Беседы на родительских собраниях
статья по физкультуре по теме

Бавыкина Светлана Аркадьевна

Беседы для проведения родительских собраний:

-Закаливание

-Травматизм

-Режим дня школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ZAKALIVANIE.doc44 КБ
Microsoft Office document icon REZhIM___DNYa____ShKOLNIKA.doc46 КБ
Microsoft Office document icon TRAVMATIZM.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание организма, как и занятия физической культурой,— мощный фактор укрепления здоровья. Каждому организму от рождения присуща определенная способность приспосабливаться к неблагоприятным условиям среды. Врожденные за-
щитные реакции ребенка несовершенны, но их можно значительно повысить с помощью закаливания. Если систематически воздействовать умеренными дозами неблагоприятных влияний (холод, жар, влажность воздуха, солнечное излучение), то врожденные защитные реакции суммируются, совершенствуются и организм становится к ним более приспособленным, устойчивым. Закаленный ребенок переносит температурные перепа-
ды погоды без особых последствий. Он реже простуживается и страдает от кашля, насморка, ангины.

Для закаливания холодом наиболее распространены водные процедуры: утреннее прополаскивание горла холодной водой, обливание тела от шеи до пояса, холодные ножные ванны. Благоприятно действует обтирание тела влажным полотенцем либо
специальной мохнатой варежкой. Полезны также ванны, душ и обливание тела водой определенной температуры из садовой лейки, из ковша. Хорошо действует на организм столь любимое детьми купание в реке, пруду, озере.

При применении водных процедур нужно придерживаться следующих правил.

Водные процедуры проводить ежедневно (за исключением дней, когда ребенок болеет).' Пропуски в процедурах крайне нежелательны, потому что снижают достигнутый эффект. Закаливание водой лучше проводить каждый день по 5 мин, чем
через день по 10 мин. Увеличение продолжительности процедур, как и снижение температуры воды, необходимо делать постепенно.

Следует подбирать те водные процедуры, которые дети лучше переносят. Одни дети любят купание в ванне, другие предпочитают душ или обтирание. Особенно внимательно нужно относиться к детям с ослабленным здоровьем или повышенной
нервной возбудимостью. Для них процедура должна быть короче, а вода несколько теплее.

Начинать водные процедуры надо с температуры воды не ниже +30°. Постепенно, через неделю ее снижают на 1°. Дойдя до температуры +18—20—22° (в зависимости от переносимости), прекращают дальнейшее ее снижение. В помещении, где
проводятся процедуры, температура не должна быть ниже + 18—20°.

Нельзя приступать к процедурам, когда тело перегрето. Надо остыть, а если выделяется пот, то осушить тело полотенцем. Если тело охлаждено, то его надо разогреть, сделав несколько энергичных мышечных упражнений либо небольшую пробежку. Состояние воды нужно контролировать по ощущению ребенка. Если он ощущает явный холод, «гусиную кожу», озноб и т. п., процедуру надо немедленно прекратить, а тело расте-
реть жестким полотенцем до наступления приятной теплоты. На следующий день воду берут на 2—4° теплее. Так поступают до тех нор, пока температура воды не будет сбалансирована с теплоотдачей тела.

      Наиболее доступная процедура — обтирание влажным (отжатым) полотенцем из грубой ткани (желательно домотканой) или специальной мохнатой варежкой (можно большой губкой), Обтирают тело от шеи (в том числе руки) до пяток. Продол-
жительность обтирания 1 мин с последующим ежедневным уве- личением в течение 2—3 недель до 2 мин. Сразу же после обтирания осушают тело полотенцем.

Доступно (действует несколько сильнее) обливание из садовой лейки, ковша, кувшина либо из небольшого ведра. Обливают поочередно все части тела, начиная от шеи (не затрагивая головы) в течение 30—40 с, постепенно доводя продолжительность обливания до 1,5—2 мин, с последующим обтиранием сухим полотенцем.

