Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
презентация к уроку

Атаманова Анастасия Прокопьевна

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zpr.pptx588.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Учитель-дефектолог ГБОУ ОЦДОК Атаманова Анастасия Прокопьевна

Слайд 2

Обучающиеся с задержкой психического развития характеризуется прежде всего: - замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, - по структуре и количественным показателям отличающимися от детей с умственной отсталостью, с тенденцией к компенсации.

Слайд 3

Клинико-психологическая структура дефекта, свойственная детям с ЗПР В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций . Ведущим фактором является несформированность познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы

Слайд 4

Особенности, характерные для обучающихся с ЗПР Сниженная работоспособность. Повышенная истощаемость. Неустойчивость внимания. Более низкий уровень развития восприятия. Недостаточная продуктивность произвольной памяти. Ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире. Отставание в развитие всех форм мышления. Низкий уровень познавательной активности. Незрелость мотивации учебной деятельности Дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас. Нарушения поведения . Низкий навык самоконтроля. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Моторная неловкость, слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук и др.

Слайд 5

Все обучающиеся с ЗПР нуждаются: В особой пространственной и временной организации образовательной среды и процесса обучения В обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения В специальной работе по формированию способности к саморегуляции В специальной работе по формированию сферы жизненной компетенции

Слайд 6

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне НОО БЛОК 1 Потребность в особой пространственной и временной организации образовательной среды и процесса обучения, обеспечивающей : • профилактику наступления утомления • организацию индивидуального режима урочной и внеурочной деятельности c пециальную пространственную организацию внутришкольной среды и учебных помещений; визуальную доступность средств, облегчающих восприятие и усвоение учебного материала, школьных и дисциплинарных требований;

Слайд 7

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне НОО БЛОК 1 Потребность в индивидуальном подходе к организации учебной работы позволяющем обеспечить: индивидуализацию темпа учебной работы на уроке; дозирование объема выполняемой на уроке учебной работы улучшение восприятия учебной информации средствами визуальной поддержки; Потребность в специальном инструментарии оценивания достижений и выявления трудностей усвоения адаптированной образовательной программы обеспечивающем: системный мониторинг индивидуальных образовательных достижений и уровня психофизического развития в динамике образовательного процесса; оценку соответствия образовательного маршрута и варианта АООП НОО особым образовательным потребностям ребенка.

Слайд 8

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне НОО БЛОК 2 Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения в предметных областях и внеурочной деятельности, в формировании универсальных учебных действий; Использование специальных приемов и методов обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся Развитие и коррекция познавательной деятельностив соответствии с возрастом, мыслительных операций, устной и письменной речи; Комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на уровне начального общего образования, субъектами которого выступают: ребенок, родители (законные представители), педагогические работники, администрация и иные сотрудники образовательной организации

Слайд 9

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне НОО БЛОК 3 Формирование саморегуляции Потребность в специальной работе по формированию способности к произвольной организации учебно-познавательной деятельности и поведения, обеспечивающей : возникающие трудности; целенаправленное развитие самостоятельности при решении учебных и бытовых задач; формирование умения применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни; Потребность в формировании умений саморегуляции младшего школьника с ЗПР, предусматривающем : формирование способности к базовым навыкам самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности (при необходимости сорганизующей и направляющей помощи педагога); умения планировать свою деятельность в привычных учебных ситуациях в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат (при необходимости с опорой на пошаговую инструкцию); обучение ребенка распознаванию и информированию педагога о признаках ухудшения самочувствия.

Слайд 10

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне НОО БЛОК 4. Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций Потребность в специальной работе по формированию сферы жизненной компетенции на уровне НОО, включающей: развитие мотивационной сферы, средств коммуникации в условиях учебной деятельности и при спонтанном взаимодействии, стимулирование познавательной активности, побуждения интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; Потребность в осмыслении и усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающих умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого; Потребность в усвоении коммуникативных эталонов, в организации поведения вне ситуации обучения, способствующей вовлечению ребенка во взаимодействие со сверстниками, расширению спектра коммуникативных и социально-перцептивных навыков. ! Для каждого типологического варианта ЗПР особые образовательные потребности конкретизируются .

