Конспект урока 1 класс "Буква Ё"
план-конспект урока (1 класс)

Карпенко Анна Михайловна

Урок-конспект "Буква Ё ё, звуки [йо], [о]." 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1 класс "Буква Ё"240.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буква Ё ё, звуки [йо], [о].

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 1 класс.

Оборудование:

- для учителя: интерактивная доска, «Азбука» В. Г. Горецкого 2 часть, модели выводов, мягкая игрушка ёжик.

- для ученика: «Азбука» В. Г. Горецкого 2 часть, тетрадь в клеточку, цветные карандаши, ручка.

Цели:

1.Образовательные:

- организовать работу по ознакомлению учащихся с буквой ё и звуками, которые она обозначает;

- совершенствовать навыки проведения звукового анализа.

2. Развивающие:

Развитие познавательной активности;

- Развитие мотивации к учебной деятельности при использовании интерактивной доски;

- Развитие фонематического слуха;

- Развитие навыка чтения;

- Развитие личностных УД:

  • Самоопределения на этапе актуализации знаний и изучения новой темы.
  • Смыслообразования при организации учебно-поисковой деятельности ребенка, при выполнении упражнений.

- Развитие регулятивных УД:

  • Действия целеполагания при осознании цели урока и цели выполнения упражнений.
  • Действия планирования при организации учебно-поисковой деятельности ребенка.
  • Развитие рефлексивного осознания затруднений при выполнении упражнений.
  • Развитие регулятивного УД самоконтроля и взаимоконтроля;

- Развитие логических УД:

  • анализа при выполнении звукового анализа слов, при выполнении упражнений;
  • синтеза при формулировке правил и выполнении упражнений;
  • классификации при разделении букв на 2 группы и выполнении упражнений;
  • сравнения при составлении звуковой модели слов;
  • доказательства при объяснении способов действий;

- Развитие учебно-информационного действия по извлечению информации;

- Развитие знаково-символических действий при моделировании правил;

- Развитие коммуникативных УД при работе с учебником, с интерактивной доской и фронтальной работе;

- Развитие учебного сотрудничества при организации учебного диалога;

3. Воспитательные:

- Воспитание наблюдательности (при работе с интерактивной доской);

- Воспитание познавательного интереса к уроку чтения;

- Воспитание культуры общения;

- Воспитание самостоятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, я начну урок словами, которые помогут нам в работе.

Мы пришли сюда учиться –

не лениться, а трудиться.

Работаем… старательно,

Слушаем… внимательно.

  1. Актуализация знаний.

Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит и как будто бы …шуршит.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель….(Ёжик)

Ёжик – гость нашего урока. Сегодня он будет нам давать задания и познакомит нас с новой буквой.

Ребята, но для начала, ёжик хочет проверить, сможете ли вы работать на уроке или вам еще не хватает знаний. Проверим?

Вот в какую игру хочет поиграть с вами ёжик.

Игра называется «Сундучок»

Ребята, посмотрите, перед нами сундучок, но он закрыт. Давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы сундучок открылся? (его нужно вежливо попросить)

Давайте попробуем попросить сундучок. Кто попробует?

Открылся нам сундучок, а что же в нем было спрятано? (буквы)

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).

- Кто бы хотел разделить эти буквы у доски?

- Почему эти буквы называются гласными? Согласными?

- А почему одну букву вы не отнесли ни к гласным, ни к согласным? (ь - это только буква, она не обозначает никакого звука)

Молодцы! Вы уже много знаете.

- А какую букву мы с вами еще не изучали? (букву ё)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Буква ё)

Правильно, сегодня мы будем изучать новую букву ё и звуки, которые она обозначает.

  1. Организация учебно-поисковой деятельности.

А теперь ёжик предлагает нам отправиться в путешествие. Готовы?

Первая остановка «Новая буква».

- Как вы думаете, что мы будем делать на этой остановке? (печатать букву ё)

Ёжик очень хочет, чтобы вы знали и умели печатать все буквы его имени.

Все ли буквы мы с вами уже знаем? (Мы не знаем букву ё)

Откройте азбуку на с. 31 и рассмотрите в красной рамочке, как пишется печатная буква ё.

- На что похожа буква ё? (буква ё похожа на е)

Пропечатайте 3 раза заглавную и маленькую букву ё.

Возьмите зеленый карандаш и подчеркните самую красивую букву ё.