Душ— сильная водная процедура, при которой тело испытывает не только температуру воды, но и ее давление, а также трение струй воды о кожу тела. Температура воды на 1—2° выше, чем при обтирании. В сельской местности душ легко соорудить из вертикально стоящей на козлах бочки, к дну которой пристраивают небольшой шланг, заканчивающийся дырчатым раструбом от садовой лейки. Продолжительность приема душа вначале 1 мин, затем доводится постепенно до 2 мин.
После душа — обтирание до согревания.

Как правило, к душу и обливанию приступают не сразу, а после двух-, трехнедельных обтираний отжатым полотенцем. Совершенно противопоказаны закаливающие водные процедуры с холодной водой сразу же после физических упражнений. Это вредно, ибо повышает нервную возбудимость и может вызвать простуду в силу температурного контраста тела и воды. Между физическими упражнениями и водными процедурами
должно пройти примерно 30 мин.

Если дети любят принимать ванну, а не душ, а ванны нет, то ее можно заменить «сидячей ванной» — вертикальной бочкой, в которой укрепляют сиденье из доски (на уровне сиденья парты). Воду следует наливать не выше грудных сосков. Воду
в бочках держат всегда, закрывая от пыли мешковиной, и каждый раз добавляют немного кипятка до нужной температуры: вначале -f- 30°, постепенно снижают ее, доводя через, месяц до + 22—20°. Продолжительность приема ванны вначале 5 мин,
затем доводится постепенно до 8—10 мин (хорошо пользоваться песочными часами). Более теплые ванны рекомендуются для легковозбудимых детей, они снимают возбуждение и успокаивают нервную систему.

     Купание в речках, прудах, реках и озерах — любимый вид водного закаливания у сельских детей. Купание — едва ли не самая сильная закаливающая процедура, поскольку температура воды в открытых водоемах не поддается регулированию.
Наиболее показана температура воды в водоемах от +20° и выше, при безветренной погоде. Продолжительность купания вначале 3—5 мин, постепенно ее доводят до 8—10 мин при условии, что дети будут не сидеть в воде, а двигаться, плавать и этим согреваться. Дети по-разному реагируют на температуру воды. Одни охлаждаются скорее, другие медленнее, что в   известной   мере   зависит   от   предшествующего   закаливания. Как только ребенок почувствует охлаждение, озноб, он должен немедленно выйти из воды, вытереться полотенцем, быстро одеться и побегать до разогрева. Купаться следует не более одного-двух раз в день. Желательно, чтобы купание про-
водилось всеми детьми одновременно, обязательно в присутствии учителя, который следит за всем ходом купания, не разрешает далеко удаляться от берега и добивается выполнения соответствующих рекомендаций.

После занятий физической культурой нужно принять теплый душ, чтобы удалить с поверхности кожи пот и грязь. В детском лагере полезно искупаться в реке. Не менее
важно принять душ после утренней зарядки, затем насухо растереться сухим полотенцем.

Солнечные ванны. Закаливание солнечными лучами проводится на открытом воздухе в утренние часы — с 9 до 11, когда тепловых (инфракрасных) лучей еще немного, а химические (ультрафиолетовые) достигают полного эффекта. Под влиянием солнечных лучей в клетках кожи образуется темный пигмент— меланин, придающий коже цвет загара. Умело вызванный загар — защитное приспособление организма, своего рода
биологический скафандр. Меланин не пропускает тепловые лучи солнца в глубь организма и тем самым сохраняет его от перегрева. Кроме того, солнечные лучи преобразуют находящийся в сальных выделениях кожи провитамин А в активный вита-
мин А, регулирующий обмен кальция и фосфора, предупреждая рахит и дефицит кальция. Ультрафиолетовые лучи стерилизуют не только воздух, но и действуют губительно на микробы, находящиеся на коже. Все это, вместе взятое, делает солнечные
ванны весьма полезными.

Солнечные ванны принимают в обнаженном виде (в легких плавках или трусах, белой шапочке и в защитных очках), лежа на хлопчатобумажной подстилке либо прямо на чистом песке у реки. Начинают облучение с 2—3 мин на каждое из четырех положений тела: лежа на животе, облучают поверхность спины и задней стороны ног, голову слегка приподнимают и держат на согнутых руках; лежа на боку, попеременно облучают то левый, то правый бок; лежа на спине, облучают живот и переднюю сторону ног. В первый день общая продолжительность солнечной ванны не более 8—10 мин, в дальней-
шем, меняя положение тела, общее время солнечной ванны увеличивают ежедневно на 2 мин. И так до тех пор, пока на каждую сторону тела солнечные лучи будут падать в продолжение 15—20 мин. При такой организации солнечных ванн дети избегнут солнечных ожогов, которые для них не только вредны, но и опасны. Правильно поставленное солнечное закаливание благотворно влияет на организм: повышается общий тонус, укрепляется нервная система, улучшается обмен веществ, функция кроветворения и т. п.

В отличие от закаливания водой, почти не имеющего противопоказаний, при солнечном закаливании имеется ряд противопоказаний, а именно: воспаление почек, декомпенсированные пороки сердца, острые заболевания с повышенной температу-
рой (преимущественно инфекционные), малокровие, сильное истощение и т. п. Поэтому в конце учебного года (как и в начале)   учащиеся должны быть освидетельствованы врачом.

Бывает и так, что в процессе солнечных процедур ребенок начинает испытывать поташнивапие, головные боли, вялость, раздражимость и т. д. Это происходит, как правило, от передозировки облучения (что может быть следствием индивидуаль-
ной переносимости солнечного облучения). В таких случаях в течение 3—4 дней либо сокращают продолжительность солнечных ванн, либо прекращают их вовсе, чтобы затем осторожно, начиная с минимальной дозы (2—3 мин), приступить к ним опять. Ни в коем случае нельзя купаться тотчас после солнечной ванны, физических упражнений, продолжительной (более получаса) прогулки. К купанию можно приступить только пос-
ле 1 ч пребывания в тени. Закаливание солнцем является могучим фактором здоровья, но лишь в том случае, если умело им пользоваться.

Полезны для закаливания воздушные ванны — пребывание в обнаженном виде на воздухе, в тени (в лесу, в тени от деревьев, под специальным широким тентом и т. п.). Это самая доступная и чрезвычайно эффективная процедура. Воздух всегда находится в движении и, обвевая кожу ребенка, воздействует на находящиеся в ней нервные окончания, приучает его переносить колебания температуры воздуха.

Продолжительность воздушных ванн начинается от 20—25 мии и постепенно увеличивается на 2—3 мин каждый день, пока к концу месяца не доводится до 80—90 мин. Начинать воздушные ванны следует при температуре воздуха -1-20°. Когда дети приучатся к этой температуре, воздушные ванны можно принимать дома в любую погоду, при температуре + 14—16° (даже зимой при открытой форточке). Движущиеся
воздушные массы не только закаляют организм, но и механически очищают поверхность кожи от слущивающегося эпителия и продуктов распада высохших потовых выделений.

Закаливание ребенка внешними факторами требует от родителей времени, но оно вполне окупает себя. Закаливание — верный залог здоровья.

Закаленные дети не будут в сырую, ненастную погоду подвергаться респираторным заболеваниям.



Предварительный просмотр:

РЕЖИМ   ДНЯ    ШКОЛЬНИКА

Установление для школьника определенного режима, т. е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня, правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровье и нормальное развитие ребенка. Правильное чередование труда и отдыха имеет большое значение, особенно в детском возрасте. На первом же родительском собрании учитель объясняет родителям, что соблюдение детьми режима дня столь же обязательно дома, как и в школе.

Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче
спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.

Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

Особенно важно приучать детей к тому, чтобы все учебные пособия были подготовлены с вечера. Ни в коем случае не следует делать это утром, так как поспешные сборы нервируют ученика, приучают к неряшливости.

