ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ«ВРЕМЕНА ГОДА.ЗИМА»
план-конспект занятия (1 класс)

В данной разработке предтавлены конспекты тематических занятий по развитию речи для детей 5-8 лет. Занятия построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, что исключает переутомление детей.Конспекты занятия по развитию речи "Времена года.Зима" могут быть рекомендованы для использования в работе педагогами образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_produkt.docx59.03 КБ
Файл prilozheniya.docx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение …………………………………………………………………….4

Занятие 1«Зима. Зимние месяцы» …………………………………………5

Занятие 2. «Зимние забавы и развлечения»………………………………10

Занятие 3«Жители зимнего леса»…………………………………………15

Занятие 4 «Зима. Пингвины-жители Антарктиды»………………………21

Занятие 5 «Зима. Праздник новогодней елки»…………………………….26

Заключение…………………………………………………………………...31

Использованная литература………………………………………………..32.

Приложение

Введение

В современном мире проблема развития связной речи у детей становится все более актуальной. На ребенка обрушивается вал телевизионной рекламы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, гаджеты, которые максимально снижают общение детей со взрослыми и сверстниками. Огромная ответственность за формирование речи и подготовку детей к обучению в школе ложится на педагогов.

На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста педагог работает над обогащением активного словаря, способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

Конспекты занятий по теме «Времена года» построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами, что исключает переутомления детей.

На всех занятиях широко применяются словесно-дидактические игры, которые не только приучают детей самостоятельно использовать имеющиеся знания, активизируют речь, но и развивают у детей познавательный интерес, мышление.

Занятие №1

Раздел «Времена года»

Тема: «Зима. Зимние месяцы»

Цель: формировать элементарные представления о зиме, зимних явлениях природы; познакомить с названиями зимних месяцев.

Задачи:

  • активизировать словарь по теме;
  • учить подбирать прилагательные к словам;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать зрительное внимание, память;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: доска, карточки с заданиями.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на нашем занятии.

Вспомните, какая погода была на улице, когда вы шли на занятие. Давайте вместе посмотрим в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? (ответы детей).

Педагог: Ребята, тему нашего занятия, вы узнаете, если отгадаете загадку:

В белом инее берёзы.

Спят ежи, медведи спят.

Но хотя пришли морозы,

Снегири зарёй горят.

Будет Новый год и светлый

Чудный праздник Рождества.

В шубу тёплую одета,

Белоснежная …(зима)

Педагог: Правильно, сегодня мы поговорим о Волшебнице-Зиме и познакомимся с зимними месяцами и признаками зимы, выполним различные задания и, конечно, поиграем. Согласны? (Ответы детей)

У волшебницы Зимы есть три сына-месяца: Декабрь, Январь и Февраль. А теперь я вам хочу рассказать о том, как в древней Руси месяцы называли. Давным-давно, в старину, месяц декабрь называли «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кусты стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а по ночам трещит мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.

Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так называли его в народе. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует красивые узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много веселых развлечений в этом месяце: катание на санках, на лыжах, на коньках.

Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют ветры, метели и вьюги наметают большие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни потихоньку становятся длиннее, начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега хорошо лепить снеговика, играть в снежки. В конце февраля люди провожают зиму и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день люди пекут блины, ведь они похожи на солнышко, такие же круглые и румяные.

  • Какие месяцы зимы вы запомнили?
  • Как их называли в старину?
  • Какие праздники отмечают зимой? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы очень внимательно меня слушали.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Речевая разминка:

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, слухового ритма

Педагог: сейчас я буду читать стихотворение, а вы попробуйте добавить слова, подходящие по тексту:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Зима в гости к нам…(пришла)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Очень рада…(детвора)

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Всем нам очень…(весело)

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Дружно катимся…(с горы)

Игра: «Подбери признак».

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Педагог: Чтобы узнать, какой бывает зима, поиграем в игру. Я буду называть существительные- это слова, отвечающее на вопрос «кто» или «что», а вы будете называть к нему прилагательные, это слова, отвечающие на вопрос «какая» или «какой», например, снег (какой?)– белый

Зима (какая?) -... (суровая, снежная).

Снег (какой?) -... (искристый, холодный).

Сосулька (какая?) -... (прозрачная, острая).

