Осуществление индивидуального подхода к ученикам начальных классов с нарушениями письма и чтения.
статья по русскому языку на тему

Кириченко Елена Николаевна
Как помочь учащимся начальных классов преодолеть трудности в обучении русскому языку? Что должен знать грамотный педагог для осуществления помощи детям-дизграфикам? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление индивидуального подхода к ученикам начальных классов с нарушениями письма и чтения.

      Письменная форма речи в школьном возрасте является важнейшим средством овладения программным материалом. Трудности, связанные с овладением письменной формой речи могут привести к школьной дезадаптации, неуспеваемости, психоэмоциональным расстройствам. Эти нарушения становятся очень заметными при выполнении заданий, оценки учащихся по чтению и письму неудовлетворительные, успеваемость хуже, чем у 97% школьников.

      Усилия семьи и школы по формированию навыков чтения и письма не всегда приводят к улучшению успеваемости. Недостаточность навыков чтения и письма не соответствует уровню интеллекта ребёнка. Нарушение чтения и письма не являются непосредственным следствием недостаточного обучения.

      Распространённость нарушений чтения и письма составляет 4-7%. Чаще всего диагноз ставится в возрасте 9-12 лет. Но, по моим наблюдениям, выявляется эта проблема намного раньше: уже в 7 лет, когда ребенка приводят в 1-й класс. И, если учитель грамотно относится к этой проблеме, коррекцию можно провести на раннем этапе. Работаем в тандеме с родителями, с логопедом, и тогда добиваемся положительных результатов.

      Чаще всего при нарушениях письменной речи, мы видим комбинирование различных форм дисграфии и дислексии.

Во время наблюдения за детьми можно выделить следующие типичные ошибки.

Письмо

Чтение

Неправильное расположение текста в тетради: сдвиг вправо, влево, вверх, вниз, выход за "поля".

Неумение отсчитывать нужное количество клеток и линеек в тетради.

Нарушения почерка: чересчур мелкие или крупные буквы или их размер меняется.

Ошибки в переносе слов с одной строчки на другую.

Пропуски гласных и согласных, чаще всего при их стечении.

Пропуски слов в предложении, а так же частей текста при списывании.

Необоснованное слитное или раздельное написание предлогов и приставок.

Слитное написание двух или нескольких слов.

Разрыв слова на две или три части.

Появление лишних букв в слове.

Недописывание слов.

Появление лишних элементов в графеме.

Слияние двух графем в одну.

Невыделение ребёнком предложения, как языковой единицы. Начало предложения не обозначается заглавной буквой, в конце предложения не ставится точка.

Смешение оптически близких графем.

Отсутствие красной строки или она получается слишком большой.

Трудности в обозначении твёрдости и мягкости.

Смешение графем по признаку звонкости и глухости звуков (фонем), которые они обозначают.

Аграмматизмы.

Неумение выделить прямую речь детьми более старшего возраста.

Искажение почерка.

Замедленный темп чтения, с переходом на послоговое и побуквенное, даже у учащихся средней школы.

Наличие пропусков графем.

Смешение оптически близких графем.

Неузнавание или забывание знакомых букв.

Соскакивание со строчки в процессе чтения, потеря строки.

Появление лишних букв в слове.

Недочитывание слов.

Угадывание слов.

Забывание первого и второго слогов при чтении двух-, трёхсложных слов.

Пропуски слов, словосочетаний, предложений, иногда частей текста.

Монотонность прочтение, несоблюдение пауз.

Непонимание значения прочитанного слова.

Попытки прочтения слов справа налево. При разделении слов на слоги с помощью дефиса, прочтение одного из слогов справа налево, а другого правильно.

Аграмматизмы.

Кроме специфических нарушений письменной речи у большинства детей выявлены затруднения в устной речи:

- бедность лексического запаса, неумение использовать лексический запас при составлении рассказов и описаний;

- недостаточность овладения навыками словоизменения и словообразования;

- недостаточность понимания многозначности слова;

- недостаточность понимания идиоматических выражений и пословиц. (не могут объяснить смысл, понимают буквально);

- недостаточность сформированности связной формы речи;  в общении с окружающими и при рассказывании пользуются только простыми, малораспространёнными фразами.; при попытке составления более сложных фраз, могут появиться стилистические ошибки;

- затрудняются в исправлении стилистических ошибок;

- реже отмечаются нарушения звукопроизношения и нарушения интонационно-мелодической стороны речи;

При проверке усвоения школьных знаний по русскому языку выявляются следующие особенности:

большое количество орфографических ошибок;

недостаточное усвоение языковых единиц (дети не различают понятия "звук - слог - слово - предложение");

дети не дифференцируют понятия "склонения" и "спряжения", "лица" и "числа". Путают названия падежей;

не дифференцируют части речи, не могут поставить вопрос к указанной части речи;

затруднения в усвоении правил переноса слов;

у всех детей в большей или меньшей степени присутствовали нарушения общей моторики и мелкой моторики пальцев.

