Осуществление индивидуального подхода к творческой личности
статья (4 класс)

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности

и ее развитию. Система работы с одарёнными детьми.

Выявление одаренных детей провожу уже с первых дней обучения в школе на основе наблюдений и общения с родителями, изучения психологических особенностей: высокой концентрации внимания, речи, памяти, логического и абстрактного мышления, способности к анализу и синтезу, интереса к поисковой и исследовательской деятельности и т.д. Для достижения результатов мною разработана следующая программа.

Программа работы с одаренными детьми

Цель: способствовать максимальному развитию детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования через поиск новых интересных форм организации работы с детьми

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- выявить стартовые возможности первоклассников для дальнейшей учебной деятельности посредством диагностики.

- способствовать развитию каждой личности;

- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; - способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Особенно уделяется внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. В работе с одарёнными детьми создаю условия, включающие:

- диагностика способностей;

- расширение содержания образования в определенной области науки (кружок «Ментальная математика», «Развивающие игры по логике»);

- стимулирование познавательных способностей учащихся (специальные дополнительные задания «по желанию»);

- дифференцированный подход в образовательной деятельности;

- подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня;

- антистрессовую работу.

Широко использую в учебной деятельности индивидуально - личностный подход к учащимся, способствующий реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребёнка.

Направление работы

Этап

Мероприятие

Сроки реализации

Исследовательское направление

Выявление интересов, способностей, направленности качеств характера, особенностей мыслительных процессов учащихся. Поиск лучших качеств личности

Наблюдение.

Диагностика познавательных интересов (прилагается).

Диагностика мотивационной сферы (прилагается).

1-2 нед.сентября

3-4 нед.сентября.

3-4 нед.сентября

Методическое направление

Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

В течение учебного года постоянно

Инновационное направление

Дифференцированная работа на уроках

Проведение дополнительных занятий

Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.

Разноуровневые домашние задания (задания с *) Привлечение одаренных детей в кружок (задания прилагаются).

Предметные кружки

Создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий

- проведение интеллектуальных игр,

Октябрь-апрель

Ноябрь - апрель

- проведение конкурса исследовательских работ учащихся,

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

Диагностика результативности

Проведение классных мини-олимпиад, викторин.

Викторина «Хочу

все знать», Районный конкурс

«Самый грамотный»

«В мире ребусов, шарад, загадок»

Участие в международных и всероссийских конкурсах, проектах

«Интеллектуальные игры», «Лисенок», «Заврики», «Дино» и т.д.

Ноябрь – май

Декабрь

Март

В течение года

Декабрь -апрель

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю детям, проявляющим повышенный интерес к тем или иным изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начинаю с диагностики и анкеты. Изучив результаты данных обследований, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов и приёмов. Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Она позволяет изучить интеллектуальную и личностную сферу ребёнка. Беседа является отталкивающим звеном проявления интереса учащихся к школьным предметам. В первом классе для выявления интереса к предметам

проводижу диагностику учебной мотивации учащихся, используя методику «Настроение» (таблица).

Диагностическая методика «Настроение» позволила увидеть отношение учащихся к изучению отдельных предметов. Из данных таблицы видно, что учащихся в первом классе больше всего привлекали такие предметы, как: музыка, технология, окружающий мир, литературное чтение, физкультура. По отношению к отдельным предметам строилась учебная работа в классе. Часть детей привлекалась к творческим делам, некоторые учащиеся были помощниками в спортивных мероприятиях, а были и учащиеся, которые очень активно работали по направлению изучения и сохранения окружающего мира.

Во четвертом классе использовала диагностическую методику «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов. (Диаграмма)

Диаграмма «Выявление предпочтения к предмету» (в %)

2016 -2017 уч. год 4 класс

Из данной диаграммы видно, что предпочтение учащиеся отдают таким предметам, как: литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физкультура. По полученным данным была построена дальнейшая работа по привлечению учащихся к разным видам деятельности в учебно-воспитательном процессе: участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах.

Мои учащиеся являются активными участниками школьных предметных недель, конкурсов, принимают участие во Всероссийских заочных дистанционных олимпиадах, в школьных, муниципальных и республиканских предметных олимпиадах.

Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Больше предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но, он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика

В результате такой деятельности моими учениками созданы многочисленные презентации, используемые при проверке домашнего задания и объяснения нового материала, а также на различных конкурсах.

Приложение

Родительское собрание для родителей одаренных детей.

Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Форма работы: круглый стол.

Участники: родители одаренных детей, учитель начальных классов, школьный психолог.

Подготовительный этап: провести анкетирование одаренных детей, обработать анкеты, изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, подготовить выставку творческих работ детей.

Оборудование: бланки анкет для родителей, выставка творческих работ детей, научно-методическая литература по вопросу одаренности детей.

План:

1. Психологические особенности одаренного ребенка. (школьный психолог)

2. Роль семьи в раскрытии детской одаренности. Советы родителям одаренных детей. (учитель)

3. Анализ анкетирования детей. (школьный психолог)

4. Анкетирование родителей «О талантах ребенка» (школьный психолог)

5. Выставка творческих работ детей. Обмен мнениями, решение спорных вопросов (учитель)

6. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности.

Ход собрания

Учитель

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Вам повезло, что ваши дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.

Психолог или соц педагог

1. Психологические особенности одаренного ребенка.

Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей.

Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение. Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Учитель

2. Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

 он очень любознателен;

 любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

 его речь очень развита, большой словарный запас;

 во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

 настойчив в достижении поставленной цели;

 у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

 может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;

 обладает богатой фантазией и воображением;

 рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;

 его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

И.П.Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности.

Советы родителям одаренных детей:

 поймите ребенка и осознайте его уникальность;

 помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

 поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

 не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

 учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

 спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

 не забывайте уделять внимание физической активности малыша;

 создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

 учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

 считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа). Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков. 1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он: - интересуется самыми разными механизмами и машинами; - любит конструировать модели, приборы; - сам находит причины неисправностей механизмов; - пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей; - любит рисовать чертежи и эскизы; - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой. 2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он: - любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её; - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает; - поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением; - сочиняет мелодии. 3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он: - обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; - умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко

высказывает их не с целью похвастаться, а для себя; - проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников; - с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций; - не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового. 4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он: - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами; - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает; - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; - с большим желанием выступает перед аудиторией; - пластичен и открыт всему новому; - любит и понимает значение красивой или характерной одежды. 5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он: - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; - обладает хорошей памятью; - легко и быстро схватывает новую познавательную информацию; - задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; - интересуется книгами; - обгоняет своих сверстников в знаниях; - гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно; - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив; - очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни. 6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант: - он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться; - смел до безрассудства и не боится синяков и шишек; - почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх; - неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами; - лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично; - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; - никогда всерьёз не устаёт; - у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. 7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он: - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; - любит фантазировать или импровизировать; - изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными; - любит, уединившись, сочинять рассказы. 8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том,

что он: - не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение; - в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом; - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение; - охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; - любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: «Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке»

В эссе выражены индивидуальные впечатления и соображения автора по вопросу организации индивидуального подхода учителя к учащимся в начальной школе. Кроме того, в работе приведены наиболее предп...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

Осуществление индивидуального подхода к ученикам начальных классов с нарушениями письма и чтения.

Как помочь учащимся начальных классов преодолеть трудности в обучении русскому языку? Что должен знать грамотный педагог для осуществления помощи детям-дизграфикам?...

Доклад на Методическое объединение "Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учащимися коррекционной школы".

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым учащимся, он направлен на создание благоприятных условий воспитания, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей н...

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию

Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и её развитию...