Мороз (какой?) -... (крепкий, трескучий).

Игра: «Назови ласково».

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Лед -...(ледок)

Мороз -...(морозец)

Санки -...(саночки)

Холод -...(холодок)

Метель -...(метелица)

Солнце -...(солнышко)

Педагог: Ребята, давайте немного отдохнем и подвигаемся

Разминка:

Падают снежинки,(движение руками сверху вниз)

Белые пушинки.

Падают на плечи

(показываем рукой на части тела, о которых идет речь)

Падают на ножки,

Падают на щечки,

Также на ладошки.

Падают на грудку,

Падают на нос.

С Северного полюса

Ветер их принес.(качаем руками вверху)

Игра «Собери предложения»

Цель: развитие умения связывать слова по смыслу для получения законченного предложения.

Педагог: Ребята, у меня упала книжка, и все слова в ней перемешались.

Я прочитаю вам предложения, а вы внимательно послушайте и помогите расставить слова на свои места. Готовы?

Снежки, играют, в, дети. (Дети играют в снежки.)

Санках, дети, на, катаются. (Дети катаются на санках)

Снег, землю, на, падает. (Снег падает на землю)

Зимой, куртки, надевают, люди, и, шапки. (Зимой люди надевают куртки, и шапки.)

Оля, катаются, коньках, и, Ира, на (Оля и Ира катаются на коньках)

Дидактическое упражнение

«Соедини букву с предметом» (Приложение 1)

Цель: закреплять умение выделять первый звук в слове

Педагог: Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов, а внизу написаны буквы. Вам нужно соединить эти предметы с буквой, на которую они начинаются. Справитесь? (ответы детей)

Дидактическая игра

«Найди и раскрась» (Приложение 2)

Цель: достижение длительной концентрации внимания

Педагог: Ребята, сейчас мы проверим какие вы внимательные. У вас на столах лежат карточки с картинкой. Что на них изображено? (ответы детей: Дед Мороз, елочка, подарки).

Педагог: Правильно. Внизу карточки расположены маленькие части картинки, их нужно найти на большой картине и раскрасить.

Дети находят нужные фрагменты рисунка и раскрашивают.

Подведение итогов занятия:

Педагог: Ребята, что мы с вами сегодня делали?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Ребята, вы молодцы! Надеюсь, что зимой у вас всегда будет хорошее настроение!

Занятие №2

Раздел «Времена года»

Тема: «Зимние забавы и развлечения»

Цель: Способствовать развитию связной речи детей. Уточнить представления детей о признаках зимы и зимних развлечениях.

Задачи:

  • углубить знания детей о зимних природных явлениях, признаках зимы;
  • формировать знания детей о зимних развлечениях;
  • развивать связную речь,
  • развивать умение делать выводы;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать усидчивость; умение выслушивать ответы других детей.

Оборудование: доска, картинка с изображением зимнего пейзажа, мяч, дидактическая игра «Разрезанные картинки», карточки с графическими дорожками, картина с изображением поэтапного рисунка снеговика.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами улыбнемся и поприветствуем друг друга

Педагог:

- Как снегурка, в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком –

Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей

Лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег,

Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею Бобка рыжий.

Только лыж у Бобки нет

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

Педагог: Ребята, какое время года описано в стихотворении? Чем занимаются дети в этом стихотворении? В какие игры любите вы играть зимой? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

  1. Обобщающая беседа: «Признаки Зимы».

Внимательно посмотрите на картину (Приложение 3)

  • Какое время года на ней изображено? (Зима)
  • Как вы определили, что это зима? (Снег).
  • Какой бывает снег? (искристый, мокрый)
  • Как можно назвать снег ласково. (Снежок).
  • Какой главный праздник бывает зимой? (Новый год).
  • А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят Дедушка Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, все веселятся, наряжаются и т. д.)
  • А какие зимние месяцы мы с вами выучили на прошлом занятии? (Ответы детей)

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Дидактическая игра«Да или Нет»

Цель: закрепление представлений о приметах зимы.

Педагог: Сейчас я буду говорить вам фразы, а вы должны определить, можно ли это делать зимой, если «да» хлопните в ладоши:

Зимой можно купаться в реке.

Зимой можно кататься на самокате.

Зимой можно надевать панамку.