В плане особенностей психических процессов мы видим следующие нарушения:

  • Снижение произвольного внимания.
  • Снижение различных видов памяти.
  • Недостаточность целенаправленности в выполнении заданий.
  • Отсутствие интереса, желания преодолевать свои затруднения.
  • Требование постоянной помощи со стороны взрослых.
  • Иногда отмечается вызывающе оппозиционное поведение.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребёнок чувствует себя усталым и становится нервным, плаксивым.

В моем классе таких детей 30%, о чем я сообщила родителям  и посоветовала немедленно обратиться к логопеду.

Помимо этого, в процессе работы, я стараюсь постоянно уделять внимание этим детям.

Рассмотрим термины, что же собой представляют нарушения письма и чтения в тех или иных формах.

Дисграфия — расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки,  которые они делают при письме, специфические, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.

Дислексия — расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии — не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.

Дизорфография — особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: «правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Такие нарушения начинают развиваться примерно с 3-го класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее. Выделяю этот момент жирным курсивом, потому что очень часто учителя в среднем звене даже не предполагают, что кроется за «дикой безграмотностью» того или иного ученика. Двойки налицо, ребенок и родители в глубоком стрессе.

ОНР — общее недоразвитие речи. При этом состоянии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.

Произвольность — умение заставить себя делать не то, что хочется, а то, что требуется в данный момент. Это касается и памяти, и умения сосредоточиться — концентрации внимания, а также различных видов деятельности. Маленькие дети с легкостью запоминают стихи, какую-то информацию, а в школе не могут выучить заданное стихотворение. С удовольствием подолгу занимаются любимой игрушкой, но не могут сосредоточиться на домашних уроках.

ММД — минимальная мозговая дисфункция. Термин сугубо медицинский и такой диагноз может поставить только врач. Этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание), или у недоношенных. По последним данным, к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект, и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или, с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических процессов.

       Очень часто слышу от родителей, что они заметили проблемы у своего ребенка (обнаружили признаки дисграфии), а учитель с ними не согласен. Совет: не стесняйтесь проконсультироваться у специалиста. Помните, что если у ребенка действительно дисграфия, а вам упорно будут предлагать дополнительные занятия по русскому языку, больше читать и писать диктанты, то этим вы не только не решите проблемы, а загоните ее глубоко внутрь. Запущенная проблема может стать неразрешимой. Если не принять никаких мер, то появится все больше орфографических ошибок, хотя ребенок прекрасно может знать все правила. Так проявляет себя дизорфография.

       Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктантами, чтением больших текстов. Кстати, это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

       Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

      Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.

     Конечно ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но вот несколько рекомендаций,  которые помогут детям. Их можно проводить вне уроков с группой детей.

      Можно потренировать с детьми ориентировку в пространстве в форме игры. Для этого нужно разграфить лист на девять квадратов и предложить ребенку посадить на любой из них игрушечную лягушку, например, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо… Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и теперь по ним будет путешествовать, например, буква А. Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? Ар, а если после Р? Ра.

      Если ребенок упорно путает и плохо запоминает буквы, их можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек и «Лего». Только непременно нужно сравнивать полученные изображения с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме узнавать заготовленные заранее буквы на ощупь – за спиной или доставая из мешочка. Можно «писать» пальцем буквы на спине или на ладошке. Описывать очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы? Можно предложить в ряду правильно написанных букв найти неправильную. Или рассказать, как из П сделать Н. Очень любят ребята находить буквы, спрятавшиеся в геометрических фигурах. Например в той, что перед вами, – М, П, У, А, Х. Нашли? Теперь можно составить из них слова. Кстати, такую работу можно проводить и со всем классом во время обучения письму и чтению. Детям очень интересно и они будут вам благодарны за такие уроки-игры. Вы получите положительный результат при любом раскладе.

       Еще одно привлекательное и полезное задание: разобраться, какие буквы «свалились в кучу» и изображены на рисунке.

