Рабочая програма "Дошкольник в мире экономики"
рабочая программа

Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-doshkolnik-v-mire-ekonomiki.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по экономическому образованию

«Дошкольник в мире экономики» Для воспитанников 6-7 лет

МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» воспитатель: Подопросветова Ю.П.

Пояснительная записка

Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста  и        показывает        умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

В ходе проектной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово- экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономичность.

Предпосылкой для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально - коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально - экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и

«стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

  • признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • рационально оценивать способы и средства желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа состоит из трех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)»,

«Реклама».

Этапы реализации:

  1. этап – Организационный

  • Изучение        справочной,        методической,        энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Дошкольник в мире экономики».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  1. этап – Практический

Реализация проектных мероприятий (тематическое планирование)

  1. этап - Заключительный

Итоговое        мероприятие        «Квест        –        игра        «Форд        Боярд»,        защита проекта

«Дошкольная профориентация», детский экономический форум.

Реализация        проектных        мероприятий        в        детском        саду        организуется        по

интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

  • беседа, обсуждение, дискуссия;
  • просмотр презентации, мультфильма;
  • чтение художественной литературы;
  • игровые ситуации;
  • решение проблемных ситуаций;
  • рассматривание картин;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • продуктивная деятельность;
  • экскурсия;
  • благотворительные акции;
  • экономический форум;

-участие        в        дистанционных        научно        -        практических        конференциях;

Предполагаемый результат:

В результате проектной деятельности дети:

  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет - магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  • понимают суть процесса обмена валюты (например в путешествии);
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, бизнесмен, фермер, программист, модельер и т.д.);
  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  • бережно,        рационально,        экономно        используют        расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

Календарно- тематическое планирование

Ме сяц

Бло ки

Тема

Задачи

Предметно- развивающая среда

Октябрь

«Путешествие в страну Финансов» (вводное занятие).

-познакомить детей с наиболее доступными экономическими понятиями (банк, зарплата, пенсия, накопления и др.).

-раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека (потребность в пище, в воздухе, воде, жилище, одежде).

-воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам ресурсов.

Карточки «Правила бережливости», с изображением

потребностей человека, копилка, презентация «Страна Финансов».

«Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности»

-познакомить с понятием экономика, с потребностями первобытных людей.

Видеофильм «Жизнь первобытных людей», раскраски.

Виртуальная экскурсия в

краеведческий музей

«Жизнь и быт первобытных людей, потребности

современного человека»

-закрепить понятие потребностей первобытного человека.

-познакомить с материальными потребностями современного человека

их использованием и

реализации.

Просмотр иллюстраций жизни и быта современного человека; сюжетно ролевая игра «Семья».

«Благотворительност ь: разная и удивительная»

-познакомить детей с

благотворительной деятельностью, как с одной из сторон экономической жизни общества.

Подборка статей из газет и журналов о благотворительной деятельности.

Благотворительная акция «Подари игрушку»

-сформировать понятие:

благотворительность-это труд приносит результат, который мы можем использовать по своему усмотрению.

Посещение младшей группы детского сада с целью проведения акции.

Ноябрь

«Путешествие в страну профессий»

-познакомить с понятиями: профессия, мастер, ремесло;

-подвести к пониманию многообразий профессий на свете, того, что каждой

профессии надо учиться, труд является источником его существования.

Презентация «Всех профессий на свете не счесть», ребус

«Экономика», просмотр

мультфильма «Будни аэропорта», картинки- коллажи с

изображением людей разных профессий, картинки на тему труд взрослого человека.

Викторина «Кто больше профессий знает»

-сформировать представление, о том, что вещи создают для блага человека, продукты труда это богатство людей, богатство страны, поэтому они

должны быть качественными.

Создание альбома

«Мир профессий», словарь в картинках

«Мир человека. Современные профессии» (сост.

Л.П. Нефедова)

«Труд моих родителей»

-сформировать представлении о содержании профессиональной деятельности своих родителей,

-стимулировать интерес к труду родителей и желании больше знать о нем.

Фотоколлаж «Мама, папа на работе», чтение С. Михалкова

«А, что у вас?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», н/и

«Предприниматель»

У нас в гостях

«бизнесмен»

-познакомить детей с понятием бизнесмен, раскрыть особенности развития бизнеса.

Настольная игра

«Бизнес леди», Предприниматель»

Декабрь

Труд и товар.

«Сами вещи не растут. Сделать

вещи – нужен труд»

-сформировать понятие, что каждый труд имеет окончательный результат – товар.

Просмотр мультфильма

«Вершки – корешки»; чтение пословиц о труде.

Образовательное событие «Открываем супермаркет»

-систематизировать знания детей о разнообразии товаров.

-познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью

ресурсов.

Игра «Хочу и надо»,

«Помощники или угадай, какая это профессия», «Выбери товар»

Просмотр мультфильма (отрывок)

«Буратино».

«Понятие о деньгах.

Путешествие в страну Рублика»

-познакомить с понятием деньги, монеты, купюры.

Рассматривание альбома

«Нумизмата»,

презентация

- рассказать о происхождении денег, слова рубль, познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны

«Путешествие в прошлое денег»,

Виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия

«Монетный двор»

-познакомить детей с производством денег.

Просмотр видеоролика

«Путешествие на монетный двор».

Январь

«Денежные знаки разных стран»

Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названием денег других стран.