- Чему мы научились на этой остановке?

Вторая остановка «Звуки» .

- Как вы думаете, что мы будем делать на этой остановке?

На этой остановке мы узнаем, какие звуки обозначает буква ё.

- Отгадайте загадку.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год? (Ель.)

- Как по - другому называют это дерево? (Ёлка.) 

Проведём звуковой анализ слова ёлка.

Сначала, нам нужно произнести это слово так, чтобы отчетливо был слышен каждый звук.

- Кто хочет выйти к доске и составить звуковую модель этого слова, характеризуя каждый звук?

1 ученик выходит к доске, выделяет последовательно каждый звук, характеризует его и обозначает карточкой определенного цвета.

Молодец! Мы составили звуковую модель слова ёлка. Что же мы узнали о букве ё? (буква ё в начале слова обозначает два звука)

- А кто знает, сколько в слове ёлка слогов? (2)

- Почему? (т. к. сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния [йо] и отдельного звука [л])

- Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния [ка])

- Позовите слово, на какой слог падает ударение? (ударение падает на ё в первом слоге)

Давайте посчитаем, сколько букв в слове ёлка.

- Кто посчитал?

- Сколько звуков в этом слове?

- Почему же так получилось?

Зафиксируем модель вашего вывода. Согласны с моделью?

Ребята, смотрите, похоже, к нам пришел еще один гость.

- Кто это? (котенок)

- Что он делает? (поет)

Ребята, мы с вами составили…(предложение).

- Докажите, что на доске записано предложение.

Давайте составим звуковые модели слов котёнок и поёт.

Первое слово котёнок.

Произнесем это слово так, чтобы отчетливо был слышен каждый звук.

- Кто хочет составить звуковую модель этого слова на интерактивной доске?

1 ученик составляет звуковую модель, характеризуя каждый звук, а остальные в тетради.

- Что мы можем сказать о букве ё? (после согласного она обозначает один звук [о] и показывает на мягкость согласного)

- Сколько слогов в этом слове? (3)

- Почему?

- Определите, на какой слог падает ударение? (ударение падает на ё во 2 слоге)

- Все согласны?

Теперь составим звуковую модель слова поёт.

Произнесем это слово, чтобы отчётливо был слышен каждый звук.

1 ученик составляет звуковую модель, характеризуя каждый звук, а остальные в тетради.

Что мы узнали на этой остановке? (Буква ё после гласной обозначает два звука, а после мягкого согласного один)

Зафиксируем модель вашего вывода.

- Согласны с моделью?

- Чему мы учились на этой остановке? (составлять звуковые модели слов, характеризовать звуки, слушать учителя, слушать товарища, красиво отвечать на вопросы, работать на интерактивной доске)

Третья остановка «Отдых».

Мы хорошо потрудились, а сейчас давайте отдохнем!

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой,

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал

Вдруг, он сел и изменился

В шарик круглый превратился

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил

  1. Выполнение упражнений для закрепления изученного материала.

Четвёртая остановка «Проверка».

А сейчас, в награду за хорошую работу, ежик нам придумал интересные задания, на интерактивной доске.

Итак, первое задание.

Посмотрите, на доске изображены звуки.

- Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? (заменить звуки буквами)

Вам нужно постараться записать слово по звукам.

Проверяем. Ребята, поменяйтесь тетрадями, и проверьте, такие ли слова записали ваши одноклассники.

- Чему мы учились, выполняя такое задание? (обозначать звуки буквами и проверять соседа)

Поставьте в записанных словах ударение.

- Что общего есть во всех этих словах? (ударение на ё)

- Что можно сказать? (Буква ё всегда ударная)

Следующее задание.

Вам нужно разделить иллюстрации на 2 группы. В первую группу отнести предметы, в названии которых буква ё обозначает 1 звук, во вторую группу отнести те предметы, в названии которых буква ё обозначает 2 звука.

Выходят по 1 и выполняют задание с комментированием.

Молодцы! Справились.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Пятая остановка «Подведения итогов».

- Ребята, с какой новой буквой познакомились?

- Что узнали об этой букве?

- Вам понравился урок?

- С какими трудностями столкнулись?

- Почему?

Продолжи высказывание.

Могу похвалить себя за…

Могу похвалить одноклассников за…

Я хочу похвалить вас за то, что вы самостоятельно сумели открыть

новые знания и работали дружно. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...