Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта "Космос эмоций".
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс)

Куценко Елена Владимировна

Групповое занятие по изобразительному искусству для учащихся старших групп детского сада и начальной школы. Направлено на развитие эмоционального интеллекта, образного мышления и коллективное взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Космос и эмоции»

Педагог дополнительного образования:  Куценко Е.В.

Творческое объединение: Батик

Группа: 2, год обучения: первый

Дата: 13.11.2021

Тема: Космос и эмоции

Цель: Развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей учащихся посредством занятий изобразительным искусством.

Актуальность занятия: Компьютерные технологии и искусственный интеллект стали незаменимой частью современного общества, перенимая на себя все больше функций человека в рабочей, бытовой и социальных сферах. Современные дети, оказавшиеся в мире, полном разнообразной информации и постоянной коммуникации друг с другом посредством социальных сетей, оказываются лишены живого эмоционального  общения друг с другом. Развитие эмоционального интеллекта, взращивание человеческого в человеке становится одной из задач дополнительного образования. Данное занятие дает базовые знания учащимся об эмоциональной сфере и через живописное творчество позволяет соединить новую информацию с художественной практикой, а также учит командному взаимодействию для решения общей задачи.

Задачи:

              Обучающие:

  1. Дать знания об основных эмоциях человека, научить понимать и выражать адекватно свои эмоции.
  2. Дать знания об основных космических объектах и научить их рисовать.
  3. Научить создавать композицию в необычном формате.
  4. Показать связь эмоциональной сферы человека и живописи.

               

               Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоциональную чуткость и наблюдательность по отношению к себе и другим людям.
  2. Формировать навыки работы в команде для достижения общей цели.
  3. Воспитывать щедрость, умение  и желание трудиться бескорыстно, получая удовольствие от  самого художественного процесса.

                Развивающие:

  1. Развивать чувственную сферу учащихся и научить использовать ее в художественном творчестве.
  2. Развивать способность ассоциировать и соединять различные темы в работе художника, находить ассоциации между цветами, формами и эмоциями художника.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Развивать умение анализировать свою работу, рассказывать о ней, видеть свое творчество частью художественного процесса  своей группы и всего объединения.

Возраст учащихся: 5-6 лет.

Оборудование занятия:

  1. Художественные материалы (бумага ватман, ножницы канцелярские, графитные карандаши,  ластики, краски гуашевые, кисти, баночки для воды, палитры, черный полиэтилен).
  2. Оснащение кабинета (парты, стулья, мольберт для педагога).

Дидактические материалы: энциклопедия с изображениями космоса.

Используемые методы: лекция, беседа, показ, индивидуальные консультации, практическая работа.

Планируемые результаты:

       Предметные:

  1. Знание базовых эмоций .
  2. Умение рисовать космические объекты.
  3. Умение создать композицию в необычном формате.
  4. Умение находить художественные средства для выражения собственных чувств и эмоций.

     Метапредметные:

  1. Способность понимать и называть свои эмоции и распознавать эмоции другого человека. Знание способов экологичного выражения разных эмоций.
  2. Умение решать нестандартные художественные задачи, работать с ассоциациями в художественном творчестве.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Умение презентовать свою работу перед группой, найти емкие и точные определения.

    Личностные:

  1. Развитие эмоционального интеллекта учащегося.
  2. Формирование навыков работы в команде, умение работать для общего блага и результата.
  3. Взращивание  гуманистических ценностей и интереса к внутреннему миру человека.

Формы контроля: наблюдение, опрос, выполнение практической работы.

               

Конспект занятия.

  1. Педагог организует пространство для размещения  будущей коллективной работы и застилает пола черным полиэтиленом, символизирующим черную пустоту. Далее идет подготовка листов-пазлов (нарезаются по 3 шт. из ватмана формата А1) свободной формы, на которых будут рисовать учащиеся.

  1. Педагог встречает группу учащихся и предлагает в самом начале занятия каждому выбрать ту форму листа, которая ему больше всего нравится.

  1. Педагог озвучивает  и объясняет тему занятия. Теоретическая часть включает объяснения термина «эмоции» в понятной для учащихся формулировке (например, эмоции – это то, что мы ощущаем внутри в ответ на то, что с нами происходит в жизни). Далее в диалоге с учениками озвучиваются базовые эмоции, которые могут они испытывать в конкретных ситуациях.