В режиме дня необходимо предусмотреть время для прогулок (общее пребывание на воздухе должно быть не менее 3 ч), для самостоятельных занятий любимым делом (1—IV2 ч) —чтения, рисования, лепки, выпиливания и т. п. Пребывание на воз-
духе будет более полезным в сочетании с подвижными играми, посильным физическим трудом. Большую пользу приносит прогулка вечером перед сном (30—40 мин).

Преподавание физкультуры в малокомплектной школе имеет непосредственное отношение к режиму дня школьника, ко многим вопросам школьной гигиены, в связи с чем рассмотрению этих вопросов в настоящем пособии уделено значительное
внимание.

Из каких элементов должен складываться режим дня школьника?

Утренняя гигиеническая гимнастика. Начинать день следует с утренней гигиенической гимнастики. Она помогает ребенку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Лучше всего, если дети будут делать зарядку под радио. Удачно

составленные комплексы упражнений хорошо сочетаются с эмоциональным бодрым музыкальным сопровождением, полезными гигиеническими советами. Если воспользоваться радио почему-либо невозможно, то школьники могут заниматься самостоятельно, выполняя комплексы упражнений, которые они разучили в школе.

Зарядку следует делать в спортивной форме (трусы, майка и тапочки) при открытой форточке или на воздухе (во дворе) и заканчивать ее водной процедурой.

Приучать детей к утренней гигиенической гимнастике надо с 4 лет. К 6—7 годам это войдет в привычку, и ребенок будет выполнять упражнения самостоятельно.

Физкультминута дома. Физкультминута — форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашних заданий. «Сигналом» к ней служит ослабление внимания у ребенка. Обычно это происходит через 30—35 мин умственной работы.
Физкультминуту лучше проводить в перерыве между выполнением домашних заданий.

Физкультминута способствует лучшему кровообращению, особенно в мышечных тканях, активизирует работу сердца и легких, что в свою очередь помогает насыщению крови кислородом, так необходимым головному мозгу, ускоряет и повышает выделение продуктов обмена из организма.

Если ребенок долго писал, то ему необходимо провести упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разведения пальцев рук, потряхивание кистями. При долгом сидении нарушается кровообращение, происходит застой крови в
нижних конечностях, поэтому необходимо включить упражнения для ног: приседание, махи ногами, подскоки и
др.

Перед выполнением упражнений надо проветрить комнату, ослабить пояс, расстегнуть воротник. Во время физкультминуты ребенок, стоя у стола и в середине комнаты, выполняет 3—4 упражнения, повторяя их по 4—8 раз.

Индивидуальные задания по физкультуре. Утренняя гимнастика, физкультминута дома и тем более домашние задания по физической культуре выполняются далеко не всеми учениками младших классов. Большинство учителей, как показывает
практика, дают ученикам начальных классов индивидуальные задания по физической культуре, но родители Не всегда контролируют выполнение, и ученики, начав заниматься, часто перестают делать заданные на дом упражнения. В то же время они
крайне желательны для всех учащихся, но особенно необходимо для детей с отклонениями в здоровье систематическое проведение дома специальных физических упражнений.

Домашние задания должны быть строго индивидуальны, с дифференцированным подходом к детям. Для здоровых детей в домашние задания следует включать прыжки через скакалку, упражнения с мячами, метание и др. Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.

Питание. Рационально сбалансированное питание, когда затраты организма вполне восполняются энергией, получаемой от пищи, оказывает большое влияние на растущий организм ребенка. Голодный ребенок не только плохо слушает, но и плохо понимает объяснение учителя, без нужды отвлекается, теряет интерес к учению, скорее устает.

Большое значение имеет режим питания, его регулярность. Лучше всего принимать пищу 4 раза в день в одно и то же время, через каждые 3—4 ч. Ни в коем случае не следует отпускать детей утром в школу без завтрака. Это понижает рабочий тонус школьника и сопротивляемость организма к заболеваниям. В школе (на большой перемене) ребенок должен обязательно получать второй небольшой  (горячий)  завтрак.

