Конспект урока по окр.миру в 3 классе Природа и наша безопасность
план-конспект урока (3 класс)

Кирсанова Мария Витальевна

Конспект урока по окр.миру в 3 классе Природа и наша безопасность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место урока в программе: раздел «Наша безопасность».

Тема урока: Природа и наша безопасность    

Предметные умения

УУД

  1. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
  2. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение, классификация и др.).
  3. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Познавательные:

  1. Определять ЗУН, которые будут сформированы при изучении данного раздела, определять круг своего незнания.
  2. Анализировать, сравнивать и группировать различные объекты.
  3. Представлять информацию в виде схемы.

        Регулятивные:

  1. Определять цель и задачи учебной деятельности самостоятельно.
  2. Корректировать выполнение задания в соот-вии с условиями выполнения и результатом действий на определенном этапе.

Коммуникативные

  1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные

  1. Формирование познавательного интереса, освоение личностного смысла учения.
  2. Оценка жизненных ситуаций и анализ поступков героев  анализ с точки зрения правил поведения при опасных ситуациях.

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Живая и неживая природа, опасность, съедобное, несъедобное, природные явления, животные, растения, насекомые.

Правила поведения при природных явлениях, памятка грибника, электрический ток, правила поведения в лесу с неизвестными растениями, экипировка.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Отсутствуют

Фронтальная, индивидуальная, в паре

 Компьютерная презентация, дидактический и методический материал, раздаточный материал.

Этапы урока

Содержание (ход урока)

Примечания

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, дети, меня зовут Мария Витальевна, и сегодня я у вас проведу урок. Наш урок будет сопровождать гость.

Вот и солнце появилось,
Как на праздник нарядилось
Чтобы мы учились дружно
И узнали всё, что нужно.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу, но наш путь будет не легок, солнце приготовило для вас много интересных и сложных заданий.

На доске солнце

  1. Актуали-зация знаний

-На предыдущем уроке вы говорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире, доме, ближайших окрестностях.

-Давайте проверим ваши знания ( работа с карточками). На выполнение задания у вас есть 7 минут.

Фронтально-устный опрос.

Итак, вы вспомнили, какие опасные места есть в квартире, доме и окрестностях.

-Перечислите эти опасные места. (Балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, зимой-места, покрытые льдом.)

-Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? (Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна и т.д.)

-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? (Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах.)

-А сейчас давайте проверим, какие опасные места вы обозначили в своих карточках.

Задание проверяется

Слайд 1

Слайд 1.1.

Слайд 2

Пустой слайд

  1. Постановка учебной задачи.

-Молодцы! Вы выполнили первое задание, и солнышко  оставило для вас разрушенный пазл. Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь разгадайте кроссворд.  После двух отгаданных слова вы можете получить один пазл. По завершению второго задания, соберите пазл и получите подсказку в виде слова, затем сформулируйте тему урока.  

- Отвечаем только по поднятой руке.

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)

2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)

3. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (гадюка)

4. В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (собака)

5. Белые горошки

На зелёной ножке. (ландыш)

6. Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягода)

7. Жёлтая тарелка на небе висит,
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

8. Кто родился с усами. (кот)

Ключевое слово: Опасность.

- Вы справились еще с одним заданием!

– О каких опасностях мы сегодня будем говорить на уроке? Где они могут встретиться? (Опасности, которые могут угрожать жизни и здоровью человека в природе.)

- Итак, третье задание от солнышка,  разделите слова на две группы. ( Работа в парах)

-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы, насекомые; неживая природа: молния, гроза, солнце, буря, гром.

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Об опасностях в живой и неживой природе.

- Сформулируйте задачу нашего сегодняшнего урока, чему мы должны научиться и что мы узнаем. (узнаем в каких случаях человеку приходится защищаться от природы; научимся выполнять правила безопасного поведения в природе)

– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.

- Верно! Вы сформулировали задачу нашего урока, а тема у нас « Природа и наша безопасность». Запомните, ваш спутник солнце, но как бы красиво оно не было, оно тоже любит поиграть и на пути к знаниям приготовило для вас ловушки.

Слайд 3 + пазлы ( 4 штуки)

Слайд 4 + листочки для выполнения задания

Пустой слайд

Слайд 5

  1. Формирование новых знаний.

  1. Физкульт-минутка.

