Рабочая программа по физкультуре
календарно-тематическое планирование по физкультуре (3 класс) по теме

Маркина Елена Ивановна

В программе представлена пояснительная записка, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya____uchebnaya____programma_po_fiz-re_3kl.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая    учебная    программа

Физическая культура

составлена на основе авторской программы

 для начальных классов (1 – 4 классы)

В. И. Лях - М.: Просвещение, 2008,

утверждённой Министерством образования Российской Федерации

Количество часов в неделю: 3 часа

Количество часов за год: 97 часов

Пояснительная записка.

       Программа по физической культуре составлена на основе программы для начальных классов (1 – 4 классы) В. И. Лях, Мейксон Г.Б.  - М.: Просвещение, 2008, М.: Урок физической культуры проводится три раза в неделю. Учебных недель – 34, количество часов 97.

      В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуется физические качества, но и активно развивается мышление и сознание, творческие способности и самостоятельность. Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Учитывая особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся ориентируется на решение следующих образовательных задач:

  • совершенствование жизненно – важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
  • обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;
  • развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

    Урок физической культуры  - основная форма физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. При организации занятий следует строго соблюдать правила техники безопасности учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, воспитательных, оздоровительных.

   Урок физической культуры характеризуется следующими особенностями:

- продолжительность подготовительной части урока небольшая (5-6 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию,  осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;

- в основной части урока необходимо  выделить  образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объёма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12  минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характеру должна  соотносится  с поставленными педагогическими задачами;

- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

     Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учётом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, и особенностей развития психических свойств и качеств.

   Уроки физического воспитания направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движения детей и, по возможности, проводятся в сентябре – октябре, мае на свежем воздухе. На уроках используются нетрадиционные формы изучения программного материала, различные подвижные и ролевые  игры  и игровые ситуации,  которые имеют большое значение для укрепления здоровья детей, стимуляции интереса к занятиям.

    Программа  состоит из трёх разделов: «Знания о физической культуре»,  «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».

   Содержание первого раздела  «Знания о физической культуре»,  предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями,  По мере  усвоения этих знаний в 3 классе вводятся сведения, касающиеся  основных понятий  физического воспитания (физическая подготовка и физические качества, физические упражнения и формы организации самостоятельных занятий).  Знания теоретического характера сообщаются в процессе урока, во время кратких бесед, в вынужденных паузах (отдых после забега, после знакомства с новым материалом). Время на беседу от 2 до 5 минут.

    Содержание раздела «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Развитие выносливости во время  лыжных прогулок.

   Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное  физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья учащихся.   Данный   раздел  включает   в себя  следующие   подразделы:  «Лёгкая атлетика»,

« Гимнастика с основами акробатики», «Лыжные гонки», «Подвижные игры», «Плавание».

      В содержание программы по физической культуре включаются два взаимосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; вариативный, опирающийся на базовый и учитывающий региональные, национальные условия и традиции развития культуры (национальные формы физической культуры, теоретические сведения). В 1 четверти проводятся уроки легкой атлетики и уроки  подвижных игр с элементами игры баскетбол. На уроках легкой атлетике проводится обучение прыжкам в длину с разбега, с места; метание малого мяча на дальность, в цель; бег на 30 метров; 6 минутный бег. ОРУ проводится с использованием специальных беговых, прыжковых упражнений, скакалки. На уроках подвижных игр с элементами баскетбола  проводится обучение технике  передач, ловле, технике ведения с изменением направления, остановка прыжком. Во 2 четверти проводятся уроки гимнастики с  основами акробатики. Проводится обучение лазанию по канату в два, в три приема; обучение технике акробатических упражнений: кувырок назад, кувырок вперёд, стойка на лопатках, мост из положения лёжа на спине. Также используются ОРУ на гимнастических скамейках, со  скакалками и у гимнастической стенки. В 3 четверти проводятся  уроки лыжной подготовки и подвижные игры с элементами игры волейбол. На уроках лыжной подготовки проводится обучение основной стойки с  лыжами в руках, построение в шеренгу, скользящий шаг, попеременный двухшажный и  одновременный  двухшажный ход; обучение подъёмам и спускам. На уроках подвижных игр с элементами игры волейбол проводится обучение технике передачи мяча, приёму мяча снизу двумя руками, нижняя прямая подача. В 4 четверти проводятся  уроки легкой атлетики, на которых продолжается обучение технике метания мяча, прыжков в длину с разбега, с места, в высоту;  уроки по плаванию, и уроки подвижных игр с элементами игры  футбол, на которых проводится обучение технике удару мяча с разбега. Из- за отсутствия условий, уроков по плаванию не проводятся.

