Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по ФГОС.
план-конспект урока (3 класс)

Болдырева Мария Борисовна

 

Педагогические цели

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (предметные)

 - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора;

- развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля;

-  становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления.

Педагогические задачи

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством

Личностные результаты УДД

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

УУД (метапредметные)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Грамматические имена существительных. Родовые окончания в единственном и множественном числах

Педагогические технологии

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения.

Оборудование урока

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , мультимедиапроектор, экран , карточки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по ФГОС.

Тема урока: «Род имени существительного».

Учитель МБОУ СОШ 12 г. Элисты Республики Калмыкия Болдырева Мария Борисовна, 1 кв.кат

Педагогические цели

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (предметные)

 - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора;

- развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля;

-  становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления.

Педагогические задачи

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством

Личностные результаты УДД

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

УУД (метапредметные)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Грамматические имена существительных. Родовые окончания в единственном и множественном числах

Педагогические технологии

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения.

Оборудование урока

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, мультимедиапроектор, интерактивная доска, экран, карточки.

ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цели:

-осуществить осознанный переход  обучающихся  в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности   включения в учебную деятельность.

1.Организационный момент.

Доброго дня, ребята.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться!

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

Записывают число в тетрадях.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний и мотивация.

Цели:

-актуализировать изученные способы действий,

-тренировать мыслительные операции;

Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи это стихотворение?

Давайте поиграем в игру «Да-Нет»

- Имя существительное обозначает предмет? (Да!)

- Отвечает на вопросы: что делает, что сделает? (Нет)

- Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным? (Да)

- Имя существительное может быть собственным и нарицательным? (Да)

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

- Ребята, у вас на партах есть карточки, на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

С какой буквы начинаются все слова?  

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

Указывает объект наблюдения.
 

Выполняют упражнение, принимают участие в поиске мотивации

Регулятивные:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

- развитие познавательных интересов учебных мотивов

3.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Запишите под диктовку.

Река, Киев, солнце, пирогживотное, мышиВолга, площадь, Алексей.

Проверка слов на интерактивной доске. (Дети вставляют пропущенные орфограммы)

2. На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные)

3. Какое слово здесь лишнее?

- Сегодня, ребята, мы откроем еще один секрет имени существительного.

Ребята, эти слова можно будет разделить на 3 группы. А на какие -  сегодня узнаем.

Организует диалог с обучающимися, которые выполняют письменные задания.

На основе наводящих учителем вопросов формулируют тему и цели урока

Поиск вариантов получения знания по теме урока

4.

«Открытие» детьми нового знания

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

Какая стоит перед нами первая задача? - Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

«Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: «Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова - помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали?

Вывод: Это разные слова, однокоренные.

По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак.

Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода.

-Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите  слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного.

Алгоритм

1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы  КТО? ЧТО?)

2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

3) Определю род.

Проверка. Вывод.

-Какую задачу на уроке мы решали?

Справились с ней?

Физминутка

 

Организует  диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу. 

Называют, объясняют, сравнивают, обсуждают, записывают в тетрадь определение слова «род», дополняют своими словами,  делают выводы.

(Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

 - знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения и коммуникации.

Проводят самостоятельное исследование в поиске решения задачи, поставленной учителем

5

Первичное закрепление

Цель:

-выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку,

-осуществить ситуацию успеха

Работа по учебнику с.25, упражнение 39.

-Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

- Обратимся к учебнику стр.26. «Обратите внимание». Прочитали.

 Работа у интерактивной доски по эталону.

Работа на интерактивной доске.

- Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.

(Ребята выходят и по очереди перетягивают слова к нужному роду)

-Давайте проверим ещё раз сделанную работу. Все слова стоят под «нужным» родом.

Организует работу.

Работа в парах.

Производят предварительную оценку работы.

Записывают слова.

Коммуникативные:

 владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

- Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию?

1 уровень: напишите существительные в три столбика.

Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара, зарево.

2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род.

Бабочка, девочка, машина.

Кукла, лётчик, теремок.

Корова, лось, соловей.

3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род.

Разноцветным огнём

На дворах и домах

И от солнца блестит

Снег лежит полотном.

Задает вопросы 

Учащиеся  отвечают на вопросы

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

7.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками  собственной учебной деятельности на уроке 

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображениями предметов, сейчас вам нужно определить, к какому роду они относятся.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на последующие уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

8.

Домашнее задание.

Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Состав слова. Значимые части слова". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме "Состав слова"....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе

Открытый урок русского языка в 3 классе "Правило употребления предлогов о и об"...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Части речи»....

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....