Пример.

            Вопрос: Что вы будете чувствовать, когда вам подарят новую игрушку?

            Возможные ответы: Радость. Интерес.

            Вопрос: А что вы будете чувствовать, если эту игрушку кто-нибудь отнимет?

            Возможные ответы: Грусть. Гнев.

На конкретных ситуациях педагог учит идентифицировать и называть основные эмоции: радость, грусть, восторг, гнев, страх, отвращение, стыд, нежность, интерес. Затем выясняется, какие эмоции испытывать приятно, а какие – нет. Подводя итог этой части занятия, педагог еще раз называет все эмоции и акцентирует внимание на важности всех эмоций в нашей жизни, на том, что нет плохих и хороших эмоций, есть приятные и неприятные для нас, но все их можно и нужно испытывать и выражать в правильной и приемлемой для других людей форме.

  1. На следующем этапе формулируется художественная задача урока: изобразить на своем листе бумаги любую эмоцию в виде космоса. Педагог демонстрирует иллюстрации разных космических объектов и, используя подсказки учащихся, их называет (планета, астероид, комета, туманность, звезда и др.). Здесь педагог помогает найти художественное выражение заданной темы, используя цветовые ассоциации (красный цвет может олицетворять радость или гнев, синий – грусть или нежность, черный – страх или вину, интерес), ассоциации формы (круглое – радость, острое – гнев, страх, спираль – интерес и т.д), а также предлагает очеловечить выбранные объекты и явления, задает вспомогательные вопросы.

Пример: Черная дыра может быть не обязательно черной. Ее цвет зависит от эмоции, которую она испытывает. Почему она все к себе притягивает? Она злится и хочет уничтожить все вокруг? Она интересуется объектами и хочет их рассмотреть поближе? Она радуется и хочет с ними поиграть?

Здесь также используется показ на мольберте, как рисовать те или иные формы планет, астероидов, звезд, комет и т.п. и как их объединить в единую композицию с помощью линий, цвета и др.

  1. Выполнение учащимися задания красками. Педагог   помогает в форме индивидуальных консультаций   учащимся решать композиционные задачи, вопросы колорита, рисунка, помогает выстроить ассоциативные связи и рассказать историю, задавая вопросы.

Пример:

Возможные вопросы:  Что чувствует твое солнце? Какие отношения между ним и соседними планетами и звездами? Какой главный цвет в твоем космосе? Какую эмоцию он выражает?

  1. Когда все учащиеся закончили свои живописные работы, группа подходит к пространству, где расстелен черный полиэтилен. Педагог предлагает представить, что эта чернота олицетворяет пустоту, мир, который нужно очеловечить и заполнить своими эмоциями, своим творчеством. Для этого необходимо из отдельных пазлов (индивидуальных работ) собрать целую вселенную. Каждый ученик в двух словах рассказывает о своей работе и кладет ее на черный полиэтилен.

Пример:

            Рассказ: Это солнце. Оно радуется и протягивает свои разноцветные лучи к    

            планетам и звездам, чтобы их погладить и согреть.

           Педагог предлагает присоединять работы друг к другу, создавая гармоничные и      интересные   сочетания. Он обращает внимание на процесс разрастания вселенной, следит за групповой динамикой (образование отдельных «островов» из одной или нескольких работ), помогает решать конфликтные ситуации, если они возникают (например, спор за определенное место или нежелание учащегося оставлять свою  работу, чтобы задание продолжила следующая группа).

  1. На заключительном этапе занятия педагог благодарит учащихся за их труд, резюмирует проделанную работу, еще раз называет базовые эмоции, напоминает о важности их выражать экологично для других людей, предлагает полюбоваться финальным результатом и поделиться их впечатлениями от пережитого опыта.

                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Космос и эмоции»

Педагог дополнительного образования:  Куценко Е.В.

Творческое объединение: Батик

Группа: 2, год обучения: первый

Дата: 13.11.2021

Тема: Космос и эмоции

Цель: Развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей учащихся посредством занятий изобразительным искусством.

