Формирование читательской грамотности в рамках критериального оценивания
презентация к уроку

Бахман Ирина Евгеньевна

Материал включает в себя презентацию и содержание мастер-класса по приёмам критериального оценивания, которые способствуют и развитию читательской  грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИАТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РМКАХ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Учитель начальных классов Бахман Ирина Евгеньевна МАОУ СШ № 76 г. Красноярск

Слайд 2

Проблема № 1 Д ети не читают Решение: проверка знания текста с помощью небольших тестов . НО! Перед выполнением задания я предлагаю ребятам провести прогностическую самооценку предстоящей работы . Этот инструмент критериального оценивания очень эффективно помогает сформировать адекватную самооценку у обучающихся. После выполнения работы и получения ретроспективной оценки (оценки выполненной работы) у учеников появляется возможность определить границы собственного знания/незнания, а также осознать проблему ( невнимательное знакомство с текстом) и способ её преодоления (важный для нас вывод: читать и читать внимательно).

Слайд 3

Всю информацию, которую я даю, а также мои разработки по этой теме, можно найти на моей страничке https://nsportal.ru/bahmana Образовательная социальная сеть nsportal.ru

Слайд 4

Виды заданий для проверки знаний по содержанию текста Ф рагмент теста по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква» 1. Как зовут девочку, которая гуляла с мальчишками во дворе? 1. Алёнка 2 Иринка 3 Катюша 2. Что лежало на грузовике, который въехал во двор? 1 Дрова 2 Арбузы 3 Ёлка 3. Чем вкусно пахла ёлка? 1 Хвойным лесом 2 Морозом 3 Дождём 4. Как получилось у девочки произнести слово «шишки»? 1 сыски 2 хыхки 3 шиски Фрагмент задания по тексту рассказа «Заплатка» Н.Н.Носова Как звали главного героя рассказа «Заплатка»? (1 балл) _________________ 2. Какие штаны были у мальчика. Обведи букву. (1 балл ) а) солдатские б) генеральские в) школьные г) нарядные. 3.Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Спиши.(2 балла) _________________________________________________ Количество баллов Оценка 20-21 Справился, молодец! 15-19 Надо было прочитать ещё разок 10-14 Будь внимательнее! 0-9 Кто-то дома не читал?(((

Слайд 5

Самопроверка: 1. А 7. А 2. В 8. Б 3. В 9. А 4. Б 10. Б 5. Г 11. А 6. А 12. Б

Слайд 6

Проблема № 2 Поверхностное чтение Решение: Приём «Читаем с карандашом »

Слайд 7

Занимательный русский язык

Слайд 8

Проблема №3 Формирование навыка осознанного чтени я Решение: Приёмы, нацеливающие на внимательное прочтение текстов: Задание-ловушка Вопросы Восстановление теста

Слайд 9

Задание-ловушка Должностные обязанности учителя Учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ. Создаёт широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивает игровое время и пространство. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Слайд 10

После совместной работы над этими заданиями для самооценки учеников можно использовать один из инструментов критериального оценивания: «Светофор », «Волшебная линеечка», «Лесенка» и т. д

Слайд 11

Приём «Вопросы » Цель: активизация внимания при знакомстве с текстом . - С вопросами обучающиеся знакомятся до чтения текста для мотивации более внимательного чтения. Постепенное увеличение количества вопросов. Постепенное усложнение вопросов.

Слайд 12

Из истории математики. Часы Что сначала использовали как часы? ___________________________________________________________ Где находится Солнце в полдень? ___________________________________________________________ В какую погоду можно пользоваться солнечными часами? ___________________________________________________________ Какие часы использовали в древности люди ночью? ____________________________________________________________ На какую звезду они ориентировались? ____________________________________________________________ В чём состояла основная сложность в использовании природных часов? ____________________________________________________________ Какие часы позволяли измерять минуты? ____________________________________________________________ Какие часы появились позже всех? ____________________________________________________________

Слайд 13

РОССИЯ-РОДИНА КОСМОНАВТИКИ 1)В какой день был запущен первый искусственный спутник Земли ?__________ 2)Какое событие произошло 12 апреля 1961 года ?_________________________ 3) Как звали первого космонавта ?_______________________________________ 4)Сколько времени продолжался первый полёт человека в космосе? _________ 5) Сколько оборотов вокруг Земли сделал первый космонавт ?________________ 6)В какой момент космонавт ощутил невесомость? _______________________ 7) О чём мечтал первый космонавт, стоя в детстве у географической карты в классе ?________________________________________________________________ 8)Почему Россию называют родиной космонавтики? ________________________

Слайд 14

Приём «Восстановление текста» 1) Даётся небольшой отрывок или текст целиком, в котором пропущены слова. Восстанавливать текст можно как с опорой на исходный вариант, так и по памяти. Лев и собачка. В Лондоне показывали ___________зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на ______ диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице ________и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а _____взяли и бросили в клетку ко ____на съеденье. Собачка поджала ____и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и ________её. Собачка легла на _______, подняла _________ стала махать________. Лев тронул её ________и перевернул. Собачка вскочила и ______перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал ________ со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву_____, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою ______ ему на лапу .С тех пор собачка жила в одной ______ со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней .

Слайд 15

2) Даётся незнакомый текст, предлагается восстановить его, выбирая подходящие слова из скобок. К рассвету шторм( прекратился/перестал) Море (утихло/успокоилось). (Бледное/яркое) небо напоминало своим цветом чуть подкрашенную синей краской воду. У берега плавали (круглые/плоские) водоросли, похожие на зелёные (шары, ветки). Старый корабль (стоял, качался) на волнах, натягивая якорные цепи. Оценивать выполнение подобных заданий можно с помощью совместно разработанных с учениками критериев.

Слайд 16

К рассвету шторм прекратился. Море успокоилось. Бледное небо напоминало своим цветом чуть подкрашенную синей краской воду. У берега плавали круглые водоросли, похожие на зелёные шары. Старый корабль качался на волнах, натягивая якорные цепи.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по применению критериального оценивания при выполнении заданий, направленных на формирование читательской грамотности как одной  из ключевых учебных компетенций. Она является фундаментом всего обучения, поэтому формирование её  - важнейшая задача, стоящая перед   учителем начальных классов.  При работе с ней учителя сталкиваются с рядом проблем. Я поделюсь своим опытом и расскажу, с помощью каких заданий я решаю эти проблемы и как применяю при этом критериальное оценивание.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми приёмами критериального оценивания. Перед вами лежат листы продвижения, их называют ещё оценочные листы, листы достижения .

Отметьте на них ваше настроение в начале нашего занятия. Сделать это можно словом, цветом или смайликом. По мере выполнения заданий вы будете фиксировать на них свои достижения. На уроке эти листы могут быть частью сценария : билетом, маршрутным листом и пр.

  1. 1-я проблема, с которой сталкиваются учителя –дети не читают, даже заданные домой тексты из учебника. Либо читают очень поверхностно, либо прослушивают аудиозапись заданного текста. При этом думают, что хорошо знают его содержание.

СЛАЙД

Решение: проверка знания текста с помощью небольших тестов.  НО! Перед выполнением теста я предлагаю ребятам провести прогностическую самооценку предстоящей работы. Этот инструмент критериального оценивания очень эффективно помогает сформировать адекватную самооценку обучающихся. После выполнения работы и получения ретроспективной оценки (оценки выполненной работы) у учеников появляется возможность определить  границы собственного знания/незнания, а также осознать проблему (в данном случае, невнимательное знакомство с текстом)  и способ  её преодоления(в данном случае, важный для нас вывод: читать и читать  внимательно).

У меня разработаны задания по произведениям программы Занкова 2 класс, найти их можно на моей страничке на сайте ncportal  по моему имени: Бахман Ирина Евгеньевна. https://nsportal.ru/bahmana

СЛАЙД

Они могут быть тестовыми или в виде ответов на вопросы.

СЛАЙД

После выполнения задания даю возможность провести ретроспективную самооценку с помощью, например, такой таблицы.

Я предлагаю вам попробовать использовать этот приём при выполнении теста

на знание произведений Андерсена.

Найдите в своих листах продвижения соответствующую строку и сделайте прогностическую самооценку. Сколько правильных ответов будет у вас в тесте из 12 заданий.

Выполнение теста, самопроверка

 (СЛАЙД)

Выполнение в листах продвижения ретроспективной оценки.

При необходимости можно предложить перевод оценки в отметку по количеству правильных ответов.

Таким образом, применение инструмента самооценки (прогностической и ретроспективной) позволяет решить несколько задач:

-помочь определить границу знания/незнания;

- осознать проблему;

- увидеть пути её преодоления.

Этот инструмент даёт хороший эффект при использовании его в работах по читательской грамотности (текст с заданиями к нему). Обычно ученики считают эти задания очень лёгкими, но статистика показывает, что их качество  одно из самых низких. Поэтому, чтобы мотивировать ребят на более внимательное и вдумчивое чтение текста и  на тщательное выполнение заданий к нему, рекомендую использовать прогностическую самооценку.  При анализе работ хорошо видно, что, во-первых, самооценка обучающихся становится более адекватной, во-вторых, значительно улучшается качество работ.