        Для тренировки звукового анализа полезно придумывать слова, начинающиеся на какой-нибудь звук, или играть, выстраивая цепочки слов, когда последний звук одного станет первым для следующего.

       Для предотвращения ошибок на уровне слов нужно помочь ребенку сформировать понятие слова. В том числе показать ему значение предлогов, например, перемещая кубик или мячик относительно парты или коробки и комментируя его положение: на, в, перед, за. Для лучшего понимания, что такое слово, можно написать его на карточке, а потом разрезать. Тогда из лиса получатся два «неслова»: ли и са. А потом каждую часть дополнить до целого слова.

       Подбор родственных слов и исключение лишнего (косить, коса, коснуться) – обычные упражнения в начальной школе. Они отчасти помогают бороться и с дисграфическими ошибками.

       Полезно поиграть, переставляя буквы внутри слова: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово: К Т Р О – крот; из каждой буквы слова придумывать новое: Молодой Аист Ловил Игоря На Арбате (малина); составлять наибольшее количество слов из букв какого-нибудь длинного слова.

      Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием: самовар – сам варит.

      Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки: стол постелили на скатерть; мы бродили лесу; черника растет над сосной. Ребята обычно очень любят играть в «Живое предложение»: нужно придумать фразу, распределить, кто каким словом будет. И встать по очереди, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.

       Можно разделять слитный текст на слова и предложения: «падаютлистьяидутдождиулетаютптицы». Успех таких занятий во многом зависит от раннего начала и систематичности проведения.

      Надо обучать коррекционным приёмам работы на уроках чтения и письма учителей начальной школы, объяснять основные причины неусвоения материала детьми. Очень велика в нашей школе потребность создания специальных методик по коррекционной работе с дисграфиками, дизорфографиками и дислексиками на уроках русского языка и чтения. Стало уже широко известным фактом, что в последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических и речевых проблем. Число детей, с трудом осваивающих родной язык как учебный предмет.

      Каковы причины малоэффективности обучения классическими методами детей-дизорфографиков? Часто требования, предъявляемые учителем, не соответствуют возможностям учащегося. Детям приходится прикладывать усилия, превышающие их возможности. От этого снижается учебная мотивация, пропадает желание учиться. Учителю необходимо сделать эти требования адекватными возможностям учеников. Психологи утверждают, что только знания, добытые самостоятельно путём анализа, сопоставления, умозаключений (то есть в процессе активной мыслительной деятельности) усваиваются прочно и глубоко. На уроке самостоятельность ученика существенно ограничена. Жесткое тематическое планирование может не совпадать с темпом работы детей группы риска. Значит, необходима другая организация и другие способы обучения для таких детей.

      Для успешной работы с детьми — дизорфографиками на первом году обучения надо ставить перед собой следующие задачи.

Предупреждение неуспешности освоения родного языка как учебной дисциплины:

переключить внимание с речи как средства общения на язык, как систему, существующую по определённым законам и правилам;

формировать умение анализировать слово с лексической, семантической, грамматической стороны, отделение его смысла от звуко-буквенного комплекса и рассмотрение их по отдельности;

последовательно, поэтапно формировать основные понятия, осмысление их существенных признаков, отличающих собственно языковое понятие.

 Общее интеллектуальное и психическое развитие учеников:

формировать общеучебные умения и учебную деятельность;

развивать мышление, память, связную речь;

усваивать новые знания о родном языке предусмотренные общеобразовательной программой, в том числе и системы основополагающих понятий.

Исходя из этих задач, всё обучение русскому языку делится на два этапа:

  1. Обращение к сознательному рассмотрению и изучению родного языка, установление наличия в языке таких понятий, как корень, ударение, части слова, слоги, части речи.
  2. Подробное изучение тех языковых фактов и явлений, которые рассматриваются в 1 классе, потом программные требования.

Ведущей ролью первого этапа является развитие и коррекция психических функций и мыслительных операций. На втором этапе получает дальнейшее развитие и совершенствование активности и самостоятельности учеников в решении поставленных учебных задач.

        Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. 

Разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.

      Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.

     На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.

     Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов.

На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы. Речевой материал представлен в тетради по принципу, возрастающей сложности: буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и микротексты. Подобранный таким образом материал позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей школьника. Мы имеем возможность на этом речевом материале автоматизировать графический навык письма только определенной буквы, этой буквы в слоге, слове, предложении и т. д.

