Программа ”Я — гражданин”
календарно-тематическое планирование

Программа ”Я — гражданин” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социальнозначимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_ya_grazhdanin_1_klass.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Пояснительная записка к внеурочной деятельности «Я-гражданин» 2 в класс

В современных нормативных документах, в частности Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, сформулирована высшая цель образования высококвалифицированный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою ЛИЧНУЮ, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененным в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа ”Я — Гражданин“ составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального 0бщего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа ”Я — гражданин” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социальнозначимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации. взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа ”Я — гражданин“ предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина — патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. „Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знании и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского парода, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекагь ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных  проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия), а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Я — гражданин» разработана па основе авторской программы «Я - гражданин», автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» .№8 2011г., и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая   296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.

Программа имеет духовно — нравственную направленность.

Программа рассчитана на 4 года обучения для детей l-4-x классов.

Организация работы по программе «Я - гражданин» -1 час в неделю.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности, и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

•        создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

•        формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

•        утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

•        развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

•        воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

•        повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия .

•        беседы;

•        предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО

•        классный час,

•        встречи с интересными людьми;

•        литературно-музыкальные композиции;

•        просмотр и обсуждение видеоматериала;

•        экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); Практические занятия ;

•        творческие конкурсы;

•        выставки декоративно-прикладного искусства;

•        коллективные творческие дела;

•        соревнования;

•        показательные выступления;

•        праздники;

•        викторины;

•        интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела;

•        тренинги;

•        наблюдение учащихся за событиями в стране;

•        обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

•        заочные путешествия;

•        акции благотворительности, милосердия;

•        творческие проекты, презентации;

•        проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•         сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Принципы обучения

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация. систематичность, последовательность, прочность.

Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.

Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.

Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.

Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия. логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.

Принцип прочности предусматривает усвоение, знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений , приёмов, действий.

При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания.

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения,  указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

Условия реализации программы

обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

      подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;

разработка плана реализации программы педагогам — исполнителем, где продуманы режимные моменты;

подбор и подготовка диагностического инструментария;

наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально — технического оснащения мероприятий;

заключение необходимых договоров между школой и другими участниками реализации программы.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится ежегодно.

Формы и средства контроля:

•        диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

•        диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

•        тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Цурковой).

Ценностные установки.

Ценностные установки:

•        любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

•        долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

•        родная земля, заповедная природа, планета Земля;

•        красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты освоения программы

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

•        Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в повседневных поступках людей.

•        Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека  гражданина, семьянина. товарища, эстетическим отношением к окружающему мир и самому себе.

  Календарно-тематическое планирование                                                              

                                                                               Раздел 1

                                                                               Знакомьтесь, это я (8 часов)

Формируемые УУД.

Личностные:

- формирование основ идентичности личности;

- развитие  Я - концепции и самооценки личности;

- ознакомление с миром профессий;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;

- развитие доброжелательности, толерантности;

- формирование моральных норм и самооценки.

Регулятивные:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- оценка – выделение и осознание обучающимся  того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- определение основной и второстепенной информации;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- прогнозирование – предвосхищение результата

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);

- выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество со взрослыми и сверстниками для поиска и сбора информации и его планирование.

    №

              Тема  занятий

  Кол-во

   часов

Возможные формы организации  деятельности

                                    учащихся

Основные понятия

      Дата

(план,  факт)

1

Кто ты? Будем знакомы. Мой портрет.

1

  1. Занятие-беседа.
  2. Занятие-экскурсия «История имени».
  3. Занятие «Художественная мастерская».

Фамилия, отчество, портрет.

2

Моя семья. Под крышей дома моего.

1

  1. Мини-проект «Праздники».
  2. Индивидуальная работа учащихся.

Семья. Правила общения. Виды праздников.

3

Моя родословная.Мои родственники по линии мамы, папы.

1

  1. Проект «История моей семьи»
  2. Выставка рисунков, семейных поделок.
  3. Экскурсия в библиотеку «Знаменитые семьи Росссии».

Родословная. Близкие и дальние родственники.Родовое дерево.

4

Мир в котором я живу. Я и мои друзья.

1

  1. Занятие с элементами игры.
  2. Работа в группах.

Внутренний мир.

Характер. Интересы. Потребности. Дружба. Друзья.

5

Земля, на которой я живу.

1

  1. Занятие-игра «Ромашка».
  2. Поход а природу.

Планета Земля-наш общий дом.

6

Я – гражданин своей Родины.

1

  1. Виртуальная экскурсия.
  2. Занятие-викторина.
  3. Конкурс рисунков, фотографий, поделок.

Родина. Страна. Гражданин. Столица. Президент. Символы страны: герб, флаг, гимн.

7

Моя маленькая Родина.

1

  1. Занятие-путешествие по родному краю.
  2. Конкурс рисунков, фотографий, поделок.
  3. Совместная работа с родителями в форме мини-проекта «А из нашего окна…»

Маленькая родина. Родной край.

8

Итоговое занятие по разделу.

                                                                                             Раздел 2

                                                                                    Моя школа (8 часов)

Формируемые УУД.

Личностные:

- развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;

- знание основных моральных норм; формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

 Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающемся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии , к волевому усилию.

 Познавательные:

- построение логической цепочки рассуждений;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);

- смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество со взрослыми и сверстниками для поиска и сбора информации и его планирование;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9

Букет первоклассника.

