Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа ФГОС АООП II вариант.
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl._matem._predstavleniya.docx | 48.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школа-интерната:
__________________Гришина М.Б.
«1» сентября 2017 г.
Рабочие материалы по предмету «Математические представления»
2в класс
Составил(а): Малинина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих материалах педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
-Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
-Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
-одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
I четверть 18 часов, II четверть 13 часов, III четверть 19 часов, IV четверть 20 часов. Обучение по предмету «Математические представления» ведется с использованием учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Математика» часть 1, Т.В. Алышева, М.:«Просвещение» 2014 г.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты (физические характеристики персональной идентификации):
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
2) умение выполнять инструкции педагога:
3) использование по назначению учебных материалов:
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
2) от начала до конца:
3) с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
-выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул.
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету «Математические представления» во 2 в классе
( 2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
1 | Формирование временных представлений «День-вечер-ночь» | 1 | 05.09 | ||
2 | «Части суток» «День-вечер-ночь» | 1 | 07.09 | ||
3 | «Режим дня» | 1 | 12.09 | ||
4 | «Ночной режим» | 1 | 14.09 | ||
5 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» «Покажи, что ты делал ночью» | 1 | 19.09 | ||
6 | «Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 1 | 21.09 | ||
7 | Проверка знаний и умений. По теме: «Один-много» «Цифра 1» | 1 | 26.09 | ||
8 | Образование числа 1. Знак «+» | 1 | 28.09 | ||
9 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 1 | 03.10 | ||
10 | Образование числа 1. Знак «-». | 1 | 05.10 | ||
11 | Образование числа 1. Знак «=». | 1 | 10.10 | ||
12 | «Мои игрушки» | 1 | 12.10 | ||
13 | Состав числа 2. Понятие «пара». | 1 | 17.10 | ||
14 | «Формирование представлений о величине» | 1 | 19.10 | ||
15 | Образование числа 2. Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду. | 1 | 24.10 | ||
16 | Состав числа 2. Понятие «пара» | 1 | 26.10 | ||
17 | Проверка знаний и умений числа. Умение узнавать и писать цифру 2 . | 1 | 31.10 | ||
18 | Образование числа 2. | 1 | 02.11 | ||
19 | Образование числа 2. Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду. | 1 | 14.11 | ||
20 | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 1 | 16.11 | ||
21 | Числовой ряд 1,2. Сравнение чисел. | 1 | 21.11 | ||
22 | Проверка знаний и умений. Числовой ряд 1,2. Сравнение чисел. Понятие о сложении и вычитании | 1 | 23.11 | ||
23 | «Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» | 1 | 28.11 | ||
24 25 | Сложение в пределах 2 с помощью счетного материала. | 2 | 30.11 05.12 | ||
26 | Образование числа 3. Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду. | 1 | 07.12 | ||
27 | Числовой ряд 1,2,3. Сравнение чисел. | 1 | 12.12 | ||
28 29 | «Формирование представлений о форме» «Круг» «Квадрат» | 2 | 14.12 19.12 | ||
30 | Контрольная работа на тему: «Сложение в пределах 3 с помощью счетного материала» | 1 | 21.12 | ||
31 | Работа над ошибками | 1 | 26.12 | ||
32 | «Маленькие и большие квадраты» | 1 | 11.01 | ||
33 | Числовой ряд 1,2,3. Сравнение чисел. | 1 | 16.01 | ||
34 | Решение задач по сюжетным картинкам | 1 | 18.01 | ||
35 | «Предметы, похожие на круг, квадрат» | 1 | 23.01 | ||
36 | Вычитание в пределах 2 с помощью счетного материала, | 1 | 25.01 | ||
37 | Проверка знаний и умений. Вычитание в пределах 2 с помощью счетного материала | 1 | 30.01 | ||
38 39 | Состав числа 3. | 2 | 01.02 06.02 | ||
40 41 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 2 | 08.02 13.02 | ||
42 | «Штриховка круга, квадрата» | 1 | 15.02 | ||
43 | Числовой ряд 0, 1,2,3- Действия с числами в пределах 3. | 1 | 20.02 | ||
44 | «Формирование пространственных представлений» «Вверху-середина-внизу» | 1 | 22.02 | ||
45 | Образование числа 4.Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду. | 1 | 27.02 | ||
46 | Два способа образования числа 4. Решение задач. | 1 | 01.03 | ||
47 | «Разложи игрушки по полкам» | 1 | 06.03 | ||
48 | Состав числа 4. Сложение в пределах 4. | 1 | 08.03 | 15.03 | |
49 | Контрольная работа. Действия с числами в пределах 3 | 1 | 13.03 | ||
50 | Понятие о нуле, как обозначении отсутствия остатка. Число и цифра 0. | 1 | 15.03 | ||
51 | Понятие о числе и цифре 5. Числовой ряд 1-5. Порядковый счёт. | 1 | 27.03 | ||
52 | Контрольная работа на тему: «Сложение в пределах 4» | 1 | 29.03 | ||
53 | Работа над ошибками | 1 | 03.04 | ||
54 | Сравнение чисел. Состав числа 5. Сложение пределах 5. | 1 | 05.04 | ||
55 | Числовой ряд 1-5. Порядковый счёт. | 1 | 10.04 | ||
56 | «Ориентация в классе», «Середина класса» | 1 | 12.04 | ||
57 | Понятие о числе и цифре 6. | 1 | 17.04 | ||
58 | Обозначение числа цифрой и место в числовом ряду. Числовой ряд 1-6. | 1 | 19.04 | ||
59 | «Формирование пространственных представлений», «Поровну-больше» | 1 | 24.04 | ||
60 | Сложение в пределах 5. | 1 | 26.04 | ||
61 | Сравнение чисел. В пределах 5 | 1 | 01.05 | 03.05 | |
62 63 64 | Вычитание в пределах 5 | 3 | 03.05 08.05 10.05 | ||
65 | Сложение в пределах 5. | 1 | 15.05 | ||
66 | Числовой ряд 1-5 . Порядковый счёт. | 1 | 17.05 | ||
67 | Сравнение чисел в пределах 5. | 1 | 22.05 | ||
68 | Годовая контрольная работа на тему «Вычитание в пределах 5» | 1 | 24.05 | ||
69 | Работа над ошибками | 1 | 29.05 | ||
70 | Подведение итогов за год | 1 | 31.05 | ||
Всего за год 70 часов |
Учебно-методическое обеспечение предмета
- Алышева Т.В. «Математика» М.:«Просвещение» 2014 г., 128 с.
- Интернет ресурс http://nsportal.ru/
- Ломпшер И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений. - М.: Педагогика, 2012. – 562 - 570 стр.
- Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста//Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М.: «Известия АПН РСФСР», 2009 г.
- «Набор цифр от 0 до 10», ЗАО «Природоведение и школа».
- Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, -408 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) М. Просвещение, 2017 г. (www.fgosreester.ru), 365с.
- Соботович Е.Ф. Нарушения речи и голоса у детей и взрослых/ Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко. – М.: Просвещение, 1979. – 112с.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: АРТКИ, 2000. – 56с.
- Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 2000. – 32с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....