Программа для 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре (1,2,3,4 класс) по теме

Валентина Черепанова Васильевна

Программа  авторская работа. Э  

За основу  рабочей программы  взята  примерная  комплексная  программа  по физическому воспитанию учащихся  начальных  классов

(I-IVклассов), подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Авторы: доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения РАО А.П.Матвеев и М.В.Малыхина, 2007 год. (М.,«Просвещение».), одобрена Министерством образования и науки  РФ и разрешена к широкому применению в образовательных учреждений РФ.  Данный продукт соответствует Государственному стандарту второго поколения и соответствует учебно-методическому и материально-технического оснащению нашей школы в данных временных  границах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1-4_klassy.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                           «Согласовано»                                                                             «Согласовано»

руководитель  МО                                                                  заместитель по УВР                                                                  Руководитель

______                                                                                       ______                                                                                         _________

Протокол  №                 от                                                                                                                                                             Приказ №                     от          

«____»___________2011г.                                                    «____»________2011г.                                                                 «_____» _______ 2011 г.

               

                 

Программа

учебного  предмета « Физическая культура и спорт»

г. Казани

для учащихся  1- 4х  классов

Черепановой В.В., учителя физической культуры

Рассмотрено на заседании              

                     Педагогического совета

                                                                                                                                                                                                          протокол №                от

                                                                                                                                                                     «___»___________ 2011 г.

                                             

             

                                                                                                                                     

                   

2011-2012 учебный год.


Пояснительная записка

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре и спорту предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая рабочая программа для учащихся начальной школы  реализует следующие задачи:        

  1. совершенствование жизненно важных навыков  и умений;
  2. развитие основных физических качеств;
  3. формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья (представления о личной гигиене, режиме дня);
  4. развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гигиенической гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
  5. воспитание у учащихся положительных качеств личности, дисциплины;
  6. соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничество;
  7. содействие развитию сознания, мышления, творческих способностей и самостоятельности.

Цель данного продукта  – содействие укреплению здоровья.

За основу  рабочей программы  взята  примерная  комплексная  программа  по физическому воспитанию учащихся  начальных  классов

(I-IV классов), подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Авторы: доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Института содержания и методов обучения РАО А.П.Матвеев и М.В.Малыхина, 2007 год. (М.,«Просвещение».), одобрена Министерством образования и науки  РФ и разрешена к широкому применению в образовательных учреждений РФ и  данный продукт соответствует Государственному стандарту второго поколения и соответствует учебно-методическому и материально-технического оснащению нашей школы.

В федеральном базисном учебном  плане на предмет физической культуры в I-IV классах  выделяется по 3 учебных часа в неделю. Общее число часов  за  4 года обучения  405 часов.

При организации целостного образовательного процесса особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных  предметов, как  окружающий мир, литературное чтение, математика, искусство.  

Структура и содержание:

Программа состоит из трех разделов:

  1. «Знания о физической культуре» (информационный компонент);
  2. «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент);
  3. «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Рабочая программа  из двух частей – базовой (инвариативной) и вариативной (дифференцированной).

I. Базовая часть (инвариативная часть)

1.Информационный компонент (познавательная деятельность) - «Знания о физической культуре и спорте» включает в себя:

  1. «История физической культуры».
  2. «Базовые понятия физической культуры». 
  3. «Физическая культура человека».

2.Операционный компонент (рефлексивная деятельность):

  1. «Подготовка к занятиям физическими упражнениями».
  2. «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»
  3. «Оценка эффективности занятий физической культурой» 

3.Мотивационный компонент – «Физическое совершенствование»:

  1. «Физкультурно – оздоровительная деятельность».
  2. «Спортивно – оздоровительная с соревновательной направленностью деятельность».

Содержание первого компонента - раздела  «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко- социологические основы деятельности).

  1. Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля  за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
  2. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений на основе игровой деятельности учащихся с использованием подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей рабочей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам:

  1. «Гимнастика с основами акробатики».
  2. «Легкая атлетика».
  3. «Подвижные и спортивные игры».
  4. «Лыжные гонки».
  5. «Коньки».  
  6. «Фитнес».

В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания; разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости.
Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения.

Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике, лыжных гонках, легкой атлетике и спортивных играх, фитнесе. Вместе с тем сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных' навыков и умений.

В III классе увеличивается объём физических упражнений повышенной координационной сложности из базовых видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и акробатики, лыжных гонок, футбола, волейбола и баскетбола, фитнеса), прикладных физических упражнений с использованием спортивного инвентаря и оборудования.

В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется, прежде всего, в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности.

Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» - это освоение целостных (соревновательных) комбинаций.  По разделам «Футбол» и «Баскетбол» - игра по упрощенным правилам. В содержание других разделов программы вводятся новые упражнения, требующие относительно высокого уровня технического исполнения.

Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.

Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от  I к IV классу.

Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере усвоения  знаний во II и III классах вводятся сведения, касающиеся основных понятий физического воспитания (физическая подготовка и физические качества,  физические упражнения и формы организации самостоятельных занятий).

Программный материал, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля  за своим физическим развитием и физической подготовленностью.  Оказанию  доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.

II. Вариативная часть:

1. Региональный компонент - развитие физической культуры в РТ (исторические особенности):  

  1. основные элементы техники и правила соревнований по национальным видам спорта (борьба «Куреш» (мальчики)
  2. армреслинг
  3. татарские народные игры  (направленностью на развитие физических  качеств), эстафеты 

2.Компонент образовательного учреждения:  

  1. подвижная игра: «Веселая скакалочка».
  2. конькобежный спорт (скольжение, повороты, торможения, элементы игры хоккей, и фигурного катания).
  3. фитнес.        

Примерное распределение учебного времени  на виды программного материала  при трёх разовых занятиях в неделю:

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

1

2

3

4

1

Базовая часть (инвариативная частьфедеральный компонент)

80

84

84

84

1.1

Основы знаний о физической культуре

4

4

4

4

+  в процессе уроков

1.2

Спортивные игры:

18

18

18

18

1.2.1

Баскетбол

9

9

9

9

1.2.2

Футбол

9

9

9

9

1.3

Гимнастика с элементами акробатики и единоборств

12

14

14

14

1.4

Легкая атлетика

18

18

18

18

1.5

Лыжная подготовка

10

12

12

12

1.6.

Подвижные и спортивные игры

18

18

18

18

2

Вариативная часть (дифференцированный компонент):

19

21

21

21

2.1

Регионально-национальный компонент:

10

11

11

11

2.1.1

Элементы борьбы на поясах «Куреш», самбо

в процессе уроков  по теме: «гимнастика».

2.1.2

Подвижные, национальные игры народов РТ, эстафеты

в процессе уроков: «легкая атлетика»,  «гимнастика».

2.1.3

Фитнес (на основе танцев, аэробики, пилатес, каланетики, шейпинга, атлетической гимнастики)

10

11

11

11

2.2

Школьный компонент (может использоваться как резервное время учителя):

9

10

10

10

2.2.1

Конькобежный спорт

9

10

10

10

ВСЕГО:

99

105

105

105

 

Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих начальную школу:

в результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

1. «Знать (понимать)», «Уметь» и «Использовать».

«Знать (понимать)» и иметь представление

  1. роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
  2.  о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  3. правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультурных пауз, простейших комплексов для развития физических качеств  и формирования правильной осанки;
  4. об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
  5. о физических качествах и общих правилах их тестирования;
  1. правила поведения на занятиях физической культуры, о причинах травматизма на занятиях физической культурой и
    правилах его предупрежд
    ения.

 «Уметь» и «Использовать»:

  1. передвигаться различными способами в различных условиях;
  2. выполнять простейшие комплексы утренней зарядки, дыхательной гимнастики, для профилактики нарушения зрения и формирования правильной осанки;
  3. уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;
  4. выполнять общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов;
  5. самостоятельно организовывать активный отдых и досуг.

2. Требования к уровню физической подготовки.

По окончании начальной  школы выпускник должен демонстрировать  уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования:

Физические

способности

Физические упражнения  

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м. с низкого старта (сек.)

6,5

7,0

Силовые

Прыжок в длину с места (см.)

130

125

Сгибание рук в висе лежа (раз)

5

4

Передвижение на лыжах 1 км. (мин.)

без учета времени

Бег 1000 м. (мин., сек.)

без учета времени

Координация

Челночный бег 3х10 м. (сек.)

11,0

11,5

IV.Учебная литература.

При организации изучения курса предмета «физическая культура» использование действующих учебников и учебно-методических комплектов представляет определенную трудность. Поскольку приобретение учебников и  учебно  -  методических комплектов, разработанных в соответствии с Государственным стандартом образования по физической  культуре, рекомендуемых и допущенных Министерством образования и науки РФ затруднено (в широкой продаже  сетей книжных магазинов их присутствие минимально – единично). Нет их и  в библиотечном фонде школы.  

Поскольку, учебников и учебно – методических комплектов, разработанных и  в соответствии с государственным стандартом общего образования по физической культуре нет. Рекомендую использование любого учебника или пособия по физической культуре, включенного в Федеральные перечни учебников, учебно-методических  и методических изданий,  рекомендуемых Минобразования и науки РФ, РТ к использованию в образовательных учреждениях  на 2011- 2012 учебный год.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...