      Графическая система письменных букв в тетради построена на основе зрительных элементов с учетом динамики их двигательного воспроизведения при написании букв. В первую очередь отрабатывается написание тех букв, в которых полностью совпадают зрительные и двигательные элементы. Это заглавные Г, О, П, Р, Т, Э и строчные г, е, о, с, ь, э. Затем — буквы с частично совпадающими двигательными и зрительными элементами, что происходит за счет удлинения конца элемента в буквах: А, Е, Жж, Зз, Ии, Йй, Лл, Мм, н, Уу, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, Яя или удлинения его начала: А, б, ж, к, н, п, т, р, ю; и буквы, в написании которых объединение двух зрительных элементов в единый двигательный комплекс происходит при условии плавного перехода от одного элемента к другому: Б, Be, Д, е, Кк, Н, Ю, Яя.

      Хотелось бы такие тетради ввести со следующим набором детей, потому что опыт показывает, что дизорфографиков становится все больше и больше.

     Ритмизация процесса письма способствует совершенствованию темпа письма, автоматизации графического навыка письма, воспитывает навык скорописи. Ритмизация письма начинается с тактирования элементов букв, потом тактируются буквы, затем слоги, слова.

      Материал для написания слов подбирается с учетом слоговой структуры и ритмического рисунка слова по принципу постепенного усложнения. Словосочетания рифмуются, что позволяет учащимся выдерживать определенный ритм в процессе прочтения и написания, создает определенное эмоциональное настроение. Предложения представляют собой материал, содержащий слова-омонимы. Это позволяет направлять внимание учащихся на значение правильного ударения в словах. Стихи, предложенные для написания в тетради, представляют собой рифмующиеся четверостишья, а микротексты способствуют работе над интонацией и логическим ударением.

      Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

      В связи со всем вышеописанным, в предстоящем учебном году я наметила приблизительную программу, по которой буду работать с детьми, испытывающими определенные трудности с русским языком и чтением. Программа рассчитана на учеников 4 класса.

Приведу примеры из нее.

Тема занятия

Виды коррекционной работы

Грамматические темы

Коррекция неречевых процессов

1.

Гласные, согласные звуки и буквы. Слоги.

1. Звуко-буквенный анализ и синтез.

2. Деление слов на слоги.

3. Составление слов из слогов данных в разбивку.

4. Работа со словами с пропущенными слогами.

5. Графический диктант.

6.Распространение предложения по схеме.

1. Согласование глагола с именем существительным в роде и числе.

2. Точка в конце предложения.

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти; развитие логического мышления; мелкой моторики рук.

2-3

Звонкие и глухие согласные.

Оглушение в конце и середине слова.

1. «Волшебный сундучок».

2. Игра «разложи картинки».

3. Вставь пропущенную букву.

4. Запись слов по памяти.

5. Графический диктант

1.Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

2. Точка в конце предложения.

3.Распространение предложения по схеме.

4. Большая буква в именах людей.

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти; развитие логического мышления; мелкой моторики рук.

4-5

Редактирование текста.

1.Восстановить последовательность предложений в тексте, в котором присутствуют лишние предложения или пропущенные слова, раскрывающие основную

тему рассказа.

2. Разбить текст на части. Пересказать.

3. Запись составленного рассказа в тетрадь.

4.Проверка написанного.

Восстановление логической последовательности рассказа.

Развитие логического мышления; мелкой моторики рук.

     Учителям можно посоветовать такой прием: при проверке тетрадей таких детей не использовать красный цвет. Можно предложить таким детям писать карандашом или использовать специальную ручку, чтобы ребенок мог стереть свою ошибку, а на полях просто делать пометки. Тогда дети будут чувствовать себя уверенней.

     Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.

    Опрос учителей начальных классов общеобразовательных школ показал, что многие не знают особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой стороны - потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: «Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке»

В эссе выражены индивидуальные впечатления и соображения автора по вопросу организации индивидуального подхода учителя к учащимся в начальной школе. Кроме того, в работе приведены наиболее предп...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.

Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....

Доклад на Методическое объединение "Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учащимися коррекционной школы".

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым учащимся, он направлен на создание благоприятных условий воспитания, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей н...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальных классов.

Методическая копилка. Работа с детьми ОВЗ в начальной школе....

Педагогическая и психологическая реабилитация, вместе с медицинской и инженерной, выгодно дополняют друг друга, способствуя осуществлению комплексного подхода в реабилитации лиц с различными нарушениями развития.

Творчество и ребёнок – это неотъемлемые составляющие процесса развития. Творчество – это то, что приносит радость ребёнку. Развитие творческих способностей для детей с умственной отсталост...