Конспект занятия с детьми ЗПР 4 класса Тема: «Правила нашей безопасности»
план-конспект занятия (4 класс)

Ходор Наталья Борисовна

            Познакомить учащихся с понятиями «безопасность» и «опасная ситуация». Развивать самостоятельность и ответственность за своё поведение, учить избегать и предотвращать опасные ситуации. Расширить знания детей о предметах и ситуациях, которые могут быть опасны для человека. Коррекция мыслительной деятельности на основе выполняемых заданий. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для детей 4 класса28.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»

Город Троицк Челябинской области

Конспект занятия с детьми ЗПР 4 класса

Тема: «Правила нашей безопасности»

Учитель дефектолог Ходор Н.Б.

Конспект занятия с детьми ЗПР 4 класса

Тема: «Правила нашей безопасности»

            Познакомить учащихся с понятиями «безопасность» и «опасная ситуация». Развивать самостоятельность и ответственность за своё поведение, учить избегать и предотвращать опасные ситуации. Расширить знания детей о предметах и ситуациях, которые могут быть опасны для человека. Коррекция мыслительной деятельности на основе выполняемых заданий. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

Формируемые УУД

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.

Знать: основные правила поведения в природе, на транспорте, правила личной безопасности.

Уметь: анализировать поступки, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы безопасного поведения)

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: пословицы; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); листочки с кроссвордом, карточки с описанием ситуаций в конвертах; презентация, макет светофора для проведения физкультминутки.

Ход занятия:

Ребята, послушайте четверостишие и  подумайте, о чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии:

На Земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.

Но немало явлений опасных

Угрожают нам с вами порой.

(об опасностях, с которыми встречается человек каждый день)

Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей. Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)

Давайте послушаем несколько четверостиший.

(Дети читают заранее подготовленные стихотворения.)

1. Шел по берегу петух,

Поскользнулся - в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Учитель. Почему петух оказался в такой ситуации?

Ученики. Петух не смотрел под ноги.

2. Егорушка-Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит, голосит:

- Снимите с забора

Бедного Егора.

Учитель. Почему Егор оказался в такой ситуации?

Ученики. Егор не подумал о том, как будет слезать с забора.

3. Мы в поход вчера ходили,

Там из лужи напились.

В животе у нашей Лили

Три лягушки завелись.

Учитель. Почему Лиля оказалась в такой ситуации?

Ученик и. Лиля не знает, что из лужи пить нельзя.

4. Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат,

Сам ты в этом виноват.

Учитель. Почему Петя оказалась в такой ситуации?

Ученики. Петя дерется.

Учитель. А можно ли было избежать этих ситуаций? Как? (Дети отвечают.)

Вот и получается: если сначала подумать, а потом действовать, многих неприятностей можно избежать.

Ребята, у каждого на столе лежит листочек с кроссвордом, разгадав который мы назовём места, в которых нас подстерегают опасности, и определим главное слово нашего занятия.

1.Спортивное сооружение (стадион)

2. Зелёная зона отдыха в городе (парк)

3. Место покупки товаров (магазин)

4. Он бывает наземным, воздушным, морским (транспорт)

5. Помещение, предназначенное для приготовления пищи (кухня)

6.Место прибытия и отправления поездов (вокзал)

7. Помещение для занятия спортом (спортзал)

8. Подземная железная дорога (метро)

9. Помещение для просмотра кинофильмов (кинотеатр)

- какое слово у нас получилось по вертикали? (опасности)

- все эти места вам хорошо известны, однако в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

- Что же относиться к таким факторам, что может стать причиной опасных ситуаций? 

1.Предметы быта.

 2.Транспорт.

3.Животные.

4.Заводы и фабрики.

5.Острые предметы

6.Бытовая химия и взрывоопасные предметы.

Сегодня я вас хочу познакомить с формулой безопасности. Вы должны запомнить ее и выполнять:

1. Остановись!

2. Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)

3. Выбери.

4. Похвали себя.

Давайте разберем одну ситуацию, пользуясь данной формулой.

(Разыгрывается ситуация: друзья вам предложили без взрослых пойти на речку. Происходит обсуждение по формуле.)