Зимой можно играть в снежки

Зимой можно ходить в шубе.

Зимой можно кататься на роликах.

Зимой можно ходить в босоножках.

«Отгадай загадку»

Цель: тренировать внимание и память; развивать наблюдательность и логическое мышление

Педагог: Зима холодная пора, суровая. Много веселых игр и развлечений бывают только зимой. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах. Надеюсь, вы узнаете, о чем я загадываю:

- Мчусь стремительно вперед,

Под ногами скользкий лед,

Но шаги мои легки,

Ведь несут меня … (Коньки)

- Бегут вперёд, задрав носы.

За ними вслед - две полосы. (Лыжи)

- Кресло на полозьях мчится. Снег свистит. С горки до сугроба быстро долетит. (Санки)

-В снегу уже все по уши,

Довольны малыши.

У всех намокли варежки —

Играем мы в …(Снежки)

Игра «Разрезная картинка» (Приложение 4)

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Педагог: Перед вами на столе лежит разрезная картинка, давайте соберем ее и узнаем, что там изображено. (Дети собирают картинку)

Что делают ребята на картинке?

Что на них надето?

Что у них на ногах?

Кто вместе с детьми пришел играть на горку?

Сколько ребят катается на санках, а сколько на лыжах?

Графическое упражнение

"Проведи дорожки" (Приложение 5)

Цель: развитие мелкой моторики и графических навыков.

Педагог: Сейчас мы немного потренируем руку. Я раздам вам картинки, а вы должны будете, не отрывая карандаш провести линии. Постарайтесь, чтобы линия не выходила за границы дорожки.

Физкультминутка «Зайцы»

Зайцы скачут

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк?

Раз — согнуться,

Разогнуться,

Два — нагнуться,

Потянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения выполняются по ходу стихотворения)

Упражнение «Нарисуй снеговика» (Приложение 6)

Цель: развитие творческого воображения детей.

Педагог: Ребята, сейчас я вам предлагаю нарисовать веселого снеговика.

Вы умеете его рисовать? Сейчас я вас научу.

1. Рисуем маленький круг- голову снеговика.

2. Рисуем круг побольше снизу- это будет его туловище.

3. Еще ниже рисуем самый большой круг.

4. На голову снеговику - ведро.

5. Рисуем глазки, как маленькие угольки.

6. Рисуем нос - оранжевую морковку.

7. Рисуем руки - кружочки, а из них веточки

8. Рисуем метлу.

А теперь попробуйте сами нарисовать снеговика по образцу.

Подведение итогов

Педагог: Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями.

С какими зимними забавами мы познакомились? Кого нарисовали в конце занятия? Вам понравилось занятие? А что понравилось больше всего? (Ответы детей)

Занятие №3

Раздел: «Времена года»

Тема: «Жители зимнего леса»

Цель: формировать представление детей о зимнем лесе.

Задачи:

  • уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой;
  • развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
  • развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;
  • развивать диалогическую речь, пополнить словарь детей новыми словами. Учить поддерживать беседу;
  • воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: доска, мягкие игрушки, разрезанные картинки, картинки с лабиринтом, картинки с изображением животных из пластилина.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Я рада всех вас видеть на занятии. Давайте улыбнёмся друг другу, тогда у всех нас будет хорошее настроение.

Сюрпризный момент

Педагог: Сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано «Для ребят кружка «Развивайка». Давайте откроем и прочитаем его.

Педагог читает письмо:

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Что-то вы давно не приходили к нам в гости. А мы уже успели соскучиться. У нас сейчас так красиво! Сами увидите! А еще мы подготовили для вас разные интересные игры и задания. Поэтому мы приглашаем вас к нам в гости в зимний лес».

  1. Постановка задач урока:

Педагог: Значит, мы с вами сегодня отправимся в зимний лес, навестим лесных жителей и посмотрим, что же за задания они для нас подготовили, согласны? (Ответы детей)

- Вы уже были в зимнем лесу?

- Кого можно встретить в лесу?

-А на чем можно пойти в лес? (ответы детей)

- Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним как правильно вести себя в лесу.

Дети: в лесу нельзя кричать, деревья ломать, лесных зверей обижать.

Педагог: Молодцы! Теперь я уверена, что вы готовы к путешествию. Чтобы туда попасть нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!»