Актуальность занятия: Компьютерные технологии и искусственный интеллект стали незаменимой частью современного общества, перенимая на себя все больше функций человека в рабочей, бытовой и социальных сферах. Современные дети, оказавшиеся в мире, полном разнообразной информации и постоянной коммуникации друг с другом посредством социальных сетей, оказываются лишены живого эмоционального  общения друг с другом. Развитие эмоционального интеллекта, взращивание человеческого в человеке становится одной из задач дополнительного образования. Данное занятие дает базовые знания учащимся об эмоциональной сфере и через живописное творчество позволяет соединить новую информацию с художественной практикой, а также учит командному взаимодействию для решения общей задачи.

Задачи:

              Обучающие:

  1. Дать знания об основных эмоциях человека, научить понимать и выражать адекватно свои эмоции.
  2. Дать знания об основных космических объектах и научить их рисовать.
  3. Научить создавать композицию в необычном формате.
  4. Показать связь эмоциональной сферы человека и живописи.

               

               Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоциональную чуткость и наблюдательность по отношению к себе и другим людям.
  2. Формировать навыки работы в команде для достижения общей цели.
  3. Воспитывать щедрость, умение  и желание трудиться бескорыстно, получая удовольствие от  самого художественного процесса.

                Развивающие:

  1. Развивать чувственную сферу учащихся и научить использовать ее в художественном творчестве.
  2. Развивать способность ассоциировать и соединять различные темы в работе художника, находить ассоциации между цветами, формами и эмоциями художника.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Развивать умение анализировать свою работу, рассказывать о ней, видеть свое творчество частью художественного процесса  своей группы и всего объединения.

Возраст учащихся: 5-6 лет.

Оборудование занятия:

  1. Художественные материалы (бумага ватман, ножницы канцелярские, графитные карандаши,  ластики, краски гуашевые, кисти, баночки для воды, палитры, черный полиэтилен).
  2. Оснащение кабинета (парты, стулья, мольберт для педагога).

Дидактические материалы: энциклопедия с изображениями космоса.

Используемые методы: лекция, беседа, показ, индивидуальные консультации, практическая работа.

Планируемые результаты:

       Предметные:

  1. Знание базовых эмоций .
  2. Умение рисовать космические объекты.
  3. Умение создать композицию в необычном формате.
  4. Умение находить художественные средства для выражения собственных чувств и эмоций.

     Метапредметные:

  1. Способность понимать и называть свои эмоции и распознавать эмоции другого человека. Знание способов экологичного выражения разных эмоций.
  2. Умение решать нестандартные художественные задачи, работать с ассоциациями в художественном творчестве.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Умение презентовать свою работу перед группой, найти емкие и точные определения.

    Личностные:

  1. Развитие эмоционального интеллекта учащегося.
  2. Формирование навыков работы в команде, умение работать для общего блага и результата.
  3. Взращивание  гуманистических ценностей и интереса к внутреннему миру человека.

Формы контроля: наблюдение, опрос, выполнение практической работы.

               

Конспект занятия.

  1. Педагог организует пространство для размещения  будущей коллективной работы и застилает пола черным полиэтиленом, символизирующим черную пустоту. Далее идет подготовка листов-пазлов (нарезаются по 3 шт. из ватмана формата А1) свободной формы, на которых будут рисовать учащиеся.

  1. Педагог встречает группу учащихся и предлагает в самом начале занятия каждому выбрать ту форму листа, которая ему больше всего нравится.

  1. Педагог озвучивает  и объясняет тему занятия. Теоретическая часть включает объяснения термина «эмоции» в понятной для учащихся формулировке (например, эмоции – это то, что мы ощущаем внутри в ответ на то, что с нами происходит в жизни). Далее в диалоге с учениками озвучиваются базовые эмоции, которые могут они испытывать в конкретных ситуациях.

Пример.

            Вопрос: Что вы будете чувствовать, когда вам подарят новую игрушку?

            Возможные ответы: Радость. Интерес.

            Вопрос: А что вы будете чувствовать, если эту игрушку кто-нибудь отнимет?

            Возможные ответы: Грусть. Гнев.

