Роль педагога в трудовом воспитании обучающихся начальной школы.
материал

Оксана Николаевна Туманова

           1. воспитание отношения к труду как первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду,

           2. подведение ребенка к пониманию того, что труд необходим всюду        (дома, в школе, на улице и т.д.);

           3. формирование знаний о различных видах труда;

           4. личностно-индивидуальный подход с учётом психологического здоровья каждого ученика;

           5. воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования министерства образования Тульской области

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Новомосковский областной центр образования»

Доклад

Роль педагога в трудовом воспитании обучающихся начальной школы.

составитель: учитель начальных классов

Туманова О.Н.

г. Новомосковск

2020 г.

            Цель моей работы  как педагога - социальная адаптация учащихся через трудовое обучение, включение детей с ОВЗ в социальную среду, приобщение к общественно- полезному труду и к самостоятельной жизни. 

            Задачи:

           1. воспитание отношения к труду как первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду,

           2. подведение ребенка к пониманию того, что труд необходим всюду        (дома, в школе, на улице и т.д.);

           3. формирование знаний о различных видах труда;

           4. личностно-индивидуальный подход с учётом психологического здоровья каждого ученика;

           5. воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

              Я считаю, что учительская индивидуальность складывается  в результате работы над собой, умения анализировать свои действия и поступки, определять свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с учащимися.

              Организуя детский труд я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. От меня требуется прежде всего быть примером,  уметь организовывать трудовую деятельность.

     Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков труда  или  внеурочной деятельности я создаю такие условия, чтобы учитель и ребенок находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников, и любой ребенок  мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей.

            На уроках труда выполняют изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания ребята овладевают общетрудовыми умениями и навыками ( ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, формируется привычка к разнообразным видам трудовой деятельности. 

           Я заметила, что в трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач меня как педагога сформировать и направить эту активность.

Трудовое воспитание в структурном подразделении  Школа осуществляется на:

  • уроках технологии и ручного труда, домоводства.
  • коррекционных курсах.
  • во внеурочной деятельности (занятия, классные часы, мероприятия школьные и с привлечением сторонних организаций, участие в режимных моментах).

Направления работы по трудовому воспитанию:

  • Культура  взаимодействия со средой
  • Формирование умений и навыков труда
  • Правила ухода за жилым помещением, растениями, животными
  • Знакомство с профессией

Культура  взаимодействия со средой

Твое рабочее место.

  • Правила подготовки мест для учебной деятельности
  • Правила подготовки мест для трудовой деятельности
  • Правила подготовки мест для досугово-игровой деятельности и отдыха
  • Уборка рабочих мест и игровых уголков

Формирование умений и навыков труда

          Знать и уметь пользоваться: телевизором, розеткой, пылесосом, утюгом, стиральной машиной, теркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником. 

         Кухня, ее назначение, кухонная посуда, приемы ухода за посудой.

         Правила использования столовых приборов.

         Правила сервировки стола.

        Уметь готовить чай, резать хлеб, овощи;

        самостоятельно делать простые салаты, 

        знать, из чего варят кашу.

        Делать своими руками: аппликации из бумаги, ткани, изделия из природного материала. 

        Правила ухода за одеждой

Правила ухода за жилым помещением, растениями, животными

          Убирать за собой игрушки

          Уборка жилого помещения, средства по уходу за жилищем

          Освоение основных приемов по уходу за комнатными растениями.

          Выращивание комнатных растений.

          Знакомство с домашними животными, и правила ухода за ними.

Знакомство с профессией

          Классные часы по профессиям

          Участие в тематических мероприятиях

          Чествование взрослых в день их профессионального праздника

           Познакомиться с профессиями водителя, продавца, врача, учителя, почтальона, швеи, строителя с привлечением сторонних организаций.

     

             В заключении хочу сказать, что трудовая деятельность является одним из важнейших факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.

             Роль педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, направлении ребенка в трудовой деятельности, в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. Я,  как педагог, согласовываю содержание и формы труда с педагогическими целями, направляю  трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления их  качеств, оцениваю  эффективность педагогических воздействий. Как её оценить? Результатом труда своего обучающегося, его эмоциональным состоянием. Учитель должен на протяжении всей своей деятельности поддерживать и направлять ребенка на пути к самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"

Презентация программы  воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...

Трудовое воспитание в начальной школе.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Программа патриотического воспитания обучающихся начальной школы.

В программе представлены направления по патриотическому воспитанию для каждого класса....

Родительское собрание "Трудовое воспитание в начальной школе"

Трудовое воспитание  младших школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого пр...

Трудовое воспитание в начальной школе

Значение трудового воспитания в начальной школе. Есть ли проблемы в воспитании самостоятельной жизни младших школьников в современном мире? Цели и задачи диагностики трудового воспитания....

Статья "Роль групп продлённого дня для обучающихся начальной школы с ТНР"

В современных условиях работы  группы продленного дня для школьников с тяжелыми нарушениями речи является одним из инструментов воспитания:-личности каждого ребенка,как сознательного, здорового ч...

доклад" Трудовое воспитание в начальной школе"

Доклад на тему "Трудовое воспитание" можно использовать на методич объединениях, педсоветах и др...