(Дети закрывают глаза и произносят все вместе)

Педагог: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, что мы видим вокруг? (Ответы детей: в лесу много снега; на деревьях, кустах, на земле лежит снег.)

Педагог: Правильно, дети. Зима укрыла лес пушистым снегом. Деревья как будто спят под белыми, пуховыми одеждами. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец. Зимний лес тих и спокоен. Какая красота вокруг! Посмотрите, кто же нас встречает?

Педагог (берет в руки игрушку): Это - колючая ежиха. Она расстроена, говорит, что в зимнем лесу звери играли в прятки, зашли далеко в лес и потерялись. Давайте поможем найти маму каждому малышу!

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Словесная игра «Мама потерялась»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные".

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

Педагог: Молодцы ребята! Ежиха говорит вам большое спасибо! Посмотрите, кто это вышел к нам из леса? (педагог берет в руки игрушку)

Дети: Это лиса

Педагог: Точно, это рыжая красавица лисичка. Она говорит мне, что сегодня утром нечаянно рассыпала картинки, а собрать их не может. Поможем ей? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Собери картинки» (Приложение 7,8,9,10)

Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей

Дети в парах собирают разрезанные картинки в целое изображение.

Педагог: Ребята, лисичка благодарит вас за помощь. Ой, а это кто там выглядывает из-за ели?

Дети: Это волк!

Педагог (берет в руки игрушку): Точно, ребята, это же серый волк! А какие бывают волки?

Дети: Серые, зубастые, страшные, злые

Педагог: А вот наш волк говорит, что совсем он не злой, а очень даже добрый и милый. И, к тому же, очень любит загадывать загадки. Сможем мы отгадать загадки от серого волка?

(Ответы детей)

Словесная игра «Зимние загадки»

Цель: тренировать внимание и память; развивать наблюдательность и логическое мышление

Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали (Снежинки)

Всё белым-бело,

Новый год стучит в окно.

Дети в снежки играют,

Когда это бывает? (Зимой)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся. (Сугроб.)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...(Снеговик.)

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал. (Мороз.)

Педагог: Ребята, волк говорит, что даже не ожидал, что вы так легко и быстро справитесь с его загадками и зовет вас приходить в гости почаще, а он подготовит для вас еще очень много интересных игр и заданий. Придем еще?

(Ответы детей)

Педагог: Ребята, а кто это машет нам лапкой из своего дупла?

Дети: Белочка

Педагог: Правильно, ребята, это белочка. Зимой она носит не рыжую, а серебристую шубку. Вы знаете, чем питается белочка зимой?

Дети: Запасами, которые приготовила осенью: грибами, шишками, орехами.

Педагог: Белочка предлагает вам немного отдохнуть и провести физкультминутку

Физкультминутка «Беличья зарядка»

Цель: предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)

Жили дружно, не тужили

и с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)

Вставали рано поутру,

Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)

Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)

И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)

Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)

Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)

Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)

Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

Педагог: Молодцы ребята, белочке очень понравилось, как вы выполняли упражнения. Посмотрите-ка, чьи это ушки выглядывают из-за куста?

Дети: Зайчик!

Педагог: Точно, это длинноухий зайка. Вы знаете, какого цвета шерстка у зайчика зимой, а какого летом?

Дети: Зимой - белый, а летом - серый.

«Лабиринт» (Приложение 11)

Цель: развивать умение концентрировать внимание, сосредоточенность, наблюдательность, самоконтроль.

Педагог: Зайка говорит мне, что где-то в лесу потерял свою морковку. Давайте пройдем лабиринт и поможем зайчику!

Дети выполняют задание

Педагог: Какие вы молодцы! И зайчику тоже помогли! А нам уже пора возвращаться из лесу. Попрощайтесь со зверушками.

Чтобы вернуться обратно, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«До свиданья,

Зимний лес,

Полный сказок и чудес!» (Дети закрывают глаза и произносят все вместе)

Практическая работа

Цель: воспитывать у детей интерес к животным, к работе с пластилином, вызывать положительные эмоции от процесса работы и его результата.