  1. Обобщение и системати-зация знаний, закрепление.

  1. Подведение итогов.

  1. Рефлексия деятельности.

  1. Прощание.

С наступлением тёплого времени года мы начинаем выезжать на природу. Это очень полезно для нашего здоровья. Но приходя в лес, кроме чудесных даров природы, мы можем повстречаться с опасностью. Клещи, змеи, ядовитые грибы, ядовитые растения, природное явление – молния. Вот далеко не полный перечень «сюрпризов», уготовленных нам лесом. Отправляясь в лес ,мы должны вооружиться определёнными знаниями.

Для начала нам нужно правильно одеться.

 Следующее задание : «Выбери одежду, которую ты наденешь в лес и объясни почему».

- Отвечаем только по поднятой руке.

  • футболка с длинными рукавами
  • шорты
  • кроссовки
  • купальник
  • спортивные брюки
  • носки
  • сланцы
  • панамку
  • резиновые сапоги
  • майка
  • спортивная куртка

- Как одежда защищает от опасностей? От каких?

-Одежда должна быть удобной и комфортной. Для посещения леса она должна быть из плотной, светлой ткани. На одежде светлых тонов легче увидеть клеща, осу, щмеля и других насекомых. Одевайтесь так, чтобы исключить возможность заползания опасных насекомых под одежду: рубашку или куртку нужно заправлять в брюки, а брюки в носки, надеть сапоги, плотно застегнуть манжеты и ворот рубашки, головной убор должен покрывать волосы. Головной убор предотвращает нагревание головы и возможности солнечного удара, также закрытые части тела одеждой с длинными рукавами, брюки, ворот, козырек не допустят сгорания участков кожи на солнце. Длинные сапоги спасут от болот, дождливой погоды и грязной местности, порезов и царапин, укусов насекомых и т.д.

- Молодцы! Наше солнце тоже оделось для похода в лес с нами.

-Отправляемся дальше.

- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления?

-К таким явлениям относятся буря, метель-можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.

- Вы только посмотрите, на нашем пути появилась гроза.

- Дети, а что такое гроза?

Давайте обратимся к учебнику на странице 25.

- (Имя) прочитай пожалуйста определение (второй абзац, первые два предложения).

- А как вы думаете что опасней гром или молния?

-Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья. Гроза несёт огромную опасность: это удары молний. От молнии может возникнуть пожар, могут быть повреждены линии электропередач, погибнуть люди.

Солнце не любит грозы, обычно в такую погоду оно прячется и грустит. Но все же попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. (Практическая работа)

Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок. Такое же явление возникает, если вы снимаете шерстяной или синтетический свитер. Такие же разряды электричества возникают в результате столкновения наэлектризованных частиц влаги в тучах, только эти искры очень большие. Это молнии.

– Может ли человек предотвратить это природное явление? Как же человеку защититься от молнии?

- Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

- Вы посмотрели видео и услышали правила поведения при грозе. Вам необходимо составить алгоритм правил поведения при грозе из перемешанных табличек, чтобы спасти солнце от грусти и печали. (Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами и т.д.)

- Молодцы! Наше солнце снова улыбнулось. Надеюсь, что если вам придётся встретиться с этим природным явлением, вы не будете паниковать, вспомните правила поведения во время грозы, выполните их, и не будите подвергать свою жизнь риску.

А теперь мы немного отдохнем, во время похода обязательно должен быть привал. Наше солнышко тоже отдохнет, качаясь на облаках и придумает новые задания для вас. Встаньте пожалуйста около своих парт. Первый раз я проговариваю и показываю движения, затем мы все вместе повторяем их.

«Дружно утром в лес идём
Песни солнышку поём.
Раз, два, шире шаг
И подпрыгнули: вот так!
Только в лес мы все пришли,
Появились комары.
Руки вверх хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
В лес пришли, грибы берём,
Лишь съедобные кладём!
Наклоняемся, срезаем
И в лукошко опускаем.
Ядовитый мухомор
Разукрасил косогор.
Мы его перешагнём.
Без него домой пойдём.
Вот и всё, полна корзина,
Поднимаем на плечо!
Лес, спасибо за подарки
Мы придём к тебе ещё.».

- Молодцы! Отдохнули немного и отправляемся дальше в путь.

- Живая природа тоже опасна и непредсказуема.

