Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"
статья

Хлебникова Оксана Александровна

Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_seminaru_08.12.22.docx763.58 КБ

Предварительный просмотр:

        «Из практического опыта работы с обучающимися по проекту «Эффективная начальная школа»

              В 2022- 2023 учебном году наша школа, в числе 4-х школ г.о. Домодедово, вошла в региональный проект «Эффективная начальная школа». В соответствие с дорожной картой проанализировали условия готовности к реализации проекта, все педагоги прошли курсовую подготовку по обновлённым ФГОС. В марте 2021-2022 учебного года провели первое собрание для родителей будущих первоклассников с целью анонсирование проекта ЭНШ и первичного выявления намерений к обучению в классе экспериментального проекта. В апреле прошло первичное знакомство с будущими первоклассниками. 57 обучающихся, это 88% прошли предшкольную подготовку Preshool, таким образом, в тесном содружестве педагогов и воспитателей были проанализированы карты наблюдения за детьми, заполненные в детской саду – комплексе, а так же, проведя устное собеседование с педагогом – психологом и логопедом с письменного заявления и согласия родителей на ускоренное обучение детей по индивидуальному учебному плану, были сформированы 2 класса по проекту «Эффективная начальная школа». Остановимся на  выкопировке из аналитической справки:

В 1 а(э) классе, классным руководителем которого являюсь я, 35 человек, из них 12 мальчиков, 23 девочки. Это связано с тем, что девочки в психомоторике опережают мальчиков (раньше держат голову, начинают ходить и говорить). Различается очередность развития различных психических функций. Так, девочки обычно раньше начинают говорить, что существенно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие. Все дети подготовленные к школьному обучению: прошли подготовительные к школе курсы «Раннее развитие».

      Данные диагностики при приеме в 1 класс свидетельствуют о том, что 97% обучающихся имеют средний уровень развития, 3%- высокий, это 1 ученик. Результат стартовой подготовки в сентябре: 88% обучающихся имеют средний уровень развития(от 57 до 90 баллов), 12% обучающихся- высокий уровень развития( от 91 до 114 баллов) в период обучения в сентябре.

При поступлении в 1 класс

Стартовая диагностика

Выводы:

1. Анализ обобщенных данных мониторинга стартовой диагностики готовности обучающихся 1 классов к обучению в школе свидетельствует о высокой степени готовности к освоению программы начального общего образования обучающихся, зачисленных на ускоренное обучение в общеобразовательную организацию, включенную в региональный проект «Эффективная начальная школа»  на 2022-2023 учебный год, и  об эффективности реализации проекта.

2. Анализ обобщенных данных мониторинга свидетельствует о выявлении преемственности подходов в определении степени готовности к обучению в школе на уровнях дошкольного и начального общего образования. Отсутствие у обучающихся, принятых на ускоренное обучение из регионального проекта «Подмосковный Preschool» отрицательной динамики адаптации к обучению в школе, подтверждает взаимосвязь и преемственность региональных проектов «Подмосковный Preschool» и «Эффективная начальная школа».

Рекомендации:

Учителю: 1. Создавать ситуации успеха и положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

          2. Использование приемов и методов активизации и развития внимания (игры: «Найди отличия», «Сравнение», «Исключение лишнего»).

                  3. Развитие мышления через упражнения «Исключение лишнего», «Установи последовательность», «Обобщение и отвлечение», «Анаграммы».

Педагогу-психологу: 1. После групповой диагностики провести индивидуальные обследования, консультации, которые включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это даст возможность увидеть не только уровень, на котором находится конкретный ребенок в данный момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Это нужно для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.

Особый упор в своей работе с первоклассниками делаю на развитие читательской грамотности как результат общего образования и развития личности младшего школьника. Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс- обучение детей чтению и пониманию прочитанного, его осознанного восприятия. По окончании 1 триместра (18.11.22) произвела замер техники чтения у своих первоклассников.

По результатам мониторинга можно сделать вывод, что 2 человека читают на допустимом уровне ( до 25 слов в минуту), это составило 6% обучающихся; 94% на повышенном уровне. Это свидетельствует о высокой степени готовности к освоению программы начального общего образования обучающихся по литературному чтению.

           На каждый урок литературного чтения включаю игры по скорочтению, что стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно действовать. Вот некоторые приемы работы по формированию читательской грамотности в рамках проекта ЭНШ:

  1. Даю ребятам тексты, которые написаны необычно: по спирали, в форме груши, сердца, волной. Удивительным образом такие тексты вдохновляют детей на чтение. Это один из приемов скорочтения, когда ребенок тренирует навык предвосхищения текста и расширяет боковое зрение. Такой формат чтения делает сам процесс чтения ещё осознаннее, интереснее и веселее. Помимо того, что ребенку нужно прочитать рассказ, также необходимо ответить на вопросы к нему.
  2. Упражнение «Зоркие тексты»

Детям сначала нужно прочитать текст, написанный одним цветом, затем другим. Тексты находятся «Друг в друге», это усложняет чтение , но увлекает детей. Задание способствует развитию внимательности, мышления, связи между полушариями мозга и, конечно, улучшению качества и скорости чтения.

  1. Упражнение « Карусель».

