Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

 Программа ФГОС АООП II  вариант.

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl._matem._predstavleniya.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат городского округа Павловский Посад Московской области

«Утверждаю»

Директор МКОУ школа-интерната:

__________________Гришина М.Б.

«1» сентября 2017 г.

 

Рабочие материалы по предмету «Математические представления»

2в класс

Составил(а): Малинина Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

2017-2018 учебный год

                    Пояснительная записка

Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы  МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих материалах педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

        В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

       У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Задачи и направления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

-Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

-Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

  Направления коррекционной работы:

В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

-одним из показателей активности ребенка является формировать и  поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;

- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

       В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

 I четверть  18 часов, II четверть 13 часов, III четверть 19 часов, IV четверть 20 часов. Обучение по предмету «Математические представления» ведется с использованием  учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Математика» часть 1, Т.В. Алышева, М.:«Просвещение» 2014 г.

    Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты (физические характеристики персональной идентификации):

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Предметные результаты

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

2) умение выполнять инструкции педагога:

3) использование по назначению учебных материалов:

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

2) от начала до конца:

3) с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

- Называет (показывает) конструкцию.

- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)

- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).

- Играет в игры

- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

- Умеет складывать шарики

-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

-Переносит с одного места на другое разных предметов.

-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул.

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математические представления» во 2 в классе

( 2 часа в неделю, 70  часов в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»

1

05.09

2

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

1

07.09

3

«Режим дня»

1

12.09

4

«Ночной режим»

1

14.09

5

Закрепление по теме:

«Покажи, что ты делал днем, вечером»

«Покажи, что ты делал ночью»

1

19.09

6

«Формирование количественных представлений»

«Знакомство с понятием «один» и «много»

«Знакомство с цифрой 1»

1

21.09

7

Проверка знаний и умений. По теме: «Один-много»

«Цифра 1»

1

26.09

8

Образование числа 1. Знак «+»

1

28.09

9

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

1

03.10

10

Образование числа 1. Знак «-».

1

05.10

11

Образование числа 1. Знак «=».

1

10.10

12

«Мои игрушки»

1

12.10

13

Состав числа 2. Понятие «пара».

1

17.10

14

«Формирование представлений о величине»

1

19.10

15

Образование числа 2. Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду.

1

24.10

16

Состав числа 2. Понятие «пара»

1

26.10

17

Проверка знаний и умений числа. Умение узнавать и писать цифру 2 .

1

31.10

18

Образование числа 2.

1

02.11

19

Образование числа 2. Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду.

1

14.11

20

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

1

16.11

21

Числовой ряд 1,2. Сравнение чисел.

1

21.11

22

Проверка знаний и умений. Числовой ряд 1,2. Сравнение чисел. Понятие о сложении и вычитании

1

23.11

23

«Постройка башни»

«Длинный мост, короткий мостик»

«Выделение «короткий - длинный»

1

28.11

24

25

Сложение в пределах 2 с помощью счетного материала.

2

30.11

05.12

26

Образование числа 3. Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду.

1

07.12

27

Числовой ряд 1,2,3. Сравнение чисел.

1

12.12

28

29

«Формирование представлений о форме»

«Круг»

«Квадрат»

2

14.12

19.12

30

Контрольная работа на тему: «Сложение в пределах 3 с помощью счетного материала»

1

21.12

31

Работа над ошибками

1

26.12

32

«Маленькие и большие квадраты»

1

11.01

33

Числовой ряд 1,2,3. Сравнение чисел.

1

16.01

34

Решение задач по сюжетным картинкам

1

18.01

35

«Предметы, похожие на круг, квадрат»

1

23.01

36

Вычитание в пределах 2 с помощью счетного материала,

1

25.01

37

Проверка знаний и умений. Вычитание в пределах 2 с помощью счетного материала

1

30.01

38

39

Состав числа 3.

2

01.02

06.02

40

41

«Обведение круга, квадрата по контуру»

2

08.02

13.02

42

«Штриховка круга, квадрата»

1

15.02

43

Числовой ряд 0, 1,2,3- Действия с числами в пределах 3.

1

20.02

44

«Формирование пространственных представлений» «Вверху-середина-внизу»

1

22.02

45

Образование числа 4.Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду.

1

27.02

46

Два способа образования числа 4. Решение задач.

1

01.03

47

«Разложи игрушки по полкам»

1

06.03

48

Состав числа 4. Сложение в пределах 4.

1

08.03

15.03

49

Контрольная работа. Действия с числами в пределах 3

1

13.03

50

Понятие о нуле, как обозначении отсутствия остатка. Число и цифра 0.

1

15.03

51

Понятие о числе и цифре 5. Числовой ряд 1-5. Порядковый счёт.

1

27.03

52

Контрольная работа на тему: «Сложение в пределах 4»

1

29.03

53

Работа над ошибками

1

03.04

54

Сравнение чисел. Состав числа 5. Сложение пределах 5.

1

05.04

55

Числовой ряд 1-5. Порядковый счёт.

1

10.04

56

«Ориентация в классе»,

«Середина класса»

1

12.04

57

Понятие о числе и цифре 6.

1

17.04

58

Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду. Числовой ряд 1-6.

1

19.04

59

«Формирование пространственных представлений»,

«Поровну-больше»

1

24.04

60

Сложение в пределах 5.

1

26.04

61

Сравнение чисел. В пределах 5

1

01.05

03.05

62

63

64

Вычитание в пределах 5

3

03.05

08.05

10.05

65

Сложение в пределах 5.

1

15.05

66

Числовой ряд 1-5 . Порядковый счёт.

1

17.05

67

Сравнение чисел в пределах 5.

1

22.05

68

Годовая контрольная работа на тему «Вычитание в пределах 5»

1

24.05

69

Работа над ошибками

1

29.05

70

Подведение итогов за год

1

31.05

Всего за год 70 часов

Учебно-методическое обеспечение предмета

  1. Алышева Т.В. «Математика» М.:«Просвещение» 2014 г., 128 с.
  2. Интернет ресурс http://nsportal.ru/
  3. Ломпшер И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений. - М.: Педагогика, 2012. – 562 - 570 стр.
  4. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста//Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М.: «Известия АПН РСФСР», 2009 г.
  5. «Набор цифр от 0 до 10», ЗАО «Природоведение и школа».
  6. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, -408 с.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) М. Просвещение, 2017 г. (www.fgosreester.ru), 365с.
  8. Соботович Е.Ф. Нарушения речи и голоса у детей и взрослых/ Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко. – М.: Просвещение, 1979. – 112с.
  9.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: АРТКИ, 2000. – 56с.
  10. Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 2000. – 32с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....