Слайд 11

ВСЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЗПР НУЖДАЮТСЯ : Группа А в усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающего умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого. Группа В в осмыслении и усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающих умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого. Группа С в осмыслении, усвоении и закреплении на практике адекватных форм учебного поведения, предполагающих умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого; умение адекватно сигнализировать об изменениях самочувствия . Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования

Слайд 12

ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ЗПР НУЖДАЕТСЯ : Группа А в активизации способности к самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат. Группа В в формировании способности к самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат. Группа С в целенаправленном поэтапном формировании способности к самостоятельной организации собственной деятельности, начиная с операционального уровня , умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее промежуточный и итоговый результат . Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования

Слайд 13

ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ЗПР В НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НУЖДАЕТСЯ : Группа А во внешнем контроле, организующей помощи и стимуляции интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности, в поддержании умственной работоспособности при выполнении субъективно сложных видов деятельности Группа В во внешнем контроле, организующей, стимулирующей и, при необходимости, обучающей помощи , поддержании интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности . Группа С во внешнем контроле, организующей, стимулирующей и обучающей помощи, формировании и поддержании интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования

Слайд 14

Сопровождение процессов обучения и воспитания детей с ЗПР Специальные условия : Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ; Предусматривается использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий ), индивидуализации обучения, дифференцированной помощи; Коррекционная направленность всего образовательного процесса и каждого предмета, позволяющая корригировать дефициты развития и компенсировать нарушения ; Обеспечение системы комплексной помощи, реализуемой посредством междисциплинарного подхода в диагностической и коррекционной работе специалистов.

Слайд 15

Сопровождение процессов обучения и воспитания детей с ЗПР на уровне начального общего образования Обязательной является систематическая специальная психолого-педагогическая помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей и формирования полноценной жизненной компетенции. Основная образовательная программа дополняется программой коррекционной работы : • Коррекция нарушений в психофизическом развитии и социализации: - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; - развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций и процессов; - формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; - коррекция нарушений устной и письменной речи. • Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения • Формирование жизненных компетенций

Слайд 16

Сопровождение процессов обучения и воспитания детей с ЗПР на уровне начального общего образования При организации и подаче учебного материала в условиях классных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и специфика выработки навыков при задержке психического развития : • пошаговое предъявление материала; • дозированная помощь учителя; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению; • активное использование зрительных опор и материала, облегчающего включение школьника в самостоятельную работу, и т.д. Обучающийся с ЗПР нуждается в постепенном переходе от индивидуальной инструкции к фронтальной, обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности, продолжающегося до тех пор, пока он не сможет справляться с учебным заданием самостоятельно .

Слайд 17

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы . Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом , чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики .

Слайд 18

Психолого-педагогические особенности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования ❑ Особенности познавательной сферы ❑ Особенности речевого развития. ❑ Особенности эмоционально-личностной и регуляторной сферы. ❑ Особенности коммуникации и социального взаимодействия. ❑ Особенности учебной деятельности и специфики усвоения учебного материала.

Слайд 19

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования БЛОК 1 Особая организация образовательной среды и процесса обучения Потребность в индивидуальном проектировании пространственной и временной образовательной среды и процесса обучения подростков с ЗПР, обеспечивающем: • планирование временного режима урока с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости подростка с ЗПР в процессе интеллектуальной деятельности; • организацию индивидуального режима урочной и внеурочной деятельности (включающей коррекционно-развивающие занятия специалистов ) с учетом особенностей нейродинамики и работоспособности, сниженной произвольной регуляции у подростка с ЗПР; • специальную пространственную организацию внутришкольной среды, позволяющую создавать специально оборудованные зоны коррекционно-развивающей направленности для реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР; • визуальную доступность средств, облегчающих восприятие и переработку информации учебного и познавательного характера ( смысловые опоры , схемы, алгоритмы и т.д.);

