Программа для 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре (1,2,3,4 класс) по теме
Программа авторская работа. Э
За основу рабочей программы взята примерная комплексная программа по физическому воспитанию учащихся начальных классов
(I-IVклассов), подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Авторы: доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения РАО А.П.Матвеев и М.В.Малыхина, 2007 год. (М.,«Просвещение».), одобрена Министерством образования и науки РФ и разрешена к широкому применению в образовательных учреждений РФ. Данный продукт соответствует Государственному стандарту второго поколения и соответствует учебно-методическому и материально-технического оснащению нашей школы в данных временных границах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1-4_klassy.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
руководитель МО заместитель по УВР Руководитель
______ ______ _________
Протокол № от Приказ № от
«____»___________2011г. «____»________2011г. «_____» _______ 2011 г.
Программа
учебного предмета « Физическая культура и спорт»
г. Казани
для учащихся 1- 4х классов
Черепановой В.В., учителя физической культуры
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол № от
«___»___________ 2011 г.
2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре и спорту предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая рабочая программа для учащихся начальной школы реализует следующие задачи:
- совершенствование жизненно важных навыков и умений;
- развитие основных физических качеств;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья (представления о личной гигиене, режиме дня);
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гигиенической гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- воспитание у учащихся положительных качеств личности, дисциплины;
- соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничество;
- содействие развитию сознания, мышления, творческих способностей и самостоятельности.
Цель данного продукта – содействие укреплению здоровья.
За основу рабочей программы взята примерная комплексная программа по физическому воспитанию учащихся начальных классов
(I-IV классов), подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Авторы: доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения РАО А.П.Матвеев и М.В.Малыхина, 2007 год. (М.,«Просвещение».), одобрена Министерством образования и науки РФ и разрешена к широкому применению в образовательных учреждений РФ и данный продукт соответствует Государственному стандарту второго поколения и соответствует учебно-методическому и материально-технического оснащению нашей школы.
В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в I-IV классах выделяется по 3 учебных часа в неделю. Общее число часов за 4 года обучения 405 часов.
При организации целостного образовательного процесса особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика, искусство.
Структура и содержание:
Программа состоит из трех разделов:
- «Знания о физической культуре» (информационный компонент);
- «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент);
- «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Рабочая программа из двух частей – базовой (инвариативной) и вариативной (дифференцированной).
I. Базовая часть (инвариативная часть)
1.Информационный компонент (познавательная деятельность) - «Знания о физической культуре и спорте» включает в себя:
- «История физической культуры».
- «Базовые понятия физической культуры».
- «Физическая культура человека».
2.Операционный компонент (рефлексивная деятельность):
- «Подготовка к занятиям физическими упражнениями».
- «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»
- «Оценка эффективности занятий физической культурой»
3.Мотивационный компонент – «Физическое совершенствование»:
- «Физкультурно – оздоровительная деятельность».
- «Спортивно – оздоровительная с соревновательной направленностью деятельность».
Содержание первого компонента - раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко- социологические основы деятельности).
- Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
- Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений на основе игровой деятельности учащихся с использованием подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей рабочей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам:
- «Гимнастика с основами акробатики».
- «Легкая атлетика».
- «Подвижные и спортивные игры».
- «Лыжные гонки».
- «Коньки».
- «Фитнес».
В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания; разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости.
Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения.
Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике, лыжных гонках, легкой атлетике и спортивных играх, фитнесе. Вместе с тем сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных' навыков и умений.
В III классе увеличивается объём физических упражнений повышенной координационной сложности из базовых видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и акробатики, лыжных гонок, футбола, волейбола и баскетбола, фитнеса), прикладных физических упражнений с использованием спортивного инвентаря и оборудования.
В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется, прежде всего, в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности.
Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» - это освоение целостных (соревновательных) комбинаций. По разделам «Футбол» и «Баскетбол» - игра по упрощенным правилам. В содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого уровня технического исполнения.
Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу.
Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере усвоения знаний во II и III классах вводятся сведения, касающиеся основных понятий физического воспитания (физическая подготовка и физические качества, физические упражнения и формы организации самостоятельных занятий).