На конкретных ситуациях педагог учит идентифицировать и называть основные эмоции: радость, грусть, восторг, гнев, страх, отвращение, стыд, нежность, интерес. Затем выясняется, какие эмоции испытывать приятно, а какие – нет. Подводя итог этой части занятия, педагог еще раз называет все эмоции и акцентирует внимание на важности всех эмоций в нашей жизни, на том, что нет плохих и хороших эмоций, есть приятные и неприятные для нас, но все их можно и нужно испытывать и выражать в правильной и приемлемой для других людей форме.

  1. На следующем этапе формулируется художественная задача урока: изобразить на своем листе бумаги любую эмоцию в виде космоса. Педагог демонстрирует иллюстрации разных космических объектов и, используя подсказки учащихся, их называет (планета, астероид, комета, туманность, звезда и др.). Здесь педагог помогает найти художественное выражение заданной темы, используя цветовые ассоциации (красный цвет может олицетворять радость или гнев, синий – грусть или нежность, черный – страх или вину, интерес), ассоциации формы (круглое – радость, острое – гнев, страх, спираль – интерес и т.д), а также предлагает очеловечить выбранные объекты и явления, задает вспомогательные вопросы.

Пример: Черная дыра может быть не обязательно черной. Ее цвет зависит от эмоции, которую она испытывает. Почему она все к себе притягивает? Она злится и хочет уничтожить все вокруг? Она интересуется объектами и хочет их рассмотреть поближе? Она радуется и хочет с ними поиграть?

Здесь также используется показ на мольберте, как рисовать те или иные формы планет, астероидов, звезд, комет и т.п. и как их объединить в единую композицию с помощью линий, цвета и др.

  1. Выполнение учащимися задания красками. Педагог   помогает в форме индивидуальных консультаций   учащимся решать композиционные задачи, вопросы колорита, рисунка, помогает выстроить ассоциативные связи и рассказать историю, задавая вопросы.

Пример:

Возможные вопросы:  Что чувствует твое солнце? Какие отношения между ним и соседними планетами и звездами? Какой главный цвет в твоем космосе? Какую эмоцию он выражает?

  1. Когда все учащиеся закончили свои живописные работы, группа подходит к пространству, где расстелен черный полиэтилен. Педагог предлагает представить, что эта чернота олицетворяет пустоту, мир, который нужно очеловечить и заполнить своими эмоциями, своим творчеством. Для этого необходимо из отдельных пазлов (индивидуальных работ) собрать целую вселенную. Каждый ученик в двух словах рассказывает о своей работе и кладет ее на черный полиэтилен.

Пример:

            Рассказ: Это солнце. Оно радуется и протягивает свои разноцветные лучи к    

            планетам и звездам, чтобы их погладить и согреть.

           Педагог предлагает присоединять работы друг к другу, создавая гармоничные и      интересные   сочетания. Он обращает внимание на процесс разрастания вселенной, следит за групповой динамикой (образование отдельных «островов» из одной или нескольких работ), помогает решать конфликтные ситуации, если они возникают (например, спор за определенное место или нежелание учащегося оставлять свою  работу, чтобы задание продолжила следующая группа).

  1. На заключительном этапе занятия педагог благодарит учащихся за их труд, резюмирует проделанную работу, еще раз называет базовые эмоции, напоминает о важности их выражать экологично для других людей, предлагает полюбоваться финальным результатом и поделиться их впечатлениями от пережитого опыта.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по психологии «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий)

Цель: Развитие эмоциональной сферы школьников. Задачи: Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике. Развивать саморегуляцию через прослушивание музыкальных произведений. ...

конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ

Данные занятия направлены на понимание, различение и развитие эмоций у детей. Здесь нет психологических приемов, которыми пользуются психологи для коррекции нарушений эмоциональной сферы. На занятиях ...

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для учащихся с интеллектуальными нарушениями (ТМНР)

Курс занятий с психологом по развитию эмоциональной сферы для детей с интеллектуальными нарушениями...

Развитие эмоциональных представлений. Эмоция грусть.

Материал, позволяющий расширить опыт эмоциональных представлений....

План-конспект занятия для младших школьников «Мои эмоции»

Цель: ознакомление  младших школьников   с   эмоциями   и   их словесным выражением как профилактика психосоматических заболеванийЗадачи:·  спо...