Дети начинают читать книгу в правильном положении, затем по какому-либо действию учителя( хлопок, щелчок) поворачивают книгу на 90 градусов. Книга лежит боком, а ребенок читает дальше. Чтобы он не потерял место остановки, когда поворачивал, можно отметить это место с помощью простого карандаша. Читает дальше, а затем снова действие и поворот книги ещё на 90 градусов. Теперь книга лежит вверх ногами, а глаза движутся не слева направо , а справа налево. После этого даем отдых или другой вид работы. Поворачивается только книга, а читатель сидит прямо и читает слова в непривычном положении.

  1. Упражнение «Голова-хвост»

Взрослый читает начало предложения, а ребенок находит «Хвост», то есть окончание этого предложения. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти по связке слов предложение и прочитать его окончание. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.

Общее понимание текста, ориентация в тексте- эта группа читательских умений включает понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте нужной информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации – вот ключевые умения, которые будут сформированы в читателя-первоклассника.

                Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела! В моем классе были продуманы коллективные дела, направленные на создание классного содружества. В рамках проекта «Эффективная начальная школа» свой учебный график мероприятий с указанием тематических недель и ключевых событий.

       Так, в рамках проекта «Эффективная начальная школа» 9 ноября в 1 а(э) и 1в(э) классах проходила тематическая неделя « Экспериментариум: путь к познанию»

     Как известно, любая книга начинается с писателя. Его фантазия заставляет нас грустить, радоваться, рассуждать, думать. Очень хорошо, когда есть возможность встретиться с писателем, познакомиться с человеком, который умеет оживлять свои мысли и мечты. Городская детская библиотека №32 вместе с детской писательницей Василисой Кошкиной посетили первоклассников 1А (кл.рук. Хлебникова О.А.) и 1Г (кл.рук.Гуськова О.В.) СОШ №4. Ребятам понравился рассказ о книгах "Элефантики", "Бабка ежика", "Няня для Кощея", "Сказка из кармашка", "Комочек каши", ведь все книги Василисы полны волшебства, приключений и добра!

Ребята с удовольствием окунулись в процесс создания маленьких рассказов, а также попробовали сами сочинить мини-поздравления друг другу, подбирая добрые и волшебные слова. После чего, обменялись своими пожеланиями друг с другом. 

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20221109-WA0005.jpg

6 октября 2022 года в рамках тематической недели «Взаимодействие: педагогическое сообщество- семья» родители и сотрудники городской детской библиотеки №32 устроили для  первоклассников литературный час одной книги «Кыш, Двапортфеля и целая неделя». Все вместе дружною семьей читали литературное произведение, а затем приняли активное участие в литературном часе.

Формы работы с произведением были самые разнообразные: чтение вслух самых интересных глав детьми и взрослыми, просмотр отрывка фильма, инсценирование, литературная игра. Всем участникам очень понравились главные герои произведения: первоклассник Алеша по прозвищу Двапортфеля и беззаветно преданный ему щенок Кыш. В рамках проекта «Читающая школа» были проведены:

  • конкурс фотографий «Читающая семья- читающая страна»
  • конкурс видеороликов « Презентация моей любимой книги»

C:\Users\User-17\Desktop\Читающая семья.jpg

  • конкурс чтецов «Золотая осень поэзии»

В завершении 1 триместра провели удивительный праздник «Прощай, Азбука». Это праздник необычный- единственный, который никогда не повторится, потому что его посвящают удивительной книге- Азбуке, которая является самой первой книгой знаний для каждого ребенка. Первоклассники приготовили творческий проект- красочно оформили свою любимую букву и прочитали стихи о школе, учебе, буквах.

  C:\Users\User-17\Desktop\IMG-20221116-WA0016.jpg        C:\Users\User-17\Desktop\IMG-20221116-WA0006.jpg

C:\Users\User-17\Desktop\IMG-20221116-WA0021.jpg

В рамках муниципального проекта «Читающая школа»  в ноябре по книге месяца Л.Воронковой «Внучек Ваня» работали над творческим проектом составления рисованного диафильма. Работа с рисунками очень широко используется в начальной школе при работе с текстом.  

         Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся.  Рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина). Рисунок помогает нам, педагогам, увидеть наличие или отсутствие читательских умений у ребенка, увидеть уровень понимания прочитанного, уровень развития внимания к деталям, описанным в тексте.

      Я поняла, что прежде всего данная работа объединяет моих детей, учит договариваться о деталях рисунков, учит размышлять, додумывать, доискиваться информацию, которая не лежит на поверхности текста (например, обстановка комнаты должна соответствовать времени, описанному в произведении), учит ответственности за общее дело, помогает  учителю увидеть неподдельный интерес в глазах учеников, учит анализировать, оформлять аккуратно свою работу. В результате работы над этими проектами я для себя сделала вывод о том, что заниматься такой работой мы будем продолжать: данный прием работы с текстом повышает интерес младшего школьника к чтению.

C:\Users\User-17\Desktop\IMG_20221114_082135.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Программа по формированию читательской компетентности в рамках реализации ФГОС.

Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы, ...

«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».

laquo;Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основн...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Статья содержит опыт применения приёмов критериального оценивания при формировании читатательской грамотности на уроках в начальной школе....

Формирование читательской грамотности в рамках критериального оценивания

Материал включает в себя презентацию и содержание мастер-класса по приёмам критериального оценивания, которые способствуют и развитию читательской  грамотности....