ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бахман Ирина Евгеньевна

Статья содержит опыт применения приёмов критериального оценивания при формировании читатательской грамотности на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по применению критериального оценивания при выполнении заданий, направленных на формирование читательской грамотности. О значении этого универсального навыка напоминать не надо. Читательская грамота является фундаментом всего обучения, но при работе с ней учителя сталкиваются с рядом проблем. Я поделюсь своим опытом и расскажу, с помощью каких заданий я решаю эти проблемы и как применяю при этом критериальное оценивание.

  1. Проблема, которую я решаю при выполнении следующих задач –дети не читают, даже заданные домой тексты из учебника. Либо читают очень поверхностно, либо  прослушивают аудиозапись заданного текста. При этом думают, что хорошо знают его содержание.

Решение: проверка знания текста с помощью небольших тестов.  НО! Перед выполнением задания я предлагаю ребятам провести прогностическую самооценку предстоящей работы. Этот инструмент критериального оценивания очень эффективно помогает сформировать адекватную самооценку обучающихся. После выполнения работы и получения ретроспективной оценки (оценки выполненной работы) у учеников появляется возможность определить  границы собственного знания/незнания, а также осознать проблему (в данном случае, невнимательное знакомство с текстом)  и способ  её преодоления (в данном случае, важный для нас вывод: читать и читать  внимательно).

У меня разработаны задания по произведениям программы «Система  Л.В. Занкова» 2 класс, найти их можно на моей страничке на сайте ncportal  по моему имени: Бахман Ирина Евгеньевна. https://nsportal.ru/bahmana 

Они могут быть тестовыми или в виде ответов на вопросы.

 Фрагмент теста  по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква»

1. Как зовут девочку, которая гуляла с мальчишками во дворе?

1.  Алёнка

2   Иринка

3  Катюша

2. Что лежало на грузовике, который въехал во двор?

1 Дрова

2 Арбузы

3 Ёлка

3. Чем вкусно пахла ёлка?

1 Хвойным лесом

2 Морозом

3 Дождём

4. Как получилось у девочки произнести слово «шишки»?

1 сыски

2 хыхки

3 шиски

Задания по тексту рассказа «Заплатка» Н.Н.Носова

1. Как звали главного героя рассказа «Заплатка»? ______________________________

2. Какие штаны были у мальчика. Обведи букву.

а) солдатские б) генеральские в) школьные г) нарядные.

3.Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Спиши.

_________________________________________________________________________

4. Какое  металлическое изделие стало причиной дырки в штанах мальчика?________

5.Бобка порвал свои замечательные штаны и стал  КОГО просить зашить. Обведи букву.

а) маму б) бабушку в) тётю г) сестру.

6. Почему мама отказалась зашивать штаны сыну? Выпиши мамин ответ из текста.

_________________________________________________________________________

7. Заплатка торчала на штанах, словно … Обведи букву правильного ответа

а) сушёный банан  б) сушёный гриб    в) сушёный кальмар    г) сушёный башмак

8. Почему Бобка сам не починил себе штаны?_______________________________
9. Чем первая заплатка не понравилась Бобке?_______________________________

Критерии оценивания подобных работ я предлагаю сама.

  1. Как звали главного героя рассказа «Заплатка»? ____________________(1 балл)

2. Какие штаны были у мальчика. Обведи букву. (1 балл)

а) солдатские    б) генеральские     в) школьные       г) нарядные.

3.Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Спиши.(2 б.)_____________________________________________

После выполнения задания даю возможность провести ретроспективную самооценку с помощью, например, такой таблицы.

Количество баллов

Оценка

20-21

Справился, молодец!

15-19

Надо было прочитать ещё разок

10-14

Будь внимательнее!

0-9

Кто-то дома не читал?(((

Таким образом, применение инструмента самооценки (прогностической и ретроспективной) позволяет решить несколько задач:

-помочь определить границу знания/незнания;

- осознать проблему;

- увидеть пути её преодоления.

Этот инструмент даёт хороший эффект при использовании его в работах по читательской грамотности (текст с заданиями к нему). Обычно ученики считают такие работы очень лёгкими, но статистика показывает, что их качество  одно из самых низких. Поэтому, чтобы мотивировать ребят на более внимательное и вдумчивое чтение текста и  на тщательное выполнение заданий к нему, рекомендую использовать прогностическую самооценку.  При анализе работ хорошо видно, что, во-первых, самооценка обучающихся становится более адекватной, во-вторых, значительно улучшается  качество работ.

2) Вторая проблема, с которой сталкиваемся мы при формировании читательской грамотности -  поверхностное чтение.

Здесь я применяю несколько приёмов и  использую  их не только на уроках чтения, но и на других. Ведь читательская грамотность является универсальным учебным действием.

- Приём «Читаем с карандашом». Например, найдите в тексте все слова приветствия. Или найдите все слова, описывающие характер героя.

Математика. Найдите в тексте задачи покупки каждой девочки.

 C:\Users\1-01\Downloads\Screenshot_20220823_112708.jpg

Занимательный русский язык. Соедини пары загадок с одинаковыми отгадками.

         C:\Users\1-01\Downloads\Screenshot_20220824_104029.jpg

         Здесь поверхностное чтение инструкции к  заданию создаёт проблему при его выполнении. В таких случаях я также рекомендую использовать прогностическую самооценку. Как правило,  быстренько  посмотрев на задание, на рисунки к нему  и даже не почитав его, обучающиеся делают очень оптимистические прогнозы,  а потом  соединяют загадки с РИСУНКАМИ отгадок. После анализа задания понимают, что проблема создана невнимательным прочтением инструкции к нему.

После совместной работы над этими заданиями, ученикам может быть предложено несколько вариантов самооценки выполнения: «Светофор», «Волшебная линеечка», «Лесенка» и т. д

-Приём «Вопросы».  Цель: активизация внимания при знакомстве с текстом. Использую на более крупных текстах на уроках окружающего мира, математике  (в некоторых учебниках встречаются тексты из истории математики), литературного чтения.

        С вопросами обучающиеся знакомятся до чтения текста для мотивации более внимательного чтения. Постепенно при применении этого приёма количество вопросов увеличивается, сами они усложняются. На моём сайте опубликованы примеры вопросов по текстам учебников программы «Система  Л.В. Занкова» 2 класс  (математика, окружающий мир).

Из истории математики.  Часы

  1. Что сначала использовали как часы?___________________________
  2. Где находится Солнце в полдень?______________________________
  3. В какую погоду можно пользоваться солнечными часами?

___________________________________________________________

  1. Какие часы использовали в древности люди ночью?

____________________________________________________________

  1. На какую звезду они ориентировались?___________________________
  2. В чём состояла основная сложность в использовании природных часов?

____________________________________________________________

  1. Какие часы позволяли измерять минуты?________________________
  2. Какие часы появились позже всех?______________________________

РОССИЯ-РОДИНА КОСМОНАВТИКИ

1)В какой день был запущен первый искусственный спутник Земли?_______________

2)Какое событие произошло 12 апреля 1961 года?_______________________________

3) Как звали первого космонавта?____________________________________________

4)Сколько времени продолжался первый полёт человека  в космосе? ______________

5) Сколько оборотов вокруг Земли сделал первый космонавт?____________________

6)В какой момент космонавт ощутил  невесомость? ___________________________

7) О чём мечтал первый космонавт, стоя в детстве у географической карты в классе?___________________________________________________________________

8)Почему Россию называют родиной космонавтики? ___________________________

        Данный приём, решая задачи урока,  помогает и в   формировании читательской грамотности.

- Приём «Восстановление текста».  Использую две его разновидности.

  1. Даётся небольшой отрывок или текст целиком, в котором пропущены слова. Восстанавливать текст можно как с опорой на исходный вариант, так и по памяти (более сложное задание). Так же этот вид работы помогает проверить знание текста учениками.

Лев и собачка.

В Лондоне показывали ___________зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на ______  диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице ________и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а _____взяли и бросили в клетку ко   ____на съеденье.

Собачка поджала ____и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и ________её.

Собачка легла на _______, подняла _________ стала махать________.

Лев тронул её ________и перевернул. Собачка вскочила и ______перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал ________ со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву_____, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою ______ ему на лапу .С тех пор собачка жила в одной ______  со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

  1. Даётся незнакомый текст, предлагается восстановить его, выбирая  подходящие слова из скобок. Усложнить задание можно, попросив обосновать свой выбор.

        К рассвету шторм прекратился. (Бледное, яркое) небо напоминало своим цветом чуть подкрашенную синей краской воду. У берега плавали круглые водоросли, похожие на зелёные (шары, ветки). Старый корабль (стоял, качался) на волнах, натягивая якорные цепи.

        Оценивать выполнение подобных заданий удобно с помощью совместно разработанных с учениками критериев. Если в первом случае учитывается только количество правильно вставленных слов, то во втором -  способ и правильность обоснования.

                 Подводя итог, я хочу сказать, что современному учителю доступно большое количество технологий, форм,  методов и приёмов работы. Комбинируя их в соответствии со своими целями, возможностями, способностями, можно достичь высоких результатов. Пробуйте, варьируйте, экспериментируйте, заражайте  творческим энтузиазмом своих учеников, и всё у вас получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"

Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"...

Формирование читательской грамотности в рамках критериального оценивания

Материал включает в себя презентацию и содержание мастер-класса по приёмам критериального оценивания, которые способствуют и развитию читательской  грамотности....

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....