КТД как средство формирования коммуникативной культуры у младших школьников
статья

Кузнецова Екатерина Алексеевна

В статье говорится про КТД как средство формирования коммуникативной культуры у младших школьников. Рассматриваются понятия КТД, коммуникация. Статья будет полезна студентам педагогических учебных заведений и учителям начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коллективная творческая деятельность (КТД) как средство формирования коммуникативной культуры у младших школьников»

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Способность к установлению взаимоотношений рассматривается как объективная необходимость в жизнедеятельности человека. В процессе общения происходит не только информационный обмен, люди раскрывают свои личностные стороны; одновременно осуществляется процесс развития тех или иных качеств и их формирование. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает знания, ценности, способы деятельности и общечеловеческий опыт. Современная социальная культура предъявляет новые требования к растущему человеку, и следует отметить, что характерной особенностью современного этапа образования является актуализация формирования коммуникативных компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к современным условиям жизни. Особую значимость данная работа приобретает в начальном звене общеобразовательной школы, когда кардинально меняется образ жизни ребёнка и его основной вид деятельности. Младший школьный возраст − важный период в становлении личности ученика. Это связано с высокой детской восприимчивостью и внушаемостью. Поэтому то, каким ребёнок станет в будущем, зависит в немалой степени и от сформированности у него навыков позитивного взаимодействия с социумом. Рассмотрим сущность феномена «коммуникация». Данный термин в его общепринятом употреблении − это обмен информацией. И если учесть, что коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве, то задача взрослых (педагогов и родителей) − помочь ребенку вступить в сложный мир человеческих взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретая новых друзей и самореализуясь в коллективе. ФГОС НОО отмечается необходимость формирования у учащихся начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию − и это актуализирует проблему формирования у младших школьников коммуникативных компетенций.

Сущность понятия «коммуникативная компетенция» рассматривает в своих работах и Ю.Н. Емельянов. По его мнению, коммуникативная компетенция − это ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, его способность эффективно взаимодействовать с окружающими в условиях социальной среды. Отсюда необходимыми составляющими коммуникативной компетенции выступают знания, опыт и способности межличностного взаимодействия индивида. При этом коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучаемый должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, поддержать разговор и так далее. И это в условиях коммуникации указывает, на наш взгляд, на его коммуникативную грамотность. В развитии коммуникативной компетенции учащихся актуализировано и использование творческих заданий – на это указывают Т.А. Ладыженская, А.В. Хуторской и другие исследователи. Применительно же к системе начального образования, как считает А.М. Бочарникова, целесообразно использовать термин «элементарная коммуникативная компетенция». Элементарная коммуникативная компетенция представляет собой интегративную характеристику, включающую комплекс качеств личности, обеспечивающих человеку способность действовать в заданной ситуации общения, выполнять свою роль участника коммуникации, готовность и возможность использовать имеющийся опыт в решении поставленных коммуникативных задач. Формирование элементарной коммуникативной компетенции, согласно разработанной ею модели, обеспечивается совокупностью организационнопедагогических условий, и прежде всего это педагогическая организация образовательно-воспитательного процесса, направленного на расширение коммуникативного пространства школьников в совместной деятельности. Немалый педагогический потенциал в этом плане имеет коллективная творческая деятельность, которая возникла в рамках педагогики коллективного творческого воспитания в начале 60-х годов прошлого столетия. Автором данной развивающейся практики и её концепции является И. П. Иванов. Основной «базовой организационной единицей здесь является КТД (коллективное творческое дело)». Названная деятельность помогает детям выстраивать позитивную коммуникацию и посредством её организовывать совместную деятельность, способствующую их успешной самореализации и развитию творческих способностей. Аспекты коллективной творческой деятельности исследовались рядом учёных: О. С. Газманом, Г. Н. Прозументовой, В. А. Караковским и другими. Отличительными признаками названной творческой деятельности являются совместное создание (придумывание, организация, проведение и анализ) дела и его социальный характер (для кого это нужно?). Что касается алгоритма организации КТД, то он являет собой логическую «цепочку шагов», в ходе которой дети активно взаимодействуют друг с другом: − определение педагогической или социальной цели дела; − определение контекста дела; − определение содержания дела; − совместное планирование дела; − в совместной подготовке, проведении и анализе КТД. На современном этапе коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. Ее разнообразие и широкие педагогические возможности позволяют детям реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество, а также способствовать формированию их коммуникативных компетенций. Коллективная творческая деятельность даёт возможность педагогам достигать положительных результирующих эффектов в воспитании и развитии младших школьников, основанных на инициативности и коллективном авторстве детей, их позитивной деятельности, активности и положительных эмоциях. Как отмечает В. В. Косова, в данном случае «… и взрослые, дети ставятся в условия, предполагающие активную деятельность: создание КТД через поиск, разведку дел, коллективное планирование, совместную подготовку и проведение. Создаётся ситуация, в которой апробируется новая для участников модель совместной деятельности». Можно резюмировать: в данном процессе у детей формируются умения договариваться между собой, находить общее решение, аргументировать свои предложения, дискутировать, убеждать, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу, приобретается способность брать на себя ответственность и инициативу по организации совместных действий, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь − все это позволяет развивать коммуникативные качества у школьников, повышая уровень их коммуникативной компетентности. Анализ научно-педагогических трудов показал: отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности ребёнка происходит в процессе коллективной деятельности; в условиях сопереживания, осознания личностной причастности к совместным делам содержательно обогащается его взаимодействие с окружающим миром и осуществляется эмоциональное развитие. Можно считать, что работа по формированию коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста в условиях коллективной творческой деятельности позволяет устранять проблемы в общении, а также обогащать их социальный опыт, в целом, – способствовать полноценной социализации. И в заключение следует отметить, что проблема формирования коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста требует дальнейшего рассмотрения и открывает возможность для дальнейших научных исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....