Педагогический потенциал татарской культуры в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
методическая разработка

Маргарита Степановна Яковлева

В статье автор актуализирует вопросы патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Этнокультурная региональная составляющая дополнительной образовательной программы объединения «Мир вокруг нас для детей с ОВЗ»  призвана реализовать принцип защиты и развития национальных культур и региональных национальных традиций. Автор рассматривает содержание работы по патриотическому воспитанию в связи со знакомством с татарской культурой, а также дает обзор нескольких сборников с музыкой татарских композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovleva_m.s._2025.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал татарской культуры в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Аннотация. В статье автор актуализирует вопросы патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Этнокультурная региональная составляющая дополнительной образовательной программы объединения «Мир вокруг нас для детей с ОВЗ»  призвана реализовать принцип защиты и развития национальных культур и региональных национальных традиций. Автор рассматривает содержание работы по патриотическому воспитанию в связи со знакомством с татарской культурой, а также дает обзор нескольких сборников с музыкой татарских композиторов.

В настоящее время учреждения дополнительного образования детей являются составной частью единой системы образования и предназначены для интеллектуального, духовного, физического, художественно-эстетического и других направлений развития детей школьного и старшего дошкольного возраста, удовлетворения их разнообразных образовательных и социально-культурных потребностей.

В нашем МБУДО "ЦДОД "Заречье" Кировского района г. Казани систематически проводятся занятия с детьми, направленные на формирование патриотических чувств ребенка, его любви к Родине, родному

краю, родному языку и культуре. Этнокультурная региональная составляющая программ дополнительного образования призвана реализовать принцип защиты и развития национальных культур и региональных национальных традиций. Любовь к Родине можно назвать культурологической основой принадлежности к определённой части мира, где любят традиции и обычаи, где знают культуру и искусство своей страны, где берегут природу и исторические памятники, где сохраняют для будущих поколений культурное наследие всего народа, часто загадочное и до конца не понятое его наследниками.

Народное искусство – это мощное средство воспитания человека, национальная гордость народа, его историческая память. Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Только варварам свойственно не иметь истории и разрушать драгоценнейшие памятники» [1,12]. В числе этих памятников народное искусство занимает значительное место. Оно, пожалуй, главный хранитель достижений человеческого общества, его прогрессивного развития на протяжении многих поколений.  Фольклор, народное прикладное творчество, старинные обряды, обычаи, праздники – это наши корни, без этого невозможно патриотическое воспитание. Без любви и интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни, не может состояться любовь к Родине.

         Национальный компонент присутствует также и в программе  объединения «Мир вокруг нас для детей с ОВЗ» (педагог дополнительного образования детей Яковлева М.С.). В рамках темы занятия «Наша страна – Россия» дети знакомятся с культурой различных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Также проводятся различные мероприятия, такие как празднования Дня Республики и Дня города Казани, Дня народного единства, Сабантуй, День родного языка, День сказок Тукая,  и так далее. Знакомство детей, имеющих статус ОВЗ, с культурой татарского народа (язык, литература, музыка, фольклор) происходит в дружественной обстановке занятий с педагогом. С наибольшим удовольствием наши особые дети знакомятся с музыкой татарских композиторов. Действительно, из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на ребенка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

На занятиях объединения слушаются и поются песни о дружбе, о временах года, о самих праздниках, о героях татарских сказок на татарском языке. Для работы в этом направлении необходимо владеть музыкальным материалом этнокультурной региональной составляющей. Мы обратились к нескольким сборникам с произведениями татарских композиторов.

Содержание сборника «Ладушки» - песни, игры, музыкальные пьесы –

издательства «Магариф», 2007г. [2] составляют наиболее яркие, интересные произведения композиторов Татарстана, написанные для детей дошкольного возраста. Жанры: колыбельная, песня, танец, изобразительная музыка (кошка, дудочка, птички, медведь).

Значительную часть сборника «Сайра, сандугач» занимают песни и пьесы, написанные на материале татарских народных песен и танцев, что позволяет педагогу дополнительного образования  рассказать о культуре татар, вызывает интерес к татарской музыке, стимулирует общение внутри семьи на тему татарского фольклора, воспитывает у детей любовь к народному творчеству. Для детей дошкольного возраста среди множества художественно-образных элементов татарской народной музыки (таких как татмак, озын кой, юаткычлар, кунел ачу фольклоры, бишек жырлары) наиболее популярны уен жырлары – игровые песни. Назовем любимые произведения: «Аниса», «Чума урдэк, чума каз», «Апипа», «Кария-Закария».

Для слушания музыки можно использовать следующий сборник: это «Балалар очен фортепиано пьесалары» («Детские фортепианные пьесы») издательства Казанской консерватории 1994г., он вышел в двух частях [3]. В сборник включены детские фортепианные произведения известных татарских композиторов Назиба Наязовича Жиганова, Салиха Замалетдиновича Сайдашева, Мансура Ахметовича Музафарова, Александра Сергеевича Ключарева, Рустема Мухаметхазеевича Яхина, Джаудата Хазеевича Файзи, Исмая Гайнутдиновича Шамсутдинова, Загида Валеевича Хабибуллина и других. Пьесы могут использоваться в процессе реализации задач этнокультурного образования детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Таким образом, в рамках дополнительного образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста педагоги:

1) помогают детям с ОВЗ познать самих себя, а значит, помогают им узнать об их талантах, способностях, возможностях, помогают выявлять их интересы, склонности, направления творческого развития;

2) развивают их коммуникативные навыки: умение общаться, убедительно аргументировать, самостоятельно работать.

Считаем данное направление работы педагогов нашего объединения необходимым и особенно актуальным на территории Республики Татарстан.

Литература.

1.Возлинский Г.М. Патриотизм есть чувство любви к Родине. // Национальная безопасность и геополитика России. - 2000. -No 3. - С. 8-13.

2.«Ладушки - песни, игры, музыкальные пьесы».- Казань, изд-во Магариф», 2007. – 76с.

3.«Балалар очен фортепиано пьесалары» («Детские фортепианные пьесы») издательства Казанской консерватории 1994г., в двух частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования как необходимое условие эффективного формирования его профессиональной компетентности

Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования аналитической компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагог...

Анализ деятельности педагога дополнительного образования

Ежегодный анализ-отчет педагога дополнительного образования объединения "Зарница"....

««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте требований ФГОС

Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, ...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

Статья о деятельности педагога дополнительного образования...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

В свете обновления образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка.Разберём тему "деятель...

Статья на тему "Самореализация в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования"

Статья посвящена проблеме недостаточного методического обеспечения, которое не позволяет практикующему педагогу дошкольного образования успешно выстроить процесс национально-культурной самореализации ...