  1. Вторая проблема, с которой сталкиваемся мы при формировании читательской грамотности- поверхностное чтение.

Здесь я применяю несколько приёмов и  использую  их не только на уроках чтения, но и на других. Ведь читательская грамотность является универсальным учебным действием.

- Приём «Читаем с карандашом».

Например, найдите в тексте все слова приветствия. Или найдите все слова, описывающие характер героя.

СЛАЙД

Математика. Найдите в тексте задачи покупки каждой девочки.

Занимательный русский язык. Соедини пары загадокс одинаковыми отгадками.

        

         Здесь поверхностное чтение инструкции к  заданию создаёт проблему при его выполнении. В таких случаях я также рекомендую использовать прогностическую самооценку. Как правило,  быстренько  посмотрев на задание, на рисунки к нему  и даже не почитав его, обучающиеся делают очень оптимистические прогнозы,  а потом  соединяют загадки с РИСУНКАМИ отгадок. После анализа задания понимают, что проблема создана невнимательным прочтением инструкции к нему.

Проблема №3..Формирование навыка осознанного чтения.

Приём Задание-ловушка  (приём намеренной ошибки) Имеет широкое применения на любом уроке  при проверке правил, теоретических знаний.

Должностные обязанности учителя

Найдите ошибку в должностных обязанностях учителя. Самопроверка

СЛАЙД

После совместной работы над этими заданиями, ученикам может быть предложено несколько вариантов самооценки выполнения: «Светофор», «Волшебная линеечка», «Лесенка» и т. д

СЛАЙД

Сделайте в листах продвижения самооценку этого задания по волшебной линеечке.

-Приём «Вопросы». Цель: активизация внимания при знакомстве с текстом. Использую на более крупных текстах на уроках окружающего мира, математике(в некоторых учебниках встречаютсятексты из истории математики), литературного чтения.

СЛАЙД

        С вопросами обучающиеся знакомятся до чтения текста для мотивации более внимательного чтения. Постепенно при применении этого приёма количество вопросов увеличивается, сами они усложняются. На моём сайте опубликованы примеры вопросов по текстам учебников программы «Система  Л.В. Занкова» 2 класс(математика, окружающий мир).

СЛАЙД

СЛАЙд

Данный приём, решая задачи урока,  помогает и в  формировании читательской грамотности.

- Приём «Восстановление текста».Использую две его разновидности.

  1. Даётся небольшой отрывок или текст целиком, в котором пропущены слова. Восстанавливать текст можно, как с опорой на исходный вариант, так и по памяти (более сложное задание). Так же этот вид работы помогает проверить знание текста учениками.

Лев и собачка.

В Лондоне показывали ___________зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на ______  диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице ________и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а _____взяли и бросили в клетку ко____на съеденье.

Собачка поджала ____и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и ________её.

Собачка легла на _______, подняла_________ стала махать________.

Лев тронул её ________и перевернул. Собачка вскочила и ______перед львом на задние лапки.Лев смотрел на собачку, поворачивал ________ со стороны на сторону и не трогал её.Когда хозяин бросил льву_____, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою ______ ему на лапу.С тех пор собачка жила в одной ______  со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

                    СЛАЙД

  1. Даётся незнакомый текст, предлагается восстановить его, выбирая  подходящие слова из скобок.

        К рассвету шторм( прекратился/перестал)  Море (утихло/успокоилось).  (Бледное/яркое) небо напоминало своим цветом чуть подкрашенную синей краской воду. У берега плавали (круглые/плоские)  водоросли, похожие на зелёные (шары, ветки). Старый корабль (стоял, качался) на волнах, натягивая якорные цепи.

Найдите задание и выполните их. Самопроверка.

СЛАЙД

        Оценивать выполнение подобных заданий удобно с помощью совместно разработанных с учениками критериев. Если в первом случае учитывается только количество правильно вставленных слов, то во втором -  способ и правильность обоснования.

        Теперь, уважаемые коллеги, прошу вас обратиться к оценочному листу  и

сделать самооценку выполненного задания с использованием приёма «Лесенка».

Также прошу вас отметить настроение в конце нашего занятия и заполнить строку рефлексия для получения обратной связи с вами по итогам сегодняшнего мастер-класса.

         Подводя итог своего выступления, я хочу сказать, что современному учителю доступно большое количество технологий, форм,  методов и приёмов работы. Комбинируя их в соответствии со своими целями, возможностями, способностями, можно достичь высоких результатов. Пробуйте, варьируйте, экспериментируйте, заражайте  творческим энтузиазмом своих учеников, и всё у вас получится. Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Статья содержит опыт применения приёмов критериального оценивания при формировании читатательской грамотности на уроках в начальной школе....

Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"

Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"...

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....