Главные вкладки

    Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
    статья

    Статья о деятельности педагога дополнительного образования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вечерняя Ю.В., педагог дополнительного образования

    ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга

    Тема: «Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС»

    Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения, за которое отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.

    Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников.

    Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей учеников, поддержка их развития, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Ответственность за массовые, культурные организации также нередко полагается на педагога дополнительного образования.

    Кроме всего прочего преподаватель несет ответственность за соблюдение техники безопасности, участвует в методических конференциях. Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону детской личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.

    Соответственно и образ педагога дополнительного образования в сознании учащихся обладает широким спектром признаков.

    Центры дополнительного образования - явление в педагогической практике не новое. Значительное распространение оно получило в так называемых микрорайонных школах, которые с развитием вариативной системы образования столкнулись с оттоком ученического контингента. Создания самостоятельных центров со своей кадровой инфраструктурой разрешило расширить выбор образовательных, рекреационных программ, внедрить программы, привлекательные для разных категорий учеников, в том числе для учеников с проблемами. Возможности центров дополнительного образования в достижении новых результатов состоят в их ориентации на решение проблем всей школы, учеников, вне зависимости от возраста, меры успеваемости в учебной деятельности. Кроме того, центры дополнительного образования детей, которые работают непосредственно на базе школ, в сущности, являются центрами быстрого реагирования на запросы учеников, имеющиеся у них проблемы.

    Педагог дополнительного образования чаще воспринимается как более компетентный, увлеченный своей работой. Подразумевается, что он может творчески подходить к образованию и старается выявить способности ребенка, поддержать его, компенсировать недостаточность внимания со стороны педагогов-предметников и родителей. Его психологический образ дополняют черты помощника, родителя и друга. Хотя, случаются и негативные образы педагога, как человека пассивного и нетрудолюбивого, что может объясняться негативным личным опытом учеников.

    Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания.

    Подростки в первую очередь обращают внимание на культуру, эрудицию педагога, уровень его практических умений. Также в образе учеников сразу возникают такие компоненты как принципиальность, требовательность воспитателя, отношение преподавателя к своей работе. Немаловажными являются и моральные качества в образе педагога: его чуткость, внимание, такт.

    На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека.

    Содержание всех характеристик в совокупности формирует систему отношений к образу педагога дополнительного воспитания в сознании учеников.

    Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию. Назначение на должность педагога дополнительного образования и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
         Педагог дополнительного образования должен знать:

    1. Конституцию Российской Федерации.
    2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
    3. Конвенцию о правах ребенка.
    4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
    5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
    6. Методику поиска и поддержки талантов.
    7. Содержание, методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
    8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
    9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
    10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

          Педагог дополнительного образования:
    1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
    2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
    3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
    4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
    5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
    6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
    7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
    8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
    9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
    10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
    11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
    12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
    13. Повышает свою профессиональную квалификацию.

           Педагог дополнительного образования вправе:
    1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
    2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
    3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
    4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
    5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

    Список литературы:

    1. Абульханова-Славская К.Л. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
    2. Барабанщиков Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя. - М., 1980.
    3. Кан-Калик В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс - Грозный, 1976.
    4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. - Вопросы психологии. №1, 1984.
    5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера
    6. производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.
    7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя. - Педагогика, №5, 1999.
    8. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи» Харьков «Фолио» Москва «АСТ» 2000 год
    9. Фесюкова Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» Бишкек: Мектен, 1991 год
    10. «Волшебная азбука. Русские сказки от А до Я» издательский дом Галерея фонд 2004г.
    11. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
    12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования как необходимое условие эффективного формирования его профессиональной компетентности

    Сегодня не нужно никого убеждать в важности и необходимости формирования аналитической компетентности у каждого работника образования. Организация образовательного процесса с учетом грамотного педагог...

    Статья "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

    В последнее время много событий происходит  в жизни педагогического сообщества. Это принятие нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», работа по внедрению федерального г...

    Курсы по теме «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС».

    Тема: " Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" "....

    Деятельность педагога дополнительного образования в аспекте требований ФГОС

    Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, ...

    Статьи на темы: Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования. Работа в группе в системе ДО. Современные педагогические технологии на занятии в системе ДО.

    В 1-ой статье подробно расскрывается тема, о целях и задачах педагогов дополнительного образования в современных условиях.Во 2-ой статье описывается различные методы работы в группе на занятиях в сист...

    Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

    В свете обновления образования деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребёнка.Разберём тему "деятель...