1

  1. Индивидуальная работа учащихся.
  2. Занятие «художественная мастерская».

10

Школьная мозаика. Законы школьной жизни. Ты должен это знать.

1

  1. Занятие- беседа с элементами игры.
  2. Мини-проект «Законы школьной жизни»

(групповая или парная работа)

Закон. Правила. Коллектив. Права и обязанности.

11

Распорядок дня.

1

  1. Беседа с врачом.
  2. Мини-проект «Зачем нужен распорядок дня».

Распорядок дня. Здоровый образ жизни.

Здоровье.

12

На зарядку становись.

1

  1. Беседа с врачом и учителем физкультуры.
  2. Мини-проект «Я знаю новую зарядку».

Здоровый образ жизни.

Здоровье.

13

Здоровье – это здорово.

1

  1. КТД «Овощи и фрукты – здоровые продукты».
  2. Урок здоровья.

Режим питания.

Полезные продукты питания.

14

Будь здоров без докторов.

1

  1. Виртуальное путешествие «Мировые секреты питания».
  2. Праздник «Осенние дары».

Потребности организма. Правильное питание.

15

Правила безопасности.

1

  1. Мини-проект «Уважай ПДД».
  2. Выставка рисунков «Мы за безопасность».
  3. Просмотр видеофильмов(мультфильмов) на «дорожную» тематику.

Правила дорожного движения. Личная безопасность.

16

Итоговое занятие по разделу.

                                                                                             Раздел 3

                                                                                      Мой  класс  (7 часов)

Формируемые УУД.

Личностные:

- развитие доброжелательности, эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности;

- формирование моральных норм и самооценки;

- выделения нравственного содержания своих поступков;

- формирование единого и целостного образа мира.

Регулятивные:

-  - оценка – выделение и осознание обучающемся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  постановка и формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- инициативное сотрудничество со взрослыми и сверстниками для поиска и сбора информации и его планирование;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

17

Мой класс. Традиции моего класса.

1

  1. Оформление классного уголка.
  2. КТД «Мы все одна семья», «Посиделки», «Поздравлялки».

Коллектив. Традиции. Девиз.

18

Законы школьной жизни.

1

  1. Занятие.»Художественная мастерская».

Закон. Правила общения. Отношение к людям.

19-20

Как я отношусь к людям. Мои добрые дела.

2

  1. Мини-проект «Что такое доброта».
  2. Занятие-путешествие «Из чего складываются добрые дела».
  3. Библиотечный урок «Делай добро,  и оно к тебе вернётся».

Добро. Вежливость. Комплименты. Участие. Поступки.

21-22

Мои жизненные принципы.

2

  1. Виртуальная экскурсия «Что такое хорошо и что такое плохо».

Жизненные принципы.

23

Итоговое занятие по разделу.

1

                     

                                                                                       

                                                                                         Раздел 4

                                                                Мои учебные достижения (8 часов)

Формируемые УУД.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Планировать свою деятельность;

- умение адекватно оценивать свою деятельность  и воспринимать оценку со стороны;

- готовность к преодолению трудностей;

- формирование оптимистического восприятия мира.

Познавательные:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  постановка и формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением  недостающих компонентов;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

-  планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, определения функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

24

Учимся ставить цели. Мои цели.

1

  1. Занятие-игра.
  2. Мини-проект «Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат…»

Цель Планирование. Достижение  цели.

25

Моё созвездие  успеха.

1

  1. Занятие «Творческая мастерская».
  2. Библиотечный урок «Знаменитые люди». Путь к успеху.

Успех. Трудолюбие. Достижения.

26-30

Путешествие по предметным страницам.

5

  1. «Парад достижений».
  2. Викторины по предметам.
  3. «Птичий двор – зеркало настроения».
  4. Занятие «Наши звёздочки».

Знаю отлично. Испытываю  трудности. Очень трудно.

31

Итоговое занятие по разделу.

1

                                                                                          Разделы 5-7

                                   Мои достижения. Мои проектные работы. Пожелания и отзывы. (3 часа)

Формируемые УУД.

Личностные:

- развитие Я концепции и самооценки личности;

- формирование моральной самооценки;

Формирование ценностных  ориентиров и осмысление цели учебной деятельности.

Регулятивные:

- умение учиться и способность к организации своей деятельности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность  и воспринимать оценку со стороны;

- формирование целеустремлённости и и настойчивости в достижении целей;

- саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

32

Мои достижения в школе и вне школы.

1

  1. Оформление классной газеты «Вот мы какие»

33

Участие в проектах.

1

  1. «Презентация достижений».
  2. «Наши дела»

34

Пожелания и отзывы.

1

  1. «Ты мой одноклассник. Я тобой горжусь»

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Авторская программа "Я - гражданин России"

Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....

Социальный проект-программа "Я - гражданин"

Материал представлен на международный интернет-конкурс "Здравствуйте, дети!"и является  социальным проектом - программой воспитательной работы с детьми.Целью проекта являеется:обеспечение  и...

Программа "Я - гражданин"

Программа "Я - гражданин" рассчитана на детей 7-  8 лет. За год проводится 34 занятия по направлениям: " Я и я ", "Я и школа"," Я  и планета", "Я и семья", "Я и культура"Я и моё Отечество"....

Программа Я- гражданин России

Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс  "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...

Программа "Я - гражданин России"

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию  "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов....