Главные вкладки

    Презентация к уроку ( класс) на тему:
    Родительское собрание "Трудовое воспитание в начальной школе"

    Фадюшина Лариса Петровна

    Трудовое воспитание  младших школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и мышления.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Фадюшина Лариса Петровна,

    МБОУ «Ямальская школа – интернат»

     Зам. директора по УВР на первой ступени обучения,

    учитель начальных классов.

    Трудовое воспитание младших школьников.

     

    Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя привитие школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.

    К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

    – разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

    – знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры села, района;

    – привитие элементарных трудовых навыков;

    – формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

    Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы его активизации.

    Так, положительное отношение к труду взрослых, уважение к человеку труда формируют учителя начальной школыпосредством широкого применения технологии игровой деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности учителя начальных классов используютсюжетно-ролевые игры, которые дают возможность в игровой форме воспроизводитьтрудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельностьпомогаетшкольникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

    Например, в предновогодние дни учительницапроводитролевуюигру «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки». Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить оформление кабинета к новогоднему празднику, другим – организовать выставку сказочныхрисунков, третьим – расписать окна зимними узорами, четвертым – приготовить сюрприз – поздравление для одноклассников, родителей. В результате все заняты конкретными делами, в классеподдерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.

    Основным направлением воспитания трудового сознания у младших школьников является профпросвещение, чему способствуют заочные и очные экскурсии на предприятия, которые мы организуем с помощью родителей:

    - в пожарную часть;

    - в полицию;

    - на почту;

    - в медицинские учреждения (в больницу, аптеку, и т.д.);

    - впродовольственные и промышленные магазины;

    - в музеи и др.

    Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

    Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, в рамках которой в начальной школе проводятся следящие мероприятия:

    - выполнение рисунков и поделок по результатам экскурсий;

    - организация конкурсов, выставок, соревнований, увлекающих детей и создающих условия для формирования направленности к трудовой деятельности;

    - развитие творческих способностей и познавательных интересов младших школьников входе встреч с представителями разных профессий на базе школы и класса;

    - совместная с родителями подготовкак выставкам «Осенний калейдоскоп», «Букет для мамы», «Я и дорога», формирующая интерес к тому или иному виду деятельности;

    - изготовление изделий из различных материалов и участие в конкурсах выпечки, елочных украшений, открыток к различным знаменательным датам;

    - на фоне появления ряда инновационных направлений деятельности появились новые формы деятельности детей:

    1) в рамках первого направления (оформление и презентация подарков) детиготовят своими руками подарки родителям и одноклассникам;

    2) в рамках второго направления (реализация нанотехнологического образования) появились конкурсы «Нанотехнологии и дети», «Безопасный интернет» и др.;

    3) волонтерская деятельность – оказание помощи пожилым людям, социальным организациям и учреждениям культуры и участие в социальных акциях (помощь младшим школьникам в освоении Модели «1ученик – 1компьютер», выступления с познавательными программами перед дошколятами вместе со школьным библиотекарем, помощь районному музею и т.д.)

    Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:

    • самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);
    • хозяйственно-бытовой труд(уборка классов и учебных помещений)
    • труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);
    • ручной труд (изготовление поделок и кулинарных изделий);
    • художественный труд (оформление и презентация рисунков, выставок, экспозиций, уголков творчества и т.д.).

    Анализ программ и учебных пособий, подготовленных для начальной школы, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтомунаши педагогишироко и многоаспектно используютвсе элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности наших учеников. Так, например, предшкольники  со своими первыми учителями Н.И.Худи, Е.Х.Сэротэтто и И.Н.Худи строят чумы  в технике мозаика, мастерят нарты из пластелина, так познают мир. Л.А.Скочина, Н.В Дышук., А.В., Чарикова А.В.Вылка, В.И. Иванова со своимиробкими первоклассниками не только запоминают первые правила рабочего человека, но и на практике отрабатывают первые трудовые навыки: склеивают, вырезают, лепят, конструируют. Мы рады, что у ребят первых классов есть традиция в день Знаний совместно с родителями высаживать деревья – символ жизни и процветания! А

    Прилежные второклассники Л.Н.Вагановой, Л.И. Окотэтто, Э.Ю.Шорваевой уверенно измеряют, чертят, читают простейшие чертежи, ученики Л.И. Гордеевой создают классную газету «Суляко», Л.Г. Подоляко печатают книжки – малышки, Л.П.Горынцевой и Е.В.Конашевой создают учебные проекты, защищают на различных конкурсах.

    В классных кабинетах у любознательных третьеклассников В.И. Дармограй, О.С.Арешко, А.А.Сэротэтто часто можно увидеть необычные выставки поделок из солёного теста, глины, тканей, нитей и даже бытовых отходов – всё идёт в дело! Творчество и труд детям радость несут! Инициативные ученики и родители Н.Д. Никовской ухаживают за школьным аквариумом и разводят рыбок на удивление всем школьникам и её частым гостям. Ребята 3а,б,в отличаются особой собранностью и аккуратностью и неслучайно, ихмудрые учителя Н.И Шипунова, Г.П Шахова, Э.Б. Бондаева и заботливые воспитатели Т.З.Гаврилова, И.И.Мирхайдарова, М. А.Куделина, Н.В. Окотэтто с самого раннего детства приобщают ребяток к самообслуживанию, общественно- полезному труду.

    Опытные четвёртые классы участвуют в акциях «Чистый посёлок», «Мы за здоровый образ жизни!», «Безопасный интернет», «Пешеходы и водители», «Солдатский платок» и др. Ученики 4г, 4д, 4еклассов,  учителя О.Н.Вершинина, В.И.Фадеенко, Н.А. Фадеева на уроках технологии, окружающего мира, изобразительного искусства создают макеты «Мы строим город», «Ракета на старт!», учебные проекты «Труд человека кормит, а лень – портит!», «Человек славен трудом!», «Дело мастера боится!» и др.

    Дежурные по школе4а, 4б, 4в, 4и, 4к классы следят за порядком на переменах.

    И генеральная уборка по классу нашим выпускникам «по плечу», этим полезным делом вместе со своими учителями А.М Садоминой, М.В Калюжной, О.В Румянцевой, Н.В.Солодуновой, О.А. Свинаренко занимаются в конце каждой четверти, как и другие классные коллективы с 1класса. Чистота – залог здоровья!

    Выпускники начальной школы занимаются шефской работой, помогают младшим ребятам освоить Модель «1ученик – 1компьютер», выступают с познавательными программами перед дошколятами вместе со школьным библиотекарем М.А. Зитляужевой. Есть среди наших учеников и волонтёры - помощники районного музея: Шарко Елена 4д класс), Худи Назар (4е класс), Чайковский Эдуард (4е класс),  Петров Савелий (4е класс) и др.,  с которыми занимается  внимательная заботливая хранительница  музея З.П.Сафарбекова.

    Особую роль в трудовом воспитании младших школьников отводится внеурочной деятельности. Сколько интересных кружков, студий, клубов, которые увлекают наших детей и помогают раскрыть множество талантов и воспитывают привычку трудиться с увлечением. Инициаторами, организаторами и руководителями кружков являются:

    - С.А. Каменева - кружок «Акварель»;

    - Т.А Закусило «Бисерные переливы»;

    - М.А Куделиной «Белая ладья»;

    - А.Н Бердниковой «Мульти-Пульти»;

    - З.Х.Казанлиевой «Умелые ручки»;

    - И.В. Анагуричи «Шалуны», «Чудо из бумаги»;

    - Л.А. Буянова «Волшебный клубок»;

    - К.Л Сусой «Палитра» и др.

    Трудовую активность младших школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта. И нам есть чем гордиться!

    Результаты говорят сами за себя: Наши ученики с первого класса участвуют и становятся победителями, призёрами различных конкурсов от школьного уровня до международного! Вот некоторые из них:

    1. Победители муниципального тура международного конкурса «Гренадёры вперед!» в номинации художественный образ с работой рукописная книга «Высок и свят их подвиг незабвенный», 2а класс (классный руководитель Е.В.Конашева) с работой рукописная книга «Моя семья хранит память», Е.Ховроничева ученица 4д класса (классный руководитель В.И.Фадеенко)
    2. Победители муниципального конкурса «От сердца к сердцу» в номинации «Открытка к 9мая», ученики 4в класса (классный руководитель О.В.Румянцева)
    3. Победители международного литературно-педагогического читательского конкурса «Добрая лира» в номинации «Презентации, фильмы», коллектив учащихся 4е класса, (руководитель кружка «Мульти – Пульти» А.Н.Бердникова).
    4. Победители муниципального конкурса учебных проектов: Киселёва М., ученица 3г класса (классный руководитель В.И. Дармограй),  Герман А., ученик 4е класса( классный руководитель Л.П.Фадюшина) Драп Ирина, ученица 3е класса (классный руководитель О.С.Арешко).
    5. Победитель муниципального конкурса «Ученик года-2015»  Драп Ирина, ученица 3е класса (классный руководитель О.С.Арешко).

     Воспитание положительного отношения к труду и творчествуна уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

    • формирует у ребят представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства;
    • формирует положительное отношение к труду;
    • воспитывает творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека;
    • развивает многие жизненно важные качества личности: лидерские, организаторские, волевые.

    Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Под влиянием успехов в трудовой деятельности повышаетсяавторитет школьника в классе.

    Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка здоровым и физически развитым, трудолюбивым, заботливым. Это возможно лишь при правильном воспитании ребенка в семье и в школе. Умелое сочетание умственного и физического труда может обеспечить гармоничное развитие личности.

    Воспитывая в труде и для труда, семья и школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

    Трудовое воспитание – это гармония трёх начал: надо, трудно и прекрасно! Слова В.А. Сухомлинского несут глубокий смысл.

    Благодарственными письмами  были отмечены  родители учеников начальной школы:  Михины Дмитрий Серекович и Анастасия Петровна, Худи Иван Сюнскович и Анагуричи Анжелика Викторовна, Худи Сергей Азипович  и Екатерина Михайловна, Пищулины Евгений  Викторович и Лидия Леонидовна,  Бикбулатовы  Эрнест Рашитович  и Нина Ивановна, Кадыковы Аскат Алмазбекович  и Эльдина Бууданчиевна,  Хунзи Наталье Ивановне, Сусой Николай Люсевич и Людмила Енайковна, Оторбековы Ринат Бейшембекович и Корогулова Наргиза Орозбековна, Окотэтто Игорь Янговывич  и Нина Аттивна, Вануйто Георгий Петрович и Нина Николаевна,     которые не только тесно сотрудничают со школой, но являются добрым примером достойного воспитания своих детей,  которые в свою очередь отличаются трудолюбием, старанием, прилежанием в школьной и повседневной жизни.

    Пусть слова  известного педагога Сухомлинского  В.А. являются  постулатом по жизни для нас  всех: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это ТРУДОЛЮБИЕ».

            ЛИТЕРАТУРА.

    1. Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1985.
    2. Панков В.А. Трудовое воспитание младших школьников. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1984.
    3. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

    Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...

    Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

    Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

    ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

    ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

    ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

    ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

    Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

    Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

    Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

    Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

    Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....