Основная  еда  в течение дня — обед,    который    составляет 40—45%  общего дневного рациона. Обедать школьнику нужно днем, после прихода из школы. Детям, занимающимся во вторую смену, следует обедать обязательно перед уходом в школу,
а не вечером, по возвращении домой. Ужинать лучше всего в 7—8 ч вечера, не менее чем за  1,5—2 ч до сна. Завтрак должен быть плотный  (30%  дневного рациона), а ужин — легкий. Обильный ужин перегружает желудок и мешает нормальному сну.  На  ужин  следует избегать  большого    количества    легко усвояемых  углеводов   (сладкого),  так  как    они     возбуждают нервную систему и ребенок плохо засыпает. Молоко, простокваша, кефир, творог, небольшое количество хлеба, несладких сухариков (школьных, пионерских)  или хрустящего хлеба — лучшая диета для детей перед сном.

Следует приучать ребенка есть за чистым столом, не спеша, хорошо пережевывая пищу. Есть надо обязательно чистыми руками, и у ребенка с ранних лет должна быть воспитана привычка мыть руки перед едой. Нельзя детям разрешать читать
во время еды, громко разговаривать и смеяться. Если приучить детей ежедневно есть в определенное время, то они не будут жаловаться на отсутствие аппетита.

Сон. Глубокий и полноценный сон — абсолютно необходимая функция человеческого организма. Во время сна нервные клетки восстанавливают все те компоненты, которые они расходуют во время бодрствования. При бодрствовании в клетках преобладает процесс распада клеток и тканей, во время сна, наоборот, — процессы восстановления. Организм во время сна получает наиболее полный отдых (И. И. Павлов называл сон «охранительным торможением»). Достаточная продолжительность сна обеспечивает нормальную деятельность днем не только мозга, но и всего организма в целом, Невыспавшийся ребе-нок невнимателен, плохо слушает учителя, рассеян, раздражи-
телен. Продолжительное недосыпание может привести к нервным заболеваниям (неврозам), малокровию и т. п. Продолжительность нормального сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 9—11 ч.

Ребенок должен иметь отдельную, удобную и чистую, не слишком мягкую постель. Комнату, где спит ребенок, надо чаще проветривать. Спать дети должны при открытой форточке. Зимой лучше укрыть ребенка потеплее, но форточку слегка приоткрыть (в лесных школах и санаториях даже зимой дети спят на воздухе, в спальных мешках). Помимо здорового сна, это закаливает дыхательные пути ребенка. Совершенно необ-
ходимо создать в комнате спокойную, тихую обстановку, зашторить окна, выключить яркий свет, радио и т. п.

После ужина (перед сном) нельзя разрешать детям веселые развлечения, шумные игры, надо ограничить просмотр телевизионных передач, сократив их до 0,5—1 ч (достаточно ограничиться передачей «Спокойной ночи, малыши»). Следует при-
учать детей к элементарным гигиеническим навыкам перед сном: умываться, чистить зубы, мыть ноги и т. п.

Примерный режим дня

Всем физиологическим процессам в организме свойствен определенный ритм, нарушение которого мешает правильной жизнедеятельности организма. В связи с этим надо строго придерживаться научно обоснованного режима дня, отражающего
суточный ритм жизни человека. Вот примерный режим для младших школьников:

Пробуждение           .   .  …………………… .   .        7.00

Утренняя   гимнастика, умывание,  уборка   постели                       7.00—7.30

Завтрак        …………………….        7.30—7.50

Дорога в школу        ……………………..        7.50—8.30

Занятия в школе        …………………….        8.30—13.00

Дорога из школы        …………………….        13.00—13.30

Обед        …………………….        13.30—14.00

Послеобеденный сон, отдых, подвижные игры……………        14.00—10.00

Приготовление уроков, уборка рабочего места…………….        16.00—17.50

Полдник        …………………….        17.50—18.00

Пребывание на воздухе        …………………….        18.00—19.00

Ужин и свободные занятия        ……………………..        19.00—20.00

Приготовление ко сну, вечерний туалет .    .   …………… .        20.00—20.20

Сон        …………………….        20.20—7.00

Соблюдение режима, правильное питание, полноценный сон, занятия гигиенической гимнастикой, хорошо организованное чередование учебных занятий с физкультминутами,    отдыхом прогулками, а также посильный бытовой труд — все это будет содействовать правильному развитию ребенка и успешному обучению его в школе.



Предварительный просмотр:

ТРАВМАТИЗМ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы совместно с родителями учащихся.

ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя; чрезмерная самостоятельность учеников, их нежелание подчиняться справедливым требованиям учителя, которые направлены на сохранение здоровья детей.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение со стороны учащихся к вводной части урока, неправильное выполнение техники физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

Причины методического характера.

  • Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
  • Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
  • Занятие без разминки или недостаточной разминки;
  • Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера.

  • Отсутствие должной квалификации у учителя;
  • Проведение занятия без преподавателя;
  • Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
  • Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
  • Нарушение правил врачебного контроля;
  • Неблагоприятные метеорологические условия.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику. Это требует от учителя большей концентрации внимания на уроках и, соответственно, большей послушности учащихся. Только одновременное выполнение этих требований позволит снизить уровень травматизма.

В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежное охранение  ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам также оказывает влияние воспитание родителей.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством - это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку - в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

ГИПОКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм).

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более150 тысяч травм, полученных в школах на уроках физической культуры и при занятиях спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с девиантным поведением или форсированной спортивной специализацией.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

Для ликвидации последствий гипокинезии в уроки необходимо включать упражнения на растягивание.

ГИПЕРКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры школьный врач должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

Учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно - педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

  • к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
  • убрать все посторонние и выступающие предметы;
  • проверить чистоту пола;
  • наличие освещения и вентиляции в зале;
  • убедиться в исправности инвентаря;
  • проветрить помещение;
  • проверить температурный режим в зале;
  • учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
  • проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
  • перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
  • научить учащихся вести дневник самоконтроля;
  • проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;
  • начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
  • занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;
  • необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
  • в конце занятия провести заминку;
  • учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
  • осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
  • по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
  • не оставлять детей без присмотра во время занятия;
  • чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
  • вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
  • уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
  • при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
  • не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и после занятий;
  • требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
  • в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
  • избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
  • при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;
  • при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
  • при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;
  • после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
  • проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;
  • проверить верхнюю одежду учащихся;
  • напомнить учащимся о соблюдении правил дорожного движения и пользования общественным транспортом;
  • проследить за выходом учащихся с территории школы;
  • закрыть раздевалки и сдать ключи на вахту;
  • о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации школы.

ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой.

Борьба с детским травматизмом - обязательная составная часть работы школьного учителя или тренера - преподавателя по охране и укреплению здоровья школьников. Травматизм еще занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди школьников отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.

Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях.

Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.

Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.

В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.

Преподаватель не допускает к занятиям лиц, не прошедших врачебного обследования в установленном порядке.

Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма.

При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие спортсменов, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.

Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.

Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся.

Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления.

Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.

Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.

Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.

Здоровье - залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.

Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто.

Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо выполнение физических упражнений учениками при отсутствии учителя, тренера-преподавателя.

Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.

Сформулируем следующие правила:

  1. Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
  2. Врачебный контроль.
  3. Правила личной гигиены.
  4. Качественная разминка и разогрев мышц.
  5. Правильное выполнение техники движений.
  6. Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
  7. Баланс между силой и гибкостью.
  8. Соблюдение методических принципов.
  9. Квалификация учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа на родительское собрание

бесеба с родителями на тему "Здоровье школьников"...

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Воспитание у детей добрых чувств"

Советы родителям по воспитанию у детей добрых чувств....

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Ваш ребёнок стал школьником"

Советы родителям в первые школьные дни ребёнка....

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Воспитание у детей бережливости"

Советы родителям по воспитанию у детей бережливости....

Беседа на родительском собрании "Родительский авторитет"

Беседа "Родительский авторитет" может применяться учителями начальных классов....

Беседа на родительском собрании в начальных классах "О родительском авторитете"

Беседа на родительском собрании в начальных классах "О родительском авторитете"...