Программный материал, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью. Оказанию доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
II. Вариативная часть:
1. Региональный компонент - развитие физической культуры в РТ (исторические особенности):
- основные элементы техники и правила соревнований по национальным видам спорта (борьба «Куреш» (мальчики)
- армреслинг
- татарские народные игры (направленностью на развитие физических качеств), эстафеты
2.Компонент образовательного учреждения:
- подвижная игра: «Веселая скакалочка».
- конькобежный спорт (скольжение, повороты, торможения, элементы игры хоккей, и фигурного катания).
- фитнес.
Примерное распределение учебного времени на виды программного материала при трёх разовых занятиях в неделю:
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||
Класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Базовая часть (инвариативная часть–федеральный компонент) | 80 | 84 | 84 | 84 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | 4 | 4 | 4 | 4 |
+ в процессе уроков | |||||
1.2 | Спортивные игры: | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.2.1 | Баскетбол | 9 | 9 | 9 | 9 |
1.2.2 | Футбол | 9 | 9 | 9 | 9 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 12 | 14 | 14 | 14 |
1.4 | Легкая атлетика | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 10 | 12 | 12 | 12 |
1.6. | Подвижные и спортивные игры | 18 | 18 | 18 | 18 |
2 | Вариативная часть (дифференцированный компонент): | 19 | 21 | 21 | 21 |
2.1 | Регионально-национальный компонент: | 10 | 11 | 11 | 11 |
2.1.1 | Элементы борьбы на поясах «Куреш», самбо | в процессе уроков по теме: «гимнастика». | |||
2.1.2 | Подвижные, национальные игры народов РТ, эстафеты | в процессе уроков: «легкая атлетика», «гимнастика». | |||
2.1.3 | Фитнес (на основе танцев, аэробики, пилатес, каланетики, шейпинга, атлетической гимнастики) | 10 | 11 | 11 | 11 |
2.2 | Школьный компонент (может использоваться как резервное время учителя): | 9 | 10 | 10 | 10 |
2.2.1 | Конькобежный спорт | 9 | 10 | 10 | 10 |
ВСЕГО: | 99 | 105 | 105 | 105 |
Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих начальную школу:
в результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
1. «Знать (понимать)», «Уметь» и «Использовать».
«Знать (понимать)» и иметь представление
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультурных пауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- правила поведения на занятиях физической культуры, о причинах травматизма на занятиях физической культурой и
правилах его предупреждения.
«Уметь» и «Использовать»:
- передвигаться различными способами в различных условиях;
- выполнять простейшие комплексы утренней зарядки, дыхательной гимнастики, для профилактики нарушения зрения и формирования правильной осанки;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;
- выполнять общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов;
- самостоятельно организовывать активный отдых и досуг.
2. Требования к уровню физической подготовки.
По окончании начальной школы выпускник должен демонстрировать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м. с низкого старта (сек.) | 6,5 | 7,0 |
Силовые | Прыжок в длину с места (см.) | 130 | 125 |
Сгибание рук в висе лежа (раз) | 5 | 4 | |
Передвижение на лыжах 1 км. (мин.) | без учета времени | ||
Бег 1000 м. (мин., сек.) | без учета времени | ||
Координация | Челночный бег 3х10 м. (сек.) | 11,0 | 11,5 |
IV.Учебная литература.
При организации изучения курса предмета «физическая культура» использование действующих учебников и учебно-методических комплектов представляет определенную трудность. Поскольку приобретение учебников и учебно - методических комплектов, разработанных в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре, рекомендуемых и допущенных Министерством образования и науки РФ затруднено (в широкой продаже сетей книжных магазинов их присутствие минимально – единично). Нет их и в библиотечном фонде школы.
Поскольку, учебников и учебно – методических комплектов, разработанных и в соответствии с государственным стандартом общего образования по физической культуре нет. Рекомендую использование любого учебника или пособия по физической культуре, включенного в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендуемых Минобразования и науки РФ, РТ к использованию в образовательных учреждениях на 2011- 2012 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...