылесос».

1

1

2

67-68

Звуки Т-ТЬ, Д –ДЬ. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Письмо длинной наклонной палочки. Готовим пальчики к письму.

1

1

2

69-70

Буквы: В – Ф. Звуки ВЬ-ФЬ. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Капустка»

Письмо полуовалов.

1

1

2

71-72

Закрепление пройденного материала. Буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Л, М, Н,

Р.

1

1

2

73-74

Составление рассказа

с элементами рассуждения.

1

1

2

75-76

Буквы Т, И. Чтение слогов и слов. Повторение. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика

«Повстречались».

1

1

2

77-78

Пересказ аудио- текста.

1

1

2

79-80

Буква П. Чтение слогов и слов. Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ. Чтение слогов и слов.

1

1

2

81-82

Чтение слогов и слов.

1

1

2

83-84

Буква З. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали

пальчики». Письмо полуовалов .

1

1

2

85-86

Составлять рассказ по нескольким картинкам.

1

1

2

87-88

Буква Й. Чтение слогов и слов. Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов.

1

1

2

89-90

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Прятки».

Пишем крючки.

1

1

2

91-92

Буква Г. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-

мальчик».

1

1

2

93-95

Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Четыре

братца».

1

2

3

96-97

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали

пальчики». Письмо полуовалов.

1

1

2

98-99

Буква В. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».

Рисуем плавной линией.

1

1

2

100-102

Звук и буква Ц. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Поиграем в

пальчики».

1

2

3

103-104

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Печатаем слова: МАМА, ПАПА, СОМ, САМА.

1

1

2

105-106

Составление рассказа

с элементами описания.

1

1

2

107-108

Буква Д. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Руки в

сторону».

1

1

2

109-110

Скороговорки: быстрое и правильное произношение.

Отгадывание загадок.

1

1

2

111-112

Буква Ь, чтение слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Письмо длинной наклонной палочки.

1

1

2

113-114

Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».

Рисуем плавной линией. Графический диктант.

1

1

2

115-117

Развитие фонематического слуха.

1

2

3

118-119

Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму.

1

1

2

120-121

Развитие фонематического слуха.

1

1

2

122-125

Чтение стихотворения.

2

2

4

126-128

Буква Ж. Чтение слогов и слов

1

2

3

129-131

Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ.

Правильное употребление в речи предлогов.

1

2

3

132-135

Чтение. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Вышли

пальчики гулять». Рисование плавной линией без отрыва до конца

строки

1

3

4

136-137

Буква Ъ. Чтение слов.

1

1

2

138-139

Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму.Обобщение.

1

1

2

140-142

Чтение стихотворения.

1

2

3

143-144

Подведение итогов года.

1

1

2

Итого:

68ч

76ч

144ч

Содержание программы:

Обучение грамоте (32 часа).

Знакомство с линиями. Знакомство с правилами при письме. Знакомство с

основными видами штриховки.«Печатание» букв, слов. Штриховка

Изучение алфавита (46 часов).

В процессе занятий ребята познакомятся со всеми буквами алфавита, научатся составлять их в слоги, а слоги в слова. Узнают, чем звук отличается от буквы. Также научатся определять гласные и согласные звуки.

Развитие речи (20 часов).

Составление текста на заданную тему, по картинкам. Составление текста описания. повествования, рассуждения. Правильное проговаривание слов.

Работа с текстом (26 часов).

Ребята научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли, давать характеристику героям, их поступкам. Также в процессе занятий будут учиться по картинкам или по заданной теме составлять небольшие рассказы.

Скороговорки, загадки, потешки (10 часов).

На занятиях дети будут проговаривать скороговорки, заучивать небольшие потешки.

Предлоги (8 часов).

В процессе занятий ребята научатся правильно употреблять предлоги в своей речи.

Заключение (2 часа).

Повторение изученного материала. Викторина.

Контрольно-измерительные материалы

  Современный подход к обучению детей, таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, формирует у детей потребности в освоении определенных знаний. Контроль за усвоением знаний проходит по каждой теме в различных формах – викторины, конкурсы, проектная  деятельность, практические работы.

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Составляют предложения из 5-6 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.  Осваивают слоговое и слитное чтение, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки.   Данные задания позволяют подводить итог образовательной деятельности по представленной программе.

Материально-техническое обеспечение программы:

- учебный класс;

- оборудование учебного класса: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебного материала;

- тетради: Бортникова Е. Ф.Развиваем навыки чтения и грамотного письма (для

детей 5-6 лет), части 1, 2.; Обучение грамоте, часть 2 (серия «Рабочие тетради

дошкольника»);

- простой и цветные карандаши,

ластик – на каждого ребёнка.

Информационное обеспечение: магнитофон, ноутбук, аудио- и видеозапи-

си.

Методическое обеспечение программы:

- индивидуальные карточки с клеточным пространством, фишки красного, зе-

лёного, синего цветов;

- раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения;

- плакаты «Алфавит для малышей», «Согласные и гласные»; «Гласные после

шипящих»;

- видео материалы и презентации.

Список литературы

        

  1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: «Профессиональное образование», 1994.
  2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6-7 лет. - М: «Ювента», 2001.
  4. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: « Просвещение», 1988.
  5. Программа развития и воспитания в детском саду «ДЕТСТВО». - СПб., 1995.
  6.  Парамонова Л.А. «Воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста»
  7. Туманова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: «Просвещение», 1991.
  8. Урунтаева Т.Л. Помоги принцу найти Золушку. - М.: «Просвещение», 1994.
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: «Просвещение», 1981.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.

Список литературы для детей и родителей

 1. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.

2. Занятия с родителями / Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.

3.Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240 c.

4.Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. - Серия: В помощь психологу ДОУ. / Составители: Лесина С.В., Попова Г.П. и др. – Серия: В помощь психологу ДОУ. – Издательство: Учитель, 2011. – 164 c.

5.Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 160 c.

6.Микляева, Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Библиотека Воспитателя. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. – 128 c.

7. Сказки и стихи Корнея Чуковского.

 8. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Детки в клетке»; «Усатый-полосатый». Стихи эмоциональные, добрые, простые по содержанию, короткие, легко запоминающиеся. Стихи Маршака отличаются философским содержанием и открывают детям незнакомые грани окружающего мира.

9. Рассказы и сказки Владимира Сутеева.

10. Рассказы Валентины Осеевой.

11. Рассказы Николая Носова.

12. Сказки Геннадия Цыферова.  

13. Стихи Агнии Барто.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...