Педагог: Вот мы с вами и вернулись обратно. А теперь я предлагаю вам слепить из пластилина жителей зимнего леса. Обратите внимание, на доске висят образцы с инструкцией в картинках как их можно лепить. (Приложение 12, приложение 13, приложение 14). Посмотрите и выберите себе образец, по которому будете выполнять работу.

Дети лепят из пластилина лесных зверей.

Итог. Рефлексия

Педагог: а теперь давайте всех зверушек, которых вы вылепили, рассадим на волшебную полянку к елочке. (Детские работы выкладываются на макет лесной полянки. Дети рассматривают поделки друг друга, высказывают свое мнение о работах).

Педагог: Какие замечательные зверушки у вас получились!

Вам понравилось путешествие?

Где мы с вами были и кого встретили?

С кем из зверей вам понравилось играть больше всего?(Ответы детей)

Занятие №4

Раздел «Времена года»

Тема: «Зима. Пингвины-жители Антарктиды»

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о зиме.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних природных явлениях;
  • обогащать активный словарь детей;
  • воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других;
  • развивать логическое мышление. Расширять знания о пингвинах;
  • закреплять умение правильно пользоваться ножницами и оборудованием для аппликации;
  • развивать глазомер; познавательные процессы; мелкую моторику рук;
  • активизировать творческий подход к выполнению работы.

Оборудование: доска, ноутбук, картина «Общая горка», раскраски, карточки «Пингвины» для аппликации

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дети. Сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Педагог: Ребята, сегодня мы ещё раз с вами поговорим о зиме

(Ответы детей)

Интеллектуальная разминка

Педагог предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы: Какой сейчас месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Педагог: Молодцы, ребята!

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой        

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

Педагог: А в какие игры мы играем зимой?

Дети: Катаемся на санках, на коньках, на лыжах, играем в снежки и лепим снеговика.

Педагог: Сейчас вы внимательно рассмотрите картину (Приложение 15) и прослушайте рассказ о зимних забавах, а потом попробуем вместе ответить на вопросы, согласны? (Ответы детей)

Чтение рассказа «Общая горка» (Приложение 11)

Цель: познакомить учащихся с содержанием рассказа. Создать условия для развития умений детей составлять рассказ по сюжетной картинке.

«Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал: Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил! А Наташа улыбнулась и сказала: - Катайся, Вова! Это горка общая»

Беседа по картине:

  • Что изображено на картине?
  • По каким признакам вы догадались, что это зима?
  • Где собрались дети?
  • Подумайте, кто построил горку?
  • А кто из детей только что пришёл на горку?
  • Обратите внимание на мальчиков, из-за чего они поспорили?
  • Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
  • Как закончилась эта история? (Ответы детей)

Педагог: Молодцы ребята. А теперь отгадайте загадку:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Дети: Пингвин.

Педагог: Как вы догадались, что это пингвин? А что вы знаете про пингвинов? (Ответы детей.)

Педагог: В Антарктиде, на материке, где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы. Они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой - такая она гладкая и блестящая. Рыбы, кальмары, крабы и рачки – это добыча пингвинов. Я предлагаю вам посмотреть небольшое видео о пингвинах и узнать о них еще больше.

Просмотр видео «5 фактов о пингвинах»

Цель: изучить новую тему “Пингвины-жители Антарктиды”, используя разные виды наглядных материалов

Педагог: Вам понравился фильм?

Что вы уже знали про пингвинов?

А что нового узнали?

Какие 5 фактов о пингвинах вы запомнили? (Ответы детей)

Педагог: Молодцы ребята, вы были очень внимательными. Сейчас я предлагаю поработать вам с раскраской-прописью

Дидактическое упражнение «Пингвин- хоккеист» (Приложение 16).

Цель: развитие мелкой моторики и графических навыков.

Педагог: Перед вами картинки с изображением пингвина.

- В какую игру играет пингвин?

- Что у него в руках? А на ногах?

Вам нужно обвести его по точкам, а потом раскрасить. Все понятно?

(Дети выполняют практическое задание)

Педагог: А теперь проведем пальчиковую гимнастику - пусть ваши пальчики немного отдохнут.

Пальчиковая гимнастика "Снежок"

Цель:развивать координацию пальцев и мелкую моторику рук.

Раз, два, три, четыре, (загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили («лепить», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий (грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем (подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним (ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем (хлопнуть в ладоши.)

