Трудовое воспитание в начальной школе.
презентация к уроку по теме

Буряк Елена Борисовна

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности

Трудовое воспитание школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.

К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;

– привитие элементарных трудовых навыков;

– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы его активизации.

Так, положительное отношение к труду взрослых,  уважение к человеку труда формирую посредством широкого применения технологии игровой деятельности.  На уроках и во внеурочной деятельности использую  сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность  в игровой форме воспроизводить  трудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельность  помогает  школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Например, в предновогодние дни провожу  ролевую  игру «Фабрика». Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в классе  поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.

Основным направлением воспитания трудового сознания у младших школьников является профпросвещение.  Этому способствуют экскурсии на предприятия, которые мы организуем с помощью родителей. Это поездки на  фабрику ёлочных игрушек,  мороженого, кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», хлебозавод. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Ребята совместно с родителями с большим интересом готовят поделки к выставкам «Дары осени», «Осенний букет», «Зимний букет», «Знаю правила  дорожного движения», участвуют в конкурсах выпечки, елочных украшений, открыток к различным знаменательным датам. Традиционным видом деятельности стало изготовление своими руками подарков родителям и одноклассникам.

Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:

  • самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка  классов и учебных помещений)
  • труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);
  • ручной труд (изготовление поделок);
  • художественный труд (рисунки).

Анализ программ и учебных пособий, подготовленных для начальной школы, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтому  следует широко и многоаспектно использовать все элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности.

Основные методы стимулирования трудовой активности:

- метод проблемного обучения;

- метод творческого проекта.

Метод  проблемного обучения

Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке труда методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся.

Такие уроки стимулируют творческую и трудовую активность младших школьников в процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию по следующей тематике:

1) На общетрудовые темы: «Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче».

2) На профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.

3) На техническую смекалку, творческие способности и воображение: «Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.

Темы могут задаваться учителем  как на уроке труда – для выполнения какой-либо работы, так и в качестве домашнего задания, чтобы ребенок самостоятельно осуществил поисковую деятельность и к следующему уроку имел определенные знания, умения и навыки.

Также в процессе проблемного обучения используются занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работ, например:

  • «Посадка и уборка картофеля»,
  •  «Полное лукошко грибов»,
  • «Карнавал профессий» и др.

 Метод творческого проекта

В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя.

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Выполнение творческого проекта – работа сложная и объемная. Защита проектов проходит перед всем классом. Учащиеся демонстрируют готовые изделия. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает творческие способности учащихся, вносит в учебный процесс дух соревнования. В процессе подготовки творческих проектов учащиеся знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального роста.

Большой интерес у моих  учащихся вызывают проектные работы, посвящённые людям труда и различным трудовым процессам: «Производство гжельского фарфора», «Профессия повара, парикмахера, строителя», «Благоустройство садового участка», «Детская площадка»,  «Я помогаю маме», «Мой город». Проектирование как метод активизации трудовой деятельности младших школьников позволяет усилить индивидуализацию обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют трудовые умения и навыки, которые формируются у обучающихся в процессе освоения ими специальных упражнений, тренировочных заданий и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов.

Трудовую активность младших школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта.

Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную трудовую деятельность. Некоторым детям необходима индивидуальная помощь. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными. Метод творческого проекта  открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои творческие способности, наметить будущую профессиональную деятельность.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству  на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, использование активных   форм и методов работы

  • формируют у ребят представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства;
  • формируют положительное отношение к труду;
  • воспитывают творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека;
  •  развивают многие жизненно важные качества личности: лидерские, организаторские,  волевые.

 Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Под влиянием успехов в трудовой деятельности повышается  авторитет школьника в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

Родительское собрание "Трудовое воспитание в начальной школе"

Трудовое воспитание  младших школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого пр...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Трудовое воспитание в начальной школе

Значение трудового воспитания в начальной школе. Есть ли проблемы в воспитании самостоятельной жизни младших школьников в современном мире? Цели и задачи диагностики трудового воспитания....

Роль педагога в трудовом воспитании обучающихся начальной школы.

         1. воспитание отношения к труду как первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду,...

доклад" Трудовое воспитание в начальной школе"

Доклад на тему "Трудовое воспитание" можно использовать на методич объединениях, педсоветах и др...