 (Детям предлагается обсудить следующие ситуации (по рядам):

1. К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.

2. Друзья зовут поиграть на пустыре, а мама строго запрещала тебе это делать.

3.Ты очень спешишь. А тебе нужно перейти дорогу. Но поблизости нет пешеходного перехода.)

Учитель. Формула безопасности работает, если правильно ею пользоваться. Кроме формулы, есть еще один верный способ - слушаться взрослых. Послушайте рассказ школьника «К чему приводит непослушание». (Подготовленный ученик читает рассказ.)

К чему приводит непослушание

Однажды я, брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по лестнице, катались на качелях, карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.

Когда мы уже собирались домой, Вите вдруг захотелось влезть на большой кораблик и бросать с него камни. Мама говорила ему: «Слезь!» Но он не слушался. Так продолжалось некоторое время, и мама стояла около кораблика, следила за Витей, чтобы он не упал. В какой-то момент ее окликнула женщина, гулявшая со своим малышом. Мама повернулась, чтобы ответить, а Витя в это время бросил камень в очередной раз. Вдруг он потерял равновесие, зацепился за что-то ногами и полетел на землю вниз головой. Витя сильно плакал. Мама взяла его на руки, мы сразу пошли домой и вызвали скорую помощь. Когда она приехала, Витя уже успокоился и не плакал, только жаловался, что болит спина. Витю с мамой отвезли в больницу, и там выяснилось, что у него перелом трех позвонков.

В больнице мама и Витя пробыли почти два месяца. Витя не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, начать двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ходить он разучился, и поэтому ему снова пришлось учиться ходить.

С того дня прошло уже семь месяцев, но Витя до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!

Учитель. Вот такой грустный рассказ о случае, который произошел на самом деле. Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по формуле безопасности.

- Объясните смысл пословиц: «Опасение - половина спасения», «Берегись бед, пока их нет». (Дети отвечают.)

Станция «Пожарная безопасность»

-По какой причине может возникнуть пожар?

-Какие правила безопасного поведения при пожаре вы знаете?

-Я буду говорить вам слова, а вы, если этот предмет горит - топаете, а если не горит -  хлопаете. Будьте внимательными.

Бумага                    Гвоздь

Шторы                    Снег

Одежда                   Вода

Деревья                   Камень

Сухая трава            Стекло

Книги                      Металл

Станция «Дорога без опасности»

-Ещё одна угроза в жизни человека - это движение по дорогам.

- Назовите правила, которые могут спасти жизнь вам и окружающим вас людям, при движении на дороге в качестве пешехода.

 Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)

Где ездят машины? (По дороге)

Где разрешается переходить улицу? (По светофору, по пешеходному переходу)

Назовите правила поведения в транспорте. (Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

Что регулирует движение на улице? (Светофор)

Ребята, что нужно делать, чтобы на дороге не возникало опасных ситуаций? (соблюдать правила дорожного движения)

- А кто должен соблюдать эти правила? (и водители и пешеходы)

Какие основные правила поведения на дороге надо соблюдать, чтобы не попасть в опасную ситуацию? Ответить на этот вопрос вам помогут картинки.

1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Не ходить по дороге.

2. На загородной дороге идти по обочине, навстречу движущемуся транспорту.

3. Не переходить улицу перед близко идущим транспортом.

4. Не играть на улице. Не кататься по дороге или рядом с дорогой на санках, коньках, самокатах.

5. На велосипеде, по улице города разрешается ездить ребятам с 14 лет.

Молодцы! Я думаю, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и никогда не попадёте в опасную ситуацию.

Станция «Безопасность в школе»

- Послушайте и отгадайте загадку:

Это полный дом детей,

Здесь всегда полно друзей,

Все стараются на пять

На уроках отвечать. (Школа.)

- Школа – это наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять.

- Вспомните, как надо правильно проводить перемены без вреда для здоровья, какие правила надо выполнять. Для чего же нужна перемена?

·         На перемене нужно отдохнуть.

·         Приготовиться к следующему уроку.

·         Покушать.

·         Сходить в туалет.

·         Пообщаться с друзьями.

·         Играть в спокойные игры.

