Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья

Маслобоева Мария Борисовна

В статье описываются цели, задачи, этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  « О проектно – исследовательской деятельности

учащихся начальной школы»

«Не в количестве знаний заключается образование,

 а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь .»

                                                А.Дистервег

Начальные классы занимают особое место в школьном образовании. В начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления,  способности к творчеству: «…младшешкольное  детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». (Ш.А.Амонашвили)

         Проектная деятельность в рамках школы учит детей:  

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию  из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки;
  • публично представлять результаты исследования.

Цели проектно – исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных умений и навыков;
  • Умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умения самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
  • Умения критически мыслить.

Как выбрать тему исследования? Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

     Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

  •  Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования.

     Необходимо выбрать тему, в которой ребёнок максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки.

  •  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.

     Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.

  •  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

     Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена.

Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и  при доведении всего дела до логического завершения.

Традиционно выделяются три этапа проектной деятельности:

  1. Подготовительный этап.

            «Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела»  Бэкон Френсис.

        На нём возникает идея, ставятся цели и задачи, составляется план работы, определяются способы её выполнения, подбирается необходимый материал.

               Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию, какие источники могут быть использованы для этого.

               Составим план: (слайд 8)

  • Подумаем, что нам известно о……
  • Посмотрим справочники и научно-популярную литературу…
  • Посмотрим специальные видеоматериалы(телепередачи)…
  • Обратимся к компьютеру…
  • Понаблюдаем…
  • Проведём эксперимент (опыт)…

  1. Исполнительский этап.

            Здесь осуществляется создание проекта по заранее разработанному плану

   (с корректировкой в процессе деятельности).

          Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно, а вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослых.

  1. Итоговый этап.  

Проходит защита проекта или презентация, представляется изделие.

Формы аннотации для 1-4 классов

Актуальность – необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.)

Проблема – вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования

Цель – предполагаемый результат исследовательской деятельности

Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения

Предмет – то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки

Задача – путь и способ достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование

Этапы работы – описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности

Сроки выполнения – временные границы выполнения проекта

Форма представления результатов – текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение

Библиография – основные источники информации в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и печатных изданий, ссылки на Интернет-ресурсы с указанием даты, когда была взята данная информация

 На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. (приложение 3).

Что это даёт учащимся?

  • позволяет удовлетворить собственные интересы;
  • позволяет решать значимые личностные проблемы;
  • формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
  • способствует повышению мотивации к учению;
  • способствует решению учебных затруднений;
  • стимулирует личностный рост;
  • способствует развитию индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».

Данная работа демонстрирует  продукт  проектно - исследовательской деятельности третьеклассника,  способствуя развитию  метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...