     На каждом уроке проводится инструктаж по охране труда, который фиксируется в журнале инструктажей.  Вводный инструктаж проводится в начале учебного года и на первом уроке 3 четверти. В 3 четверти при температуре ниже 16 занятия проводятся в зале - имитация лыжных ходов и подвижные игры.

     При организации занятий строго соблюдаются правила безопасности занятий. Регулярно проводится опрос по знаниям техники безопасности при занятиях на уроке. Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от 1 к 4 классу.

    Все учащиеся 3 класса делятся  на три физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная. К подготовительной медицинской группе относятся дети с небольшим отклонением в состоянии здоровья или физическом развитии. К специальной медицинской группе относятся дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии (определяется медицинскими работниками). Зачеты сдают  все учащиеся с учетом состояния здоровья и физическим развитием. Учащиеся подготовительной группы занимаются на уроках и сдают посильные зачеты, не требующие большой выносливости. А учащиеся, освобожденные от практических занятий, или учащиеся специальной медицинской группы готовят небольшое сообщение по теме урока. Опрос учащихся проводится индивидуально

   Учащиеся специальной медицинской группы присутствует на уроке и помогают учителю в подготовке мелкого инвентаря. Оценивать достижения учащихся отнесённых  к СМГ по следующим критериям:

- за успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального  двигательного  режима

- по полученным теоретическим знаниям

- за регулярное посещение занятий по физической культуре

- старательное выполнение заданий учителя

- за овладение техническими приёмами

- за овладение необходимыми знаниями в области  физической культуры

- за овладение достигнутыми  ему навыками  оздоровительной или корригирующей гимнастики

Учащиеся, временно освобождённые от нагрузки, на урок физической культуры допускаются  лишь  с разрешения медицинского работника.

    Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется  уровнем выполнения  учащимися  учебных нормативов, прочностью  освоения двигательных  умений и навыков самостоятельно  выполнять  доступные  физические упражнения. Учитель имеет право повысить  ученику оценку – за отменное стремление  ученика: хочет, а пока не может, не дано от природы.

      Особого внимания заслуживают систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников необходимо ориентироваться на индивидуальный темп продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Учащихся нужно готовить к жизни, к работе, к учебе.

   В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 3 класса должны :

Знать:

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

- об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;

Уметь:

- составлять и выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости,  координации;

- проводить закаливающие процедуры;

- составлять правила элементарных соревнований;

- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений.

Учебный план.

Вид программного материала

Всего часов

1. Основы знаний по физической культуре

В процессе уроков

2. Способы физкультурной деятельности

4

3. Физическое совершенствование

93

3.1. Легкая атлетика

28

3.2. Подвижные игры

27

3.3. Гимнастика с основами акробатики

21

3.4. Лыжные гонки

12

Всего

97

        

Календарно – тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

Кор-ректи-

ровка

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

1

2

3

4

5

6

7

Лёгкая атлетика (15 ч)

Вводный инструктаж по технике безопасности.  Бег на 30м.

Технику безопасности при занятиях лёгкой атлетикой, о причинах травматизма.

Технику безопасности во время проведения подвижных игр, правила изученных игр.

Выполнение прыжка, метания мяча. Названия метательных снарядов.

Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с места, выполнять прыжок в длину

с разбега,   пробегать 30м с максимальной скоростью, метать мяч  на дальность.

Бег с высоким подниманием бедра.  

Обучение технике выполнения прыжка в длину с разбега.

Обучение технике метания мяча на дальность. Прыжки в длину с разбега. Игры с мячом.

Бег на выносливость.

 Метание на дальность.

Равномерный 6-минутный бег. Прыжки в длину с разбега

Т.свед.  «Физическая культура у народов Древней Руси».  Подвижные игры.

Обучение прыжка в длину с места. Челночный бег 3х10.

Прыжки через скакалку.

Подвижная игра «Метатели».

Челночный бег 3х10.  Прыжки в длину с места.

Т.св. «Требования к одежде на занятиях в различных условиях».  Игра «Пустое место»

Прыжки в длину с места. Челночный бег. Игра «Снайпер»

Прыжки согнув ноги. Подвижные игры с мячом.

Прыжки в длину с разбега. Выносливость в беге.

1

2

3

4

5

6

7

Прыжки на двух ногах. Развитие выносливости в беге.

Способы  физкультурной   деятельности (1ч)

Комплекс общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств.

Подвижные игры с элементами игры  баскетбол (9ч)

Бросок мяча с места. Остановка прыжком с двух шагов. Игра «День, ночь».