- На переменах нужно обязательно соблюдать правила безопасности: не бегать,  не кричать, не толкаться, не драться, играть честно, соблюдая  правила игры

Вывод:

 На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышц

Сходи в туалет.

Не шуми. Помни, с тобой рядом отдыхают твои друзья.

В игре соблюдай все правила.

Умей уступить, не ссорься.

Если кого-то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

Узнавай новые игры и учи одноклассников.

Подготовься к следующему уроку.

Сейчас мы вспомним дорожные знаки с помощью песенки, которая так и называется «Дорожные знаки». (Музыкально-динамическая пауза).

            Продолжим, Станция «Личная безопасность»

Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.

Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.

Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.

Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых и в разрушенных зданиях.

Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).

Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.

Подведение итогов

Учитель. Закончим урок чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают.)

Азбука безопасности

А - автомобиль - это опасно.

Б - будь начеку.

В - всегда помни свой адрес и номер телефона.

Г - громко кричи, если нужна помощь.

Д - делись всеми страхами и подозрениями с родителями.

Ж - жалуйся родителям, если кто-то делает тебе больно.

3 - звони домой, если собираешься задержаться.

И - играй только в безопасных местах.

К - красть нехорошо!

Л - лазают по деревьям и заборам только дураки.

М - мама должна знать все!

Н - никуда не иди с незнакомыми людьми.

О - открывай дверь только хорошо знакомым людям.

П - пустыри и стройки - не место для игры.

Р - расспрашивай обо всем, что кажется тебе странным.

С - соблюдай законы.

Т - темнота - друг преступников, а не молодежи.

У - укус животного опасен.

Ф - формула безопасности - твой надежный друг.

X - хлопушки, петарды опасны.

Ц - цепочка на двери - твой друг.

Ч - часто водоемы коварны.

Ш - шоссе: будь внимателен.

Э - электроприборы не оставляй без присмотра.

Ю - юный друг, помни правила!

Я - я верю в тебя.

 

Но если всё же с вами случилась беда, вы попали в опасную ситуацию, то прежде всего, что нужно сделать? (позвонить по нужному телефону)

Если дома появился сильный дым, набери по телефону - 101.

Если вдруг в квартиру ломится чужой,

Угрожает и стучится в дверь ногой,

Ты в милицию быстрей номер набирай - 102.

Если вдруг ты дома сильно заболел.

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Номер «скорой помощи» - 103.

Мы с вами выяснили, что при несчастном случае прежде всего нужно позвонить по нужному номеру. Как это правильно сделать?

Набрать номер службы (с мобильного бесплатно)

Коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы.

Сообщить точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд)

Назвать свою фамилию и телефон, с которого передаётся вызов.

Записать фамилию дежурного, который принял ваш вызов.

А как вы думаете, без чего человек не сможет достичь всего, о чём вы сказали.

- Без здоровья. И поэтому берегите себя и всегда и везде выполняйте правила безопасного поведения.

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз – здоровье!

Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

Я желаю всем вам здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие ОБЖ в 4 классе. Тема:"Правила безопасного поведения на дорогах."

Внеурочное занятие ОБЖ в 4 классе «Перспектива»  Тема: Правила безопасного поведения на дорогах.Цели:·        Закрепить знания и навыки движения учащихся п...

Конспект урока по истории (4 класс). Тема: Права ребенка. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления  о «Конвенции о правах ребенка», ее главной идее; ознакомление учащихся с правами гражданина в обществе; формирование убежд...

Технологическая карта внеурочного занятия во 2-3 классе. Тема: «Правила дорожного движения достойны уважения».

Направление внеурочной деятельности: общекультурноеЦель: создание условий для усвоения правил дорожного движенияЗадачи:1. Обучающие:Учить основным правилам дорожного движения; учить правильному п...

Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»

Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»...

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Природа и наша безопасность"

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Природа и наша безопасность"...

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Правила нашей безопасности" 3 класс

в данном материале представленна проверочная работа по окружающему миру по разделу "Правила нашей безопасности" 3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект занятия в 4 «б» классе «Что умеют наши пальчики?»

Конспект занятия в 4 «б» классе«Что умеют наши пальчики?»...