Педагог: Отдохнули немного? Теперь можно и поработать. Сейчас мы с вами будем изображать забавного пингвина в технике аппликации. Садитесь ровно, спину прижимайте к стулу, ноги ровно поставьте на пол, руки кладём на стол. Давайте хорошо рассмотрим, как выглядит пингвин. Что у него есть? Какой формы туловище? Какой формы голова? (Ответы детей)

Педагог: Прежде, чем мы начнём выполнять работу, давайте вспомним, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с бумагой и клеем.

(Ответы детей)

Педагог: Хорошо, начинаем работать. Проверьте детали, которые я для вас подготовила. (Приложение 17, приложение 18) Посчитайте, все ли на месте? Должно быть: одно туловище, два крыла, клюв, два глаза, две ласты, шапочка и бантик. У вас есть все детали?

(Ответы детей)

Педагог: Тогда приступайте к работе - нужно аккуратно склеить все детали между собой.

(Дети склеивают детали)

Педагог: Какие замечательные пингвины у вас получились! Я предлагаю придумать каждому имя.

(Дети придумывают имя пингвинам и объясняют, почему их так назвали)

Подведение итогов.

Педагог: Ребята, вспомните, о чем беседовали?

С каким жителем Антарктиды я вас познакомила?

Что мы сегодня делали?

Вам понравилось наше занятие?

А что понравилось больше всего?

Педагог: Вы все молодцы. Занятие закончено. Убирайте свои рабочие места и материалы на место

Занятие №5

Раздел «Времена года»

Тема: «Зима. Праздник новогодней елки»

Цель: научить составлять описательный рассказ по серии сюжетных картин.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;
  • формировать диалогическую речь;
  • формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями, слушать произведение внимательно
  • развивать внимание, память.

Оборудование: доска, иллюстрации с изображением зайцев, разрезанные картинки, серия сюжетных картин «Праздник новогодней елки»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети входят в учебный кабинет, садятся на свои места. На доске расположены две иллюстрации с изображениями белого и серого зайцев. (Приложение 19, приложение 20)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Вижу, у вас всех сегодня хорошее настроение! Я этому очень рада. Обратите внимание на доску, кто это?

Правильно, это зайцы. Почему они разные?

Интересно вам узнать, кто и почему подарил зайцу белую шубу?

(ответы детей)

Педагог: Тогда внимательно слушайте сказку.

1.Чтение педагогом русской народной сказки «Мороз и заяц»

Встретились как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз стал хвастаться: — Я самый сильный во всем лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. — Не хвастайся, Мороз, не справишься ты со мной! — говорит заяц. — Нет, одолею! — Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: — Давай, заяц, спорить, что я тебя одолею. — Давай, — согласился заяц. Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ветром злющим закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать стал. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да приговаривает: Зайцу тепло, зайцу жарко! Греет, горит — Солнышко ярко! Уставать стал Мороз, думает: «До чего же заяц крепкий попался!» А сам еще сильнее злится, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: — Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

  1. Беседа по сказке

Цель: создание условий для развития связной речи и формирования способностей к творческому рассказу.

Какое время года описано в сказке?

Как вы это определили?

О ком эта сказка?

Кто повстречался зайцу в лесу?

Чем хвастался Мороз?

Смог ли в итоге Мороз заморозить зайца? Почему?

Что Мороз подарил зайцу?

Задание 1 «Составьте предложения».

Цель: формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями

Педагог: Хорошо, теперь давайте попробуем составить предложения:

Зайцу было не холодно в лютый мороз, потому что…

Морозу не удалось заморозить зайца, потому что…

Кора на деревьях лопается, пни трещат, потому что…

Мороз подарил зайцу белую шубку, потому что…

Педагог: Молодцы! Наши зайчики просят вас помочь им. Один мой знакомый художник нарисовал их портреты, но случилась беда, кто - то все испортил, порезал их на части. Надо их опять, правильно собрать. Поможем зайчатам?

Дети: Конечно, поможем.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (Приложение 21)

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Дети собирают разрезные картинки.

Педагог: Дети, а вы помните, какой праздник скоро к нам придет?

Дети: Новый год.

Педагог: Как взрослые и дети готовятся к Новому году?

Дети: Наряжают ёлку, дарят подарки, поздравляют друг друга.