Технику безопасности при занятиях спортивными играми, минимум упражнений для развития рук, ног.

Организацию игр.

Названия и правила игр. Выполнение  ловли  и передачи, ведения и броска мяча.

Демонстрировать  ловлю и передачу  мяча, ведение мяча в движении вокруг стоек, на месте.

Броски мяча двумя руками, стоя на месте, мяч сзади за головой. Подвижная игра «Попади в кольцо».

Ведения мяча на месте. Остановка прыжком. Подвижная игра «Борьба за мяч».

Ведения мяча в движении вокруг стоек. Броски мяча двумя руками стоя на месте, мяч сзади за головой.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча. Игра «Борьба за мяч».

Ведение мяча  вокруг стоек.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди.  Игра «Борьба за мяч».

Броски мяча двумя руками, стоя на месте, мяч сзади за головой. Подвижная игра «Попади в кольцо».

Разновысокие ведения мяча в баскетболе.  Подвижная игра «Борьба за мяч».

Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча.  Игра «День, ночь».

Гимнастика с основами  акробатики. (21 ч)

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Упражнения на гибкость.

Минимум упражнений для развития рук, ног, гибкости.

Демонстрировать  кувырок вперёд, назад.

Обучение кувырку  назад до упора на коленях. Прыжки со скакалкой.

1

2

3

4

5

6

7

Стойка на лопатках согнув ноги из положения лежа на спине.

Технику безопасности при занятиях гимнастикой. Выполнение кувырка (вперед, назад), стойку на лопатках, лазание по канату в два, в три приема.

Демонстрировать  лазание  по канату, стойку на лопатках, мост из положения лёжа, упражнения в равновесии, акробатическую комбинацию.

Кувырок назад до упора на коленях.

Кувырок  вперед в группировке.

 Т.свед. «Виды физических упражнений».   Кувырок назад до упора на коленях

Стойка на лопатках согнув ноги из положения лежа на спине.

«Мост» из положения лежа на спине.

Кувырок назад до упора присев. «Мост» из положения лежа на спине.

Кувырок вперёд в группировке.

Кувырок назад до упора присев. Игра «Что изменилось».  

Кувырок назад до упора присев.  Прыжки на скакалке  с изменяющим темпом её вращения.

Обучение лазанию по канату в два приёма. «Мост» из положения лежа на спине.

Обучение лазанию по канату в  три приёма.  Игра «Что изменилось».  

Повороты и передвижения  по гимнастической скамейке.

Лазание по канату в два, три приёма.

Передвижения и повороты на гимнастической скамейке. Акробатическая комбинация.

Прыжки на скакалке.  Лазание по канату.  Подвижные игры.

Акробатическая комбинация. Лазание по канату.

Акробатическая комбинация из изученных упражнений. Подвижные  игры.

Лазание по канату в два, три приёма.

«Мост» из положения лежа на спине.

1

2

3

4

5

6

7

Лыжные гонки. (12 ч)

Вторичный инструктаж по технике безопасности. 

Укладка лыж на снег. Надевание, снимание лыж. Передвижение на лыжах в колонне.

Технику безопасности на занятиях лыжной подготовке, правила личной гигиены, первую помощь при обморожениях, о профилактике травматизма, требования к одежде при занятиях лыжной подготовкой.

Правила надевания лыж. Движение скользящим шагом.

Выполнение подъёма, спуска.

Выполнять скользящий шаг, подъемы и спуски со склона. Проходить дистанцию до 3км со средней скоростью.

Выполнять попеременно двухшажный ход, одновременный двухшажный  ход.

Обучение основной стойке на лыжах, построение в шеренгу. Скользящий шаг.  

Т. свед. «Закаливание организма».

Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом.

Передвижения на лыжах одновременным двухшажным ходом. Повороты переступанием в движении.

Т. свед. «Правила дыхания при ходьбе на лыжах».   Прохождение на лыжах  с применением одновременного двухшажного  хода.

Т. свед. «Переохлаждение и его предупреждение  на занятиях по лыжам».  Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом.

Т. свед. «Первая помощь при обморожениях».  Спуск в низкой стойке. Одновременный двухшажный ход.

Попеременный двухшажный ход. Спуск в низкой стойке.

Продолжить технику обучения передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Подъём «лесенкой».

Прохождение дистанции 1 км.  Попеременный двухшажный ход.

Прохождение тренировочных дистанций до 3 км, с применением изученных ходов.

Ходьба на лыжах 1 км.  Повороты переступанием.

1

2

3

4

5

6

7

Способы  физкультурной   деятельности (1ч)

Подводящие упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий игр:  футбол, баскетбол, волейбол.

Подвижные игры с элементами игры волейбол (9 ч)

Обучение подбрасыванию в/б мяча вверх двумя руками и ловля.

Игра «Снежки».

Технику безопасного поведения во время подвижных игр, профилактику травматизма. Названия и правила игр.

Демонстрировать передачи мяча от правого, левого плеча, нижнюю прямую подачу.

Упражнения с волейбольными мячами. Подбрасывание в/б мяча вверх двумя руками и ловля.

Подвижная игра «Пионербол».

Обучение нижней  прямой подаче. Передача сверху двумя руками вперед-вверх.

Нижняя прямая подача. Прием мяча снизу двумя руками вперед.

Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх.  Игра «Пионербол».

Прием мяча снизу двумя руками вперед.   Игра «Пионербол», с применением  нижней подачи мяча.

Подача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Игра «Не давай мяч водящему».

Приём мяча снизу двумя руками.  Нижняя прямая подача.

Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Игра «Круговая лапта».

Гимнастика с основами акробатики. (6 ч)

Поднимание туловища в положении лежа на спине за 30 секунд.  Игра «День, ночь».

Технику безопасности при занятиях гимнастикой.

Демонстрировать кувырок вперёд,

стойку на лопатках, прыжки на скакалке.

Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом её вращения. Игра «Увёртывайся от мяча».

Прыжки через скакалку с продвижением вперед.  Игра «Что изменилось».  

1

2

3

4

5

6

7

Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе.

Выполнение кувырка, стойку на лопатках.

Упражнения в равновесии. Лазанье по гимнастической стенке.

Лазанье по гимнастической стенке. Прыжки в длину с места.   Игра  «Попади в кольцо».

Лёгкая атлетика. (13 ч)

Т. свед. «Связь физических упражнений с трудовой деятельностью».   Техника обучения прыжку  в длину с места

Технику безопасности при занятиях лёгкой атлетикой, технику прыжка в высоту способом «перешагивание»,

правила дыхания при беге, профилактику травматизма.

Выполнять прыжок в высоту способом «перешагивание»;

прыжки в длину с разбега,  пробегать 30м с максимальной скоростью, метать мяч   на дальность, пробегать дистанцию до 1000м в среднем темпе.

Челночный бег. Прыжки в длину с места.  Игра «Мышеловка».

Прыжок в высоту с прямого разбега.   Игра  «Попади в кольцо».

Челночный бег.

Игра «Мяч среднему».

Т. свед. «Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений».   Прыжок в высоту с прямого разбега.

Бег 30 м. Метание малого мяча на дальность.  Игра «Кто дальше бросит».

Метание малого мяча на дальность.   Игра «Кто дальше бросит».

Прыжки в длину с разбега.   Игра «Рыбачок».

Т.свед. «Первая помощь при солнечных ударах».   Игры и эстафеты.

Метание малого мяча в цель и на дальность.

Игра «Мяч среднему».

Метание в цель.  Перекаты в сторону.

Перекаты в сторону. Прыжки через канат на 2 ногах.

Прыжки в высоту. Перебрасывание мячей.

1

2

3

4

5

6

7

Способы  физкультурной   деятельности (1ч)

Изменение частоты сердечных  сокращений во время и после выполнения физических  упражнений. Проведение элементарных соревнований.

Подвижные игры с элементами игры  футбол. (9 ч)

Обучение удару ногой с разбега по неподвижному мячу в горизонтальную  мишень.

Технику безопасности при занятиях спортивными играми минимум упражнений для развития рук, ног.

Выполнять упражнения в передачах футбольного мяча, удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную и вертикальную мишень.

Обучение удару ногой с разбега по катящемуся мячу в  вертикальную мишень.

Ведение мяча  между предметами и с обводкой предметов.  

Удар ногой с разбега по неподвижному мячу в горизонтальную цель.

Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов.  

Удар ногой с разбега. Игра «Передай мяч головой».

Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную и вертикальную мишень.

Ведение мяча. Игра  «Футбол».

Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Игра «Футбол».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...

Рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре,  авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 ...

Рабочая программа по физкультуре 1 класс

Рабочая программа по физкультуре 1 класс (Матвеев) Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 99 часов в год, соответствует ФГОС.Программа содержит календарно-тематическое планирование и пояснительную з...

Рабочая программа по физкультуре 3 класс (программа В.И.Лях)

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа по Физкультуре для 2 класса по программе Начальная школа 21 века

Рабочая программа по Физкультуре для 2 класса по программе Начальная школа 21 века...