Трудовое воспитание в начальной школе
статья

Значение трудового воспитания в начальной школе. Есть ли проблемы в воспитании самостоятельной жизни младших школьников в современном мире? Цели и задачи диагностики трудового воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lavrik_l.k._trudovoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в начальной школе

Труд во все времена являлся двигателем развития человека как индивидуума и человеческого общества в целом. Значимость трудовой деятельности стала абсолютной истиной. Всем знакомы фразы «труд сделал из обезьяны человека», «без труда не вытащить и рыбку из пруда» и другие. Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб»[1]. Определение труда достаточно установленное понятие, которое несмотря на различные формулировки имеет одинаковое толкование. Для наших целей мы будем считать, что «Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели»[2].

Сам термин «труд» подразумевает наличие знаний и практических навыков для его осуществления. Именно поэтому возникает необходимость обучения как профессиональной трудовой деятельности, так и простейшим бытовым действиям. Так же, как мы учим ребенка дошкольника различать цвета, форму и размер предметов, школьника младших классов читать, писать, решать задачи, выделять части речи и т. д., так же и труду необходимо обучать. Именно поэтому существует «система трудового воспитания».

Определение трудового воспитания и его значимость подчеркиваются в трудах классиков педагогической мысли. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

Ушинский К.Д. определял «трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в построении общества, процесса формирования отношения к труду»[3]. По мнению Сухомлинского В.А. «Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и не может быть воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать»[4]. Значимость взаимодействия учителя и ученика в процессе трудового воспитания подчеркивается в работах Бордовской Н.В. и Реан А.А., которые утверждали что трудовое воспитание это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам...»[5]

Младшие школьники в процессе трудовой деятельности приобретают новые навыки и умения, формируют новые способности и даже новые виды мышления, а поскольку большое количество трудовых процессов носит коллективный характер, школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Следует выделить виды трудовой деятельности:

  • самообслуживание (уход за своими вещами, мелкий ремонт одежды,     книг, школьных принадлежностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка помещений, подготовка их к уроку);
  • труд в природе (выращивание растений, уход за животными, сбор лекарственных трав, работа по благоустройству территории);
  • ручной труд (изготовление поделок).

С введением ФГОС НОО требования к трудовому воспитанию видоизменились. Основные задачи урока технологии выглядят следующим образом:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.[6]

К сожалению, в начальных классах для уроков технологии отводится мало часов, а вопросы самообслуживания почти полностью выпадают из учебного процесса. Предполагается, что родители обучат ребенка навыкам ухода за собой и обеспечения процесса жизнедеятельности.

Какая же картина складывается на самом деле?

Современные родители нацелены в огромном своем большинстве на:

  • интеллектуальное, и самое главное ранее (иногда даже чрезмерно ранее) интеллектуальное развитие ребенка (достаточно посмотреть на предложения центров развития для детей: английский от 1,5лет, ментальная арифметика, школы скорочтения);
  • достижение спортивных и творческих результатов (спортивные, танцевальные, художественные, музыкальные школы, секции, студии);
  • развитие публичности (школы актерского мастерства, психологические тренинги, и т. п.);
  • повышение результатов школьного обучения (дополнительные занятия в школе или с репетиторами по отдельным предметам).

В результате ребенок 7-11 лет, кроме школы посещает еще в лучшем случае одну, а как правило две или три школы/студии/секции. Его «рабочий день» выглядит следующим образом: школа общего образования — до 4-7часов, дополнительные занятия (с учетом дороги) — 2,5-4ч, выполнение домашнего задания — 2-4ч (в зависимости от объема). В результате школьник просто отсутствует дома от 8 до 15 часов чистого времени, и на обучение ребенка простым бытовым, в том числе и навыкам самообслуживания, остаются весьма незначительные временные возможности. Этот факт ни в коей мере не снимает с родителей ответственности за организацию домашнего трудового воспитания, но нужно учитывать еще и тот факт, что, как правило, родителям не хватает и своего личного времени, а порой и педагогических знаний и навыков для должной постановки процесса. И мы четко должны понимать, что прежде чем делать какие -то выводы, нужно оценить уже имеющиеся результаты.

Прежде, чем оценить достаточно или нет современные школьники 1-4 классов знают и главное умеют самостоятельно жить, необходимо ответить на вопрос о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать самостоятельно. И вот тут, несмотря на стандартизацию на государственном уровне, имеется практически полное отсутствие норм.

Поскольку нормы на законодательном уровне полностью отсутствуют, мы собрали «нормы» из разных источников. Для того, чтобы иметь возможность проверить правильность тех норм, которые нами будут скомпилированы, мы предполагаем провести тестирование среди школьников. На начальном этапе, по нашему мнению, целесообразно оценивать учащихся 4 классов по двум причинам. Во-первых, они это, образно говоря, уже «результат», если они не будут соответствовать нормам в подавляющем большинстве, то вероятнее всего необходимо будет пересматривать нормы. Во-вторых, дальнейшее трудовое обучение в школе пойдет по гендерному пути и с уклоном на профессиональные навыки, что полностью исключает возможность корректировки полученных результатов.

Таким образом, мы поставили перед собой цель — предложить мероприятия по обучению учеников начальной школы самостоятельной жизнедеятельности соразмерно их возрасту, психологическим и физиологическим особенностям. В рамках поставленной цели мы сформулировали следующие задачи: сформировать некие нормы самообслуживания для десятилетних детей; составить развернутый тест для предварительной оценки разработанных норм; провести корректировку или  диверсификацию норм; оценить уровень «бытовой самостоятельности» современных школьников; выявить причины и последствия обнаруженных отклонений; установить наличие или отсутствие связи между «бытовой самостоятельностью» и успеваемостью, психологической стабильностью;  предложить мероприятия по обучению учеников начальной школы самостоятельной жизнедеятельности.


[1]        Бытие : Первая книга Моисеева Из цикла «Библия (Синодальный перевод)». Дата создания: 1815—1875, опубл.: 1876. Источник: Синодальный перевод РПЦ МП, редакция от 2000 года

[2]        Соколова Г.Н. Труд. Энциклопедия социологии

[3]        Ушинский К.Д.

[4]        Сухомлинский В.А.

[5]        Бордовская Н.В. и Реан А.А.

[6]        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в начальной школе.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

Родительское собрание "Трудовое воспитание в начальной школе"

Трудовое воспитание  младших школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого пр...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Роль педагога в трудовом воспитании обучающихся начальной школы.

         1. воспитание отношения к труду как первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду,...

доклад" Трудовое воспитание в начальной школе"

Доклад на тему "Трудовое воспитание" можно использовать на методич объединениях, педсоветах и др...