Педагог: Что вы хотели бы получить в подарок на Новый год?

(Ответы детей)

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Педагог: ребята, я буду называть вам предметы, которыми наряжают елку. Если я говорю правильно и этим предметом можно наряжать, говорите «да», а если нельзя, говорите «нет».

Игра "Наряжаем елку".

Цель: совершенствовать знания детей о елочных украшениях

- Разноцветные хлопушки? (да)

- Одеяла и подушки? (нет)

- Раскладушки и кроватки? (нет)

- Мармеладки, шоколадки? (да)

- Шарики стеклянные? (да)

- Стулья деревянные? (нет)

- Плюшевые мишки? (да)

- Буквари и книжки? (нет)

- Бусы разноцветные? (да)

- А гирлянды светлые? (да)

- Снег из ваты белой? (да)

- Ранцы и портфели? (нет)

- Туфли и сапожки? (нет)

- Чашки, вилки, ложки? (нет)

- Конфеты блестящие? (да)

- Тигры настоящие? (нет)

- Шишки золотистые? (да)

- Звездочки лучистые? (да)

Педагог: дети, вам понравилась игра? (Ответы детей)

Педагог: сейчас приглашаю вас на физкультминутку

Физкультминутка «Новогодние игрушки»

Цель: предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности

Праздник приближается, (поднимают руки вверх и)

Ёлка наряжается (разводят руки в стороны.)

Мы развесили игрушки: («крутят» шарики руками.)

Бусы яркие, хлопушки, (сжимают и разжимают кулачки.)

А здесь фонарики висят, (ручки поднимают вверх и показывают «фонарики».)

Блеском радуют ребят (топают ногами).

Педагог: Отдохнули? Присаживайтесь на свои места.

Игра «Какой? Какая? Какие?».

Цель: закрепить умение подбирать прилагательные.

Педагог: Посмотрите на предметы, и назовите как можно больше прилагательных об этом предмете.

Снеговик (какой?) – круглый, белый, ……

Гирлянда (какая?) – блестящая, разноцветная…….

Мишура (какая?) – елочная, серебристая……….

Игрушка (какая?) – стеклянная, елочная…….

Дедушка Мороз (какой?) – волшебный, бородатый,…….

Снегурочка (какая?) – красивая, милая………

Педагог: Молодцы. Сейчас рассмотрим серию сюжетных картинок "Праздник новогодней елки" (Приложение 22, приложение 23, приложение 24) и попробуем составить рассказ по картинкам и пересказать его.

Вопросы к картинкам.

- К какому празднику готовятся ребята?

- Как вы это поняли?

- Чем они занимаются?

- Какие украшения на елку у них получаются?

- Дети работают с удовольствием или нет?

- Куда они их повесили свои украшения?

- Во что нарядились дети?

- Какой сюрприз их ждал в конце праздника?

Составление рассказа «Новый год на пороге».

Цель: развивать умений детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Дети оставляют рассказ по картинке и пересказывают его.

1.Подведение итогов занятия:

Педагог:

Чем мы сегодня занимались? (Составляли рассказ по картинке, играли)

Вам понравилось сегодня на занятии?

Что именно вам понравилось?

Вы все большие молодцы. До новых встреч

Заключение

В ходе проведения занятий, я убедилась, что в дошкольном возрасте урок должен быть построен с учетом постоянной смены деятельности и насыщен игровыми приемами, чтобы исключить переутомления детей.
Представленные занятия по развитию речи включили в себя разнообразные дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, что побуждало ребенка слушать и понимать речь и поддерживать разговор. Использовались компьютерные технологии, которые увеличивали скорость передачи информации детям и повышали уровень её понимания, способствовали развитию таких важных качеств, как образное мышление и воображение. Были созданы условия для развития речи детей через творческие виды деятельности –лепку, рисование, создание аппликаций.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность и были заинтересованы и внимательны. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, и они с ними успешно справлялись.

Использованная литература:

  1. https://nsportal.ru
  2. www.maam.ru
  3. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет /  

         О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013.

  1. Мамин-Сибиряк, Даль, Толстой –«Зайкины сказки»-ЗАО Книга, 2016 г.
  2. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.:

        “Просвещение”, 2003.  


Предварительный просмотр: