Взаимодействие классного руководителя с родителями.
статья
Взаимодействие классного руководителя с родителями.
Из опыта работы учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района средней общеобразовательной школы №2
Михайловой Татьяны Анатольевны.
В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из главных (на мой взгляд) сторон работы учителя - взаимодействие классного руководителя и родителей, его учеников, принципы работы с родителями, а также какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие классного руководителя с родителями. | 1.03 МБ |
Из опыта работы. | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа работы с семьями учащихся Цель программы: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности . Основные задачи программы: 1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы. 2. Способствование формированию здорового образа жизни в семьях. 3. Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся. 4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. 5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); В данной программе я определила для себя основные направления и формы работы с родителями.
Основные направления Формы работы с семьёй Психолого-педагогическое просвещение родителей - родительские собрания; - индивидуальные и тематические консультации; - тренинги; - конференции; - посещение семей; Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - открытые уроки и внеклассные мероприятия; - помощь в организации и проведении внеклассных дел; Участие в управлении учебно-воспитательным процессом - участие родителей класса в работе родительского комитета; - участие родителей класса в «конфликтной» комиссии школы;
Родительские собрания Дата Тема I четверть (сентябрь) «Секреты психологического здоровья детей». II (ноябрь) «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». III (март) «Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей». IV (май) «Ваш ребёнок взрослеет».
Работу с родителями условно можно разделить на две части: 1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры; 2) частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Правила работы: к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение; общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо; изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным; изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Направления работы классного руководителя: 1. Изучение семьи обучающихся. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
Ожидаемые результаты. 1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. 3. Формирование культуры здорового образа жизни. 4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций. 5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. 6. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Основные задачи родительского комитета: Содействие администрации школы: в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности; в защите законных прав и интересов обучающихся; в организации и проведении общешкольных мероприятий. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.
Функции родительского комитета класса Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях. Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий, походов Участвует в подготовке школы к новому учебному году. Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания. Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний. Рассматривает обращения в свой адрес. Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.
Права родительского комитета: Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения. Обращаться за разъяснениями к директору школы и его заместителям. Принимать участие в обсуждении локальных актов школы Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания обучающихся в семье. Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Взаимодействие классного руководителя с родителями.
Из опыта работы учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района средней общеобразовательной школы №2
Михайловой Татьяны Анатольевны.
В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из главных (на мой взгляд) сторон работы учителя - взаимодействие классного руководителя и родителей, его учеников, принципы работы с родителями, а также какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми.
Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто - стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.
Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее.
Учителя - это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы - мучайся.
У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители - такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам - разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.
Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.
Ну и, конечно же, для того чтобы лучше понимать ребенка нужно представлять, какие отношения складываются внутри семьи, как распределены социальные роли, какие ошибки допускают родители и постараться их скорректировать.
Поэтому я в свою программу воспитательной работы всегда включаю Программу работы с семьями учащихся. Именно этим опытом своей работы я и хочу поделиться.
Программа работы с семьями учащихся
Цель программы:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.
Основные задачи программы:
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.
2. Способствование формированию здорового образа жизни в семьях.
3. Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.
4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
В данной программе я определила для себя основные направления и формы работы с родителями.
Основные направления | Формы работы с семьёй |
Психолого-педагогическое просвещение родителей | - родительские собрания; - индивидуальные и тематические консультации; - тренинги; - конференции; - посещение семей; |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | - открытые уроки и внеклассные мероприятия; - помощь в организации и проведении внеклассных дел; |
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом | - участие родителей класса в работе родительского комитета; - участие родителей класса в «конфликтной» комиссии школы; |
После этого я составила график родительских собраний и подобрала интересующую тематику.
Родительские собрания
Дата | Тема |
I четверть (сентябрь) | «Секреты психологического здоровья детей». |
II (ноябрь) | «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». |
III (март) | «Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей». |
IV (май) | «Ваш ребёнок взрослеет». |
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Правила работы:
к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;
общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;
изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Остановлюсь более подробно на том, как выбранные направления и формы взаимодействия с родителями помогают мне в работе.
1. Изучение семьи обучающихся.
Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
родительские собрания;
конференции;
тренинги;
индивидуальные и тематические консультации;
беседы.
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе
открытые уроки, классные часы и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел;
дни здоровья;
4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;
Ожидаемые результаты.
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
На первом (организационном) родительском собрании (конец августа) избирается родительский комитет. Все родители знакомятся с основными задачами, функциями, правами и ответственностью родительского комитета.
Родительский комитет
№ | Ф.И.О. | Телефон |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Основные задачи родительского комитета
Содействие администрации школы:
- в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;
- в защите законных прав и интересов обучающихся;
- в организации и проведении общешкольных мероприятий.
- Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.
Функции родительского комитета класса
- Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий.
- Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
- Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий, походов
- Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
- Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.
- Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
- Рассматривает обращения в свой адрес.
- Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.
Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающих
Права родительского комитета
Комитет имеет право:
- Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
- Обращаться за разъяснениями к директору школы и его заместителям.
- Принимать участие в обсуждении локальных актов школы
- Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания обучающихся в семье.
- Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.
Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?
Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями своих учеников.
Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки - мама и папа курят; у мальчика, который отказывается работать на практике – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:
1. Уважать.
2. Доверять.
3. Помогать.
4. Учиться.
5. Благодарить.
6. Объяснять.
7. Спрашивать.
Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...
Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"
В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4...
Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...
План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, об...
Доклад - выступление на тему: *Педагогическое общение и взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.*
Выступление на ШМО начальных классов....