О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Грибы).

- Все ли грибы можно употреблять в пищу?

- Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.

-Какие ядовитые грибы вы знаете?(Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая.)

- Давайте запомним отличительные признаки ядовитых грибов.

«Ядовитые грибы»:

Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь.

Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами.

Ложноопёнок серно-желтый – двойник  опят. Отличается этот опасный грибжелтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью.

Ложноопёнок кирпично-красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.

Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у негозеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.

Ложнодождевик –  снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит.

- Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами?

-Нельзя брать в рот незнакомые грибы и собирать их. Лучше узнать у взрослых. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в безопасности гриба, лучше его не класть в корзину.

Часто грибы, которые выросли около автомобильных или железнодорожных трасс, накапливают в себе вредные вещества – чем дальше в лес, тем безопасней. Ученые называют грибы «губками».

Нельзя брать большие переросшие грибы. Даже в чистых районах, они - кладезь вредных веществ.

Собирать грибы лучше всего в утренние часы.

Никогда нельзя пробовать грибы на вкус, даже если это сыроежки.

- А вот и следующее задание от нашего солнышка. Представьте что мы на грибной поляне, у вас есть корзина для съедобных грибов и емкость для несъедобных грибов. Ваша задача распределить грибы в нужную группу. Я называю гриб, а вы отвечаете « Да, беру…» и почему или «Нет, не беру…» и почему, только по поднятой руке.

- Молодцы! Вы справились с заданием и набрали целую корзину вкусных и полезных грибов. Давайте прочтем советы для грибников, которые нам оставил солнце.

- О какой следующей опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.

Они зимою засыпают,

И вновь весною оживают.

Роса их верный друг с утра.

Без них прожить никак нельзя. (Растения).

- Все ли растения безопасны?

- Не все растения - наши друзья. Есть и злейшие враги, они опасны, как для людей, так и для зверей. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть, также можно получить ожог.

-Какие опасные растения  вы знаете?( Вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.)

- Давайте запомним отличительные признаки опасных растений.

«Опасные растения»:

Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак.

Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты.

Плод ландыша– круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито.

Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны.

Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.

- Запомните эти отличительные признаки. Но знать все опасные растения невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления опасными растениями?

- Помни: не знаешь – не бери! 
Запомни! Не следует собирать неизвестные вам растения. 
Нельзя ни в коем случае брать их в рот.
Лучше узнать у взрослых.

- А вот и следующее задание от нашего солнышка. Перед вами будут слайды с растением и его названием. Ваша задача определить опасное растение или нет. Я называю растение, а вы отвечаете «Да» - знак +  и почему или «Нет» - знак - и почему, подняв табличку вверх.

- Молодцы! Вы справились с заданием и теперь вы знаете что для вас опасно, а что нет.

Но это еще не все, солнце хочет проверить, как вы усвоили знания и для каждого подготовило тест. На его выполнение у вас есть 7-10 мин.

- Молодцы, ребята! Подпишите пожалуйста свои работы и передайте на первую парту.

Наше путешествие в лес подошло к концу, солнце убедилось в том, что вы успешно усвоили пройденный материал и владеете необходимыми навыками и знаниями для свершения похода в лес.

Подведем итоги.

Закончи предложение:

  • Сегодня на уроке я учился …
  • Я отлично справился…
  • Мне было трудно при…
  • Мне на уроке понравилось…

Если вам понравился урок и вы справились со всеми заданиями без всяких трудностей поднимите счастливое солнышко вверх, если у вас не все получилось и вы не совсем довольны своей работой поднимите грустное солнышко.

- Ребята спасибо вам за урок. Вы все на славу поработали. До свидания!

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10 + спрятанное солнце

Слайд 11

Таблички на доске

Пустой слайд

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Пустой слайд

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Пустой слайд

Выключаю проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 4 класс, тема - “Россия- наша Родина ”.

Класс: 4.Тема урока: “Россия- наша Родина ”.Тип урока: Открытие новых знаний и способов действия.Цель:  познакомить учащихся с понятием Родина, государственные символы страны ,определ...

конспект урока по окружающему миру по теме " Природа и наша безопасность", 3 класс

Конспект составлен по теме «Природа и наша безопасность»...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" (3 класс)

В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Природа и наша безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Природа и наша безопасность", 3 класс....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....