Слайд 20

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования БЛОК 1 Особая организация образовательной среды и процесса обучения Потребность в дифференцированном подходе к организации учебной деятельности с учетом особенностей функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, склонности к аффективной дезорганизации деятельности); Потребность в применении специального подхода к оценке образовательных достижений; в использовании специального инструментария оценивания достижений и выявления трудностей усвоения адаптированной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающем: • системный мониторинг индивидуальных образовательных достижений и уровня психофизического развития подростка с ЗПР в динамике образовательного процесса; • оценку соответствия выбранного образовательного маршрута и варианта АООП ООО особым образовательным потребностям обучающегося.

Слайд 21

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования БЛОК 2 Особая организация образовательной среды и процесса обучения Потребность в использовании специальных приемов и методов обучения с учетом индивидуально - типологических особенностей восприятия, переработки, хранения и воспроизведения учебной информации, владения навыками самостоятельной учебной деятельности обучающихся с ЗПР Потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования ; Потребность во включении коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения в рамках предметных областей и внеурочной деятельности подростков с ЗПР и при формировании у них универсальных учебных действий ; Потребность в развитии и коррекции учебно-познавательной деятельности, приемов мыслительной деятельности в соответствии с возрастом, мыслительных операций, устной и письменной речи подростков с ЗПР ; Потребность в комплексном психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса на уровне основного общего образования, субъектами которого выступают: ребенок, родители (законные представители), педагогические работники, администрация и иные сотрудники образовательной организации, включенные в образовательный процесс.

Слайд 22

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования БЛОК 3 Формирование саморегуляции Потребность в целенаправленной работе деятельности и поведения, по развитию осознанной осознанию возникающих трудностей саморегуляции в учебных и коммуникативных ситуациях; Потребность в специальной помощи по формированию приемов эмоциональной саморегуляции у подростков с ЗПР ; Потребность в специальном обучении запрашивать помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях ; Потребность в специальном сопровождении становления самостоятельной учебной деятельности подростков с ЗПР (умений поставить цель, планировать ее достижение, реализовывать поставленные задачи , контролировать ход деятельности и осуществлять корректировку действий).

Слайд 23

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования БЛОК 4 Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций Потребность в стимулировании к использованию в повседневной жизни полученных знаний, компетенций и навыков, усвоенных в процессе обучения; Потребность в побуждении к установкам на социально активную жизненную позицию и интересу к социальному миру с точки зрения личностного становления и профессионального самоопределения; Потребность в расширении спектра использования коммуникативных эталонов и средств коммуникации в различных жизненных ситуациях, в помощи обучающемуся с ЗПР в осознании и присвоении социально приемлемого и одобряемого поведения, а также необходимости избирательности при установлении социальных контактов (профилактика негативного влияния, противостояние вовлечению в антисоциальную среду).

Слайд 24

Важным является формирование навыков жизненной компетенции 1 . Развитие адекватных представлений о собственных возможностях , о насущно необходимом жизнеобеспечении. 2 . Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. 3. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. 4. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира , ее пространственно-временной организации. 5. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Слайд 25

Итоговая оценка качества освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с задержкой психического развития получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся сверстников , и в те же сроки (5-9 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности . При обоснованной необходимости для обучающихся ЗПР, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более, чем до 6 лет . В этом случае обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, с учётом пролонгации года. Соответствующая корректировка вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей. * * ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025)

Слайд 26

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЦПМПК Московской области г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 6 А Email : cpmpk-mo@mail.ru Тел. +7(945)- 333-73-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ

Цель: Помочь детям комплексно развить свои способности:познавательные,интеллектуальные, творческие....

Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР....

Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР

Добрый день. Я учитель начальных классов. Работаю по программе 7.2. в классе для детей с ОВЗ. На 1 сентября, первого года обучения в классе было 12 детей. Все дети были не читающие, но знали буквы. У ...

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями....

«Особенности и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ»

Особые условия организации обучения и воспитания, а также получение специальной психолого-педагогической помощи...