Исследование понимания речи у ребенка 1 класса с нарушением зрения.
консультация (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале консультации мы привели примеры специальных тестовых заданий для изучения понимания учащимся речевых инструкций, фраз, текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Исследуем понимание речи у ребенка 1 класса с нарушением зрения.

 В силу особенностей зрительного восприятия дети с нарушением зрения часто имеют недостаточный уровень,  как развития речи, так и понимания инструкций, логико-грамматических конструкций фраз, содержания текстов. Часто это имеет последствия в не усвоении программного материала по чтению,  окружающему миру, математике и русскому языку. Ребенок может усваивать знания механически, слабо  включая аналитическую деятельность, либо усваивать материал отрывочно и бессистемно. Тифлопедагогу необходимо выяснить возможности учащегося, чтобы эффективно направить внимание в коррекционной работе на необходимые  звенья в понимании речевых конструкций. Для  это за основу мы можем взять тестовую методику авторов  Кабановой Т.В, Домниной О.В. и изучить понимание речи.

Исследование понимания речи

1.Исследование понимания многозначных слов.

Тифлопедагог: Посмотри на картинки. Покажи:

1)Ручку (авторучку, дверную, детскую).

2)Кран (автокран, водопроводный).

3) Иголку (швейную, еловую).

2. Исследование понимания логико-грамматических отношений.

Тифлопедагог: Ответь на вопросы.

  1. Мальчик бежит за собакой. Скажи,кто бежит первый?
  2. Вася выше Пети. Скажи, кто меньше ростом?
  3. Мальчик уронил мяч, который взял у девочки. Скажи, чей был мяч?

3. Исследование понимания  многоступенчатой  инструкции.

Тифлопедагог: Выполни мои инструкции:

1)Открой дверь, подай стул, возьми мяч.

2) Мяч дай мне,  машинку возьми себе, а куклу положи в коробку.

3) Правую руку спрячь за спину, левую положи  на пояс, а ноги  поставь крест-накрест.

4. Исследование понимания  связной  речи.

Тифлопедагог: Послушай рассказ Л.Н.Толстого «Катя и Маша». Ответь на вопросы.

Катя пошла в лес за грибами. Она взяла с собой маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла машу через речку.

Вопросы к тексту:

1.Скажи, кто пошел в лес?

2.Кого Катя взяла с собой?

3.Что повстречали дети на своем пути?

4.Кого Катя посадила себе на спину?

    Оценивается каждое выполненное задание и подсчитывается  количество баллов, отмечаются сильные и слабые стороны понимания речи. Подобные задания включаются в коррекционную работу тифлопедагога с учащимся, чтобы восполнить недостающие  знания и умения.

Баллы

Оценка исследования понимания речи

1балл

Правильно, точно и полно выполняет все задания.

0,5 балла

Выполняет после нескольких повторений.

0,25 балла

С трудом понимает обращенную к нему речь.

0 баллов

Не выполняет задания.

ИТОГО:

13 проб, 13 баллов

                           УДАЧИ ВАМ   И ВАШИМ  ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения

Данная программа создана для общеобразовательных школ с инклюзивным образованием, также можно адаптировать для ребенка с другими нарушениями , но не множественными....

Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....

Развитие общения и речи у детей с нарушениями зрения

Развитие общения и речи у детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ классах для детей с патологией зрения...

«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»

Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отстало...

Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.

Рабочая программа направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной   и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русском...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...