Урок русского языка во 2 классе. Тема: Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова
план-конспект урока (2 класс)

БУСАРОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Урок с использованием  технологии развития критического мышления ,а также различных приёмов и методов по формированию УУД младших школьников. Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_kl.docx54.51 КБ
Файл urok_ug-23.pptx962.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет русский язык       Класс    2 -Д              Учитель: Бусарова Л.Н.

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Урок составлен в соответствии с ФГОС с применением приёмов ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо). При разработке урока использованы приемы ТРКМ:  Козина идей, Тонкие и толстые вопросы, кластер, Бортовой журнал, Инсерт.

Цель:

1 Составить алгоритм проверки безударной гласной в   корне  слова. Создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне. Умения распознавать орфограммы в тексте.

2.Научиться подбирать проверочные слова, для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов, изменением формы слова. развитие умения сравнивать, делать выводы, самостоятельно оценивать результат своих действий;

Развитие орфографической зоркости, развитие речи обучающихся.

3. Воспитывать любовь к Родине, аккуратность, внимательность, уверенность  в своих силах.

Тип урока:

Урок повторения и систематизации  знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать, что в ударных и безударных слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова;

уметь правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Метапредметные (УУД)

Личностные:

  • формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету;

сравнивать и анализировать однокоренные слова, определять лексическое значение корня  и общее значение однокоренных слов, подбирать проверочные слова, для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов, изменением формы слова

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • формирование умения выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику Канакиной «Русский язык», электронный диск с мультимедийными уроками (авт. Е. Берюхова), раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Основные понятия

Безударная гласная, корень слова, однокоренное слово,  форма слова

             

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий (для обучающихся)

Виды деятельности обучающихся, формы организации работы.

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I Вызов

Мотивация.

Цель: пробудить интерес к теме урока.

Актуализация знаний.

Цель: проанализировать имеющиеся знания у детей по теме. Побуждение к составлению алгоритма действий

 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать

Прочитайте слова.

Верите ли вы,что…

- на улице снег?

-у нас гости на уроке?

-гласные бывают ударными и

безударными?

-безударные гласные можно проверить?

Л…сной, см…трел, м_шина, ин..й.

- Что заметили в этих словах? (пропущены буквы). Посовещайтесь минуту в группе, какие буквы пропущены? Чья группа готова прокомментировать?

- Как вы думаете, почему эти буквы здесь? Давайте соберём в корзину все ваши идеи, повторяться нельзя. Прием Корзина идей.

- Исходя из проблемы назовите тему урока?

- Какие цели поставим перед собой?

- Прежде чем начать работу, давайте составим план работы на уроке и проверим наш багаж знаний по данной теме. работать

Прием Тонкие и толстые вопросы.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/rus2.jpg

- Почему необходимо проверять эти гласные?

- Итак, багаж знаний, который нам нужен мы пополнили, отправляемся дальше в путь.

Слайд 1

Постараемся  понять,

Чтобы грамотно писать!

Запись , числа и

минутка чистописания.

Словарная работа на тему «Родина».(Страна,народ,Москва,Россия,родина.)

Из упр.149 на стр.97  выписывают пословицу о Родине

И к нам на урок прилетело несколько снежинок…

Но почему именно эти гласные с ними?

Работа в группе.

-А все ли гласные можно проверить?

- Гласные И Е Я А О.

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Слайд 2

Сбор идей:

- безударные гласные,

- орфограммы - опасные места,

-гласные в корне непроверяемые и те что нужно проверять,

- гласные  в слабой позиции и т.д.

Слайд 3

Правописание безударных гласных в корне слова.

Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне?

Заполнение таблицы фиксации знаний.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу знать

Безударная гласная в корне

Как найти безударную в слове.

Все способы проверки безударной гласной в слове

Знать: понятия «ударные» и «безударные» гласные.

Уметь: выделять ударный слог, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные.  

Личностные УУД: мотивирование к учебной деятельности

Регулятивные УУД: прогнозирование, определение цели учебной деятельности. 

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, строить речевые высказывания.

II Осмысление.

Цель: Получение новой информации.

Цель: зафиксировать новое знание.

Корректировка поставленных целей обучения. Цель соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Физминутка

Применение новых знаний.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание

Отгадайте загадки, запишите слово рядом проверочное

1). Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Значит, началась ... (гроза)

2). Зубы остры, хвост - лопатой,

Что за славные ребята?

Строят хаты и плотины,

Валят толстые осины. (бобры)

3) Птица есть в лесу у нас:

Грозный клюв, огромный глаз,

Острый слух и цепкий коготь.

