Исследование общей и мелкой моторики у учащегося 1 класса с нарушением зрения.
консультация (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале консультации представлены тестовые задания для изучения состояния общей и мелкой моторики учащегося начальной школы (1кл.) с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_obshchey_i_melkoy_motoriki_-konsultatsiya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Исследование общей и мелкой моторики у учащегося 1 класса с нарушением зрения

   За основу  исследования общей и мелкой моторики у учащегося с нарушением зрения мы берем методику авторов Кабановой Т.В, Домниной О.В. «Тестовая диагностика».   Методика имеет тестовую основу  и предполагает подсчет баллов за каждый выполненный  ребенком шаг. Далее суммируются все набранные баллы  и определяется уровень  моторного развития. В процессе обследования мы можем увидеть слабые стороны моторного развития и, впоследствии,  при планировании коррекционной работы с учащимся  направить на них свое внимание.

1.Исследование общей моторики (14 проб)

1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.

Тифлопедагог: Выполни мою инструкцию:

  1. Подними руки вверх.
  2. Покажи, как летают птицы и машут крыльями.
  3. Покажи, как работают пропеллеры у самолета (вентилятора).

1.2. Исследование движений туловища.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции.

  1. Покачайся как маятник часов.
  2. Нагнись и возьми предмет с пола (колени не сгибать!)

1.3. Исследование движений ног  и состояния равновесия.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции.

  1. Покажи, каким ты был маленьким (приседание).
  2. Покажи, как цапля стоит на одной ноге.
  3. Прыгай на одной ноге до указанного ориентира.
  4. Перешагивай через «лужи» и «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

1.4.Исследовние статической  координации движений.

Тифлопедагог:  Выполни мою инструкцию.

  1. Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так 5 секунд (педагог считает от 1 до 5).

1.5. Исследование динамической координации движений.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции.

  1. Шагай как солдат (маршировка).
  2. Выполни подряд от 3 до 5 приседаний.

1.6. Исследование пространственной ориентации.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции.

  1. Пройди по кругу по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  2. Пройди по кругу и встань в центр.
  3. Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

Баллы

Оценка состояния общей моторики

1балл

Правильно, точно и полно выполняет все движения, в нормальном темпе с первого раза.

0,5 балла

Выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.

0,25 балла

Неполный объем движений, нескоординированность  движений,  двигательное беспокойство, не все задания выполняются.

0 баллов

Не способен выполнить движение.

ИТОГО:

14 проб, 14 баллов

2. Исследование  мелкой моторики (9 проб)

2.1. Исследование кинестетической основы движений.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции.

  1. Покажи «козу» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные пальцы сжаты в кулачке), поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
  2. Покажи «зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак), поочередно каждой рукой , а затем обеими руками вместе.
  3. Покажи «колечки» (поочередно подушечками каждого пальца соприкасаемся с подушечкой большого пальца руки, сначала на одной руке, потом на другой).
  4. Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

2.2. Исследование кинетической основы движений.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции.

  1. Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки.
  2. Пальчики «здороваются» (поочередное касание пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук).
  3. «Игра на пианино».
  4. Измени положение кистей рук (1-кулак, 2-ладонь, и наоборот).
  5. Кулак-ребро-ладонь.

Баллы

Оценка состояния  мелкой  моторики

1балл

Правильно, точно и полно выполняет все движения (в полном объеме), в нормальном темпе с первого раза.

0,5 балла

Заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла

Наличие синкинезий  в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений.

0 баллов

Не способен  выполнить движение, отказывается от выполнения задания.

ИТОГО:

9 проб, 9 баллов

     В процессе выполнения заданий тифлопедагог отмечает,  что учащемуся дается сложнее всего: кинетическая или кинестетическая сторона движений. В любом случае при планировании коррекционной работы необходимо будет учесть как сильные стороны (опора на них на занятии), так и слабые стороны двигательного репертуара ребенка (что необходимо скомпенсировать, развить).

УДАЧИ   ВАМ  И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой материал по развитию общей и мелкой моторики

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В разработке представлены методики исследования уровня восприятия формы первокласниками с нарушениями зрения....

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

"Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у не...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Тяжелые нарушения общей и мелкой моторики, в частности зрительно – двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно - практической деятельности...

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Опубликовано 17.09.2012 - 18:06 - Смирнова Наталья ВикторовнаСовременная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей ...

Презентация по теме самообразования "Развитие общей и мелкой моторики рук у обучающегося с ТМНР через предметно- практическую деятельность"

В презентации представлен материал из опыта работы по теме самообразования "Развитие общей и мелкой моторики у обучающегося с ТМНР через предметно- практическую деятельность"....