Презентация «Монеты и купюры разных стран», карта мира, флажки с названиями

валют

Исследовательская деятельность «Как посчитать и проверить деньги?»

-учить считать и различать по номиналу деньги

Рассматривание купюр и монет

разного номинала

Электронные деньги

«Как научить деньги

«бегать»?»

-сформировать понятие

«электронные» деньги, электронный кошелек, познакомить с терминалами выдачи денег.

Экскурсия к банкомату. Чтение стихотворения Л. Шмаковой

«Электронные деньги»

Познавательная беседа «Работа банков»

-познакомить детей с деятельностью банков, его основными функциями.

-разъяснить почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое

проценты. - расширить словарный

Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены»,

ребусы: банк, банкир, настольная игра

«Деньги»

запас детей понятиями: «банк»,

«кредит», «вклад», «проценты».

Февраль

«Экскурсия в отделение Сбербанка г. Тамбова»

-познакомить детей с работой банка.

- сформировать понятие где хранятся деньги и ценные бумаги.

Настольно-печатные

«Банкир»,

«Монополия»

Решение экономических задач

«Как «выращивать» деньги?»

-закрепить понятие банк, вклад, процент.

-учить рассчитывать прибыль по вкладу.

Совместная деятельность родителей и детей

«Расчет банковского вклада»

«Как спасти деньги от «ловушек»?

-учить тратить деньги с пользой и по необходимости, избегая траты денег не по назначению

Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»,

«Мы играем в магазин»; настольно- печатная игра «Бизнес леди»

«Товар и цена»

-подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.

-обсудить с детьми на примерах от чего зависит цена товара.

Пословицы

«Экономическая азбука мудрости», Схема «От чего зависит цена товара»

«Сколько заработал – столько и купил»

-сформировать представление о заработной плате, премии, прибыли.

-учить детей делать покупку с учётом заработанных денег.

«Игровые деньги», кошельки. Ценники, товары для магазина детских товаров.

Сюжетно-ролевая игра- «Магазин».

-закрепить полученные экономические знания в разных видах деятельности.

«От купца, до продавца»

-сформировать понятие как формируется цена на товар.

Настольно-печатная игра «Фермер», «Мой маленький бизнес», просмотр

мультфильма «Как надо продавать».

Март

«Бюджет моей семьи. Расходование семейного бюджета и пути его

сокращения».

-объяснить детям, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой

семьи свой семейный бюджет.

- познакомить детей с расходной частью семейного бюджета.

-одвести к выводу планирования доходов и расходов на определенный период времени.

Сюжетно- ролевая игра «Моя семья», кроссворд семейный бюджет, настольно- печатная игра

«Семейный бюджет»

«Лотерея и аукцион».

-познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.

-дать представление об аукционе, как об одном из видов торговли, когда товар приобретается после

установления наивысшей цены.

Игровые лотерейные билеты, игровые деньги. Сюжетно- ролевая игра

«Аукцион», просмотр видео фильма

«Аукцион».

Апрель

Шуточный аукцион

«Кот в мешке?»

-закрепить понятие аукцион, цена, товар; знания о профессиях.

Молоток, трибуна, таблички с номерами, шуточные подарки.

«Увлекательный мир рекламы.

Запомнившаяся реклама»

  • сформировать понятие «реклама»

  • рассказать о назначении рекламы, о том, где она размещается.

Просмотр рекламных роликов, вырезки из газет, рекламные листовки.

«С нами вокруг света» Рекламно- туристическое

агентство.

-познакомить детей с понятием рекламодатель, рекламный агент,

рекламное агентство.

Создание рекламных афиш (по проекту

«География»)

-рассказать о том, кто и как создает рекламу.

«Реклама-двигатель жизни!»

-предложить детям создать собственную рекламу в форме рисунков, игр, стихов, прозе.

Играем в рекламу

«Если бы у меня было собственное дело»

-развивать детское творчество, находчивость, предприимчивость, изобретательность.

май

«У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?»

- сформировать понятие о профориентации

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

Итоговое мероприятие

«Первый детский экономический форум».

- закрепить понятия изученные в процессе реализации проекта.

Защита проектов

«Моя будущая профессия»

Литература

  • Владимирова Т.В. «Путешествие во времени». «Аркти» - 2009;
  • Табих Е.Н. Дошкольникам        об экономике.        Пособие        для педагогов. Минск: Высшая школа 2007;
  • Любимова        Л.        В.        Открытия        Феечки        Копеечки.        Образовательная

программа        развития        финансовой        грамотности        дошкольников. Национальное образование, 2021;

  • Епашникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики». СПб.-. «Детство- Пресс», 2013. — 176 с
  • Семенова        Е.В.,        Стахович        Л.В.        Образовательная        программа        «Азы

финансовой культуры для дошкольников». Вита-Пресса, 2019.

  • Семенова Е.В., Стахович Л.В. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников. Издательство «ВАКО», 2019.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Я в мире экономики»

Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....

Урок окружающего мира "Экономика и экология"

Урок окружающегомира , 3 класс (УМК "Школа России"). Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных уче...

Программа - факультатив по экономике « Я в мире экономики».

Программа - факультатив   по экономике  «Я в мире экономики »....

Презентация к уроку окружающего мира " Экономика родного края. Ленинградская обл."

Вашему вниманию предлагается презентация к уроку " Окружающий мир. 3 класс" " Экономика роного края."...

Проект по окружающему миру "Экономика родного края"

ПРоект по окружающему миру "Экономика родного края" Мордовия Ардатов 3 класс...