Побоюсь её я трогать. (сова)

- Запишите отгадку. Подберите проверочное слово. Докажите.

Запись в тетрадях:

Гроза – грозы, бобры – бобр, сова – совы.

- Итак, что надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?

Далее дети выполняют упр.148: к картинкам подбирают слова

-Какие словарные слова встретились в физминутке?

(машина,педаль,шофёр…)

Сегодня ещё одно новое слово(с.97)-ОДЕЖДА

Задание «Лови ошибку».

 - Посмотрите, какие ошибки допущены  в тексте и исправьте их!

Зема спишит,хлапочет,

Укутала в снига

Все кочки и пинёчки,

Скамейки и дама.

Анализ и проверка с образцом на доске .

     Запись  в тетрадях

Оценка своих действий.

Класс разбивается на группы 4-5 человек и получает задание: подобрать проверочные слова и  записать, составив при этом свой план действий в «Бортовой журнал».

Составляют алгоритм.

Дается задание прочитать алгоритм в учебнике на с. 96, сравнить его шаги с ранее выполненным (прием «ИНСЕРТ».)

Читают правило и заполняют «Бортовой журнал»

Презентуют свои ответы, сравнивая свои алгоритмы и алгоритм учебника.

- Все ли позиции в вашем журнале совпали?

Проанализируйте и дополните записи.

Алгоритм 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

-Можно ли к этим словам подобрать проверочное слово?

-Куда нужно обратиться?

-Посмотрите на слайд и зрительно запомните!(слайд 4)

Слайд 5 :

Работа в группах на карточках

Вывод. Чтобы грамотно писать, надо знать,  как проверяются безударные гласные.  Чтобы проверить безударные гласные, необходимо подбирать проверочные слова.

Знать: правила правописания безударных гласных, алгоритм действий при проверки безударных гласных.

Уметь: видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать, уметь распознавать орфограммы в тексте.

Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку, сравнивать и анализировать однокоренные слова, определять лексическое значение корня о общее значение однокоренных слов, подбирать проверочные слова,  формировать желание больше узнать, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД: прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно и в группах. Контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному алгоритму.

Познавательные УУД: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной, знаково –символическое моделирование при действии по алгоритму при нахождении проверочных слов, поиск и выделение необходимой информации в учебнике, умение структурировать свои знания при работе над лексическим значением слова.

Коммуникативные УУД: осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками.

  III Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание изученное на уроке, организовать самооценку собственной учебной деятельности.

Возвращаемся к корзине идей.

Анализируем принятые идеи.

Заполняют отсутствующую графу в таблице.

Заполняют гроздья кластера.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Что делать если безударную гласную в корне слова нельзя проверить?

   -Сегодня на уроке, что вы поняли? Чему научились? В чем испытывали трудность?

Домашнее задание.

С.96,у.146

Спасибо всем за работу на уроке!

Заполнение таблицы фиксации знаний.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу знать

Безударная гласная в корне

Как найти безударную в слове.

Алгоритм проверки

Все способы проверки безударной гласной в слове

Слайд 6

C:\Users\пользователь\Desktop\37bdeed8e54f30c41ae4bbd450039577.gif

Слайд 7

Знать: правила правописания безударных гласных, алгоритм проверки.

Уметь: развитие умения  устанавливать порядок действий для написания  буквы безударного гласного в корне слова, совершенствовать навыки написания и проверки безударных гласных в корне слова.

Личностные УУД: развитие умения давать оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников .

Регулятивные УУД: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.

Литература.

1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011г.

Интернет ресурсы:

1. nsportal.ruНачальная школаРусский язык…glasnaya-v-korne-2-klass

2. 150st-usad-school.edusite.ruDswMedia…

3. Сеть Творческих учителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВСЕМ-ВСЕМ ДОБРОЕ УТРО!!!

Слайд 2

Безударные гласные Непроверяемые гласные Проверяемые гласные Опасные места-орфограммы

Слайд 3

Правописание безударных гласных в корне слова Тема урока:

Слайд 7

Словарик мОда фОрма М а шина, п е даль, ш о фёр, о дежда.

Слайд 8

З е ма сп и шит , хл а почет , Укутала в сн и га Все кочки и п и нёчки , Скамейки и д а ма.

Слайд 10

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"

Данный урок- презентация" Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова" представлен в интересной форме, который  даёт возможность каждому учащемуся проверить ...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».

Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова" УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания детей о правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова.Планируемые результаты:      Предметные:-зн...