Рабочая программа по физической культуре 1 класс
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме

Шинкарева Любовь Николаевна

 Данная программа составлена   на основе программы ФГОС:

         Лях  В.И.

Физическая культура. Рабочие программы . Предметная линия учебников В.И. Ляха . 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.  Учреждений / В.И .Лях.-2-е изд.- М. : Просвещение , 2012.-64с.- ISBN 978-5-09-026701-4. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fk_1a.docx61.56 КБ

Предварительный просмотр:

       

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  №17 Невского района Санкт-Петербурга

192131,  Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 362-00-28 тел./факс362-03-77

ОКПО 53250470  ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001

Рекомендована к утверждению                                     Рекомендована к использованию

                                                                

Протокол МО от «___»_______________      Протокол педсовета от «___»______________

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от «_____»_________________

№ _______________

             МП

Рабочая программа

По физической культуре

  для      1 а    класса

                                    на 2013-2014 учебный год

                                                     

                                                                             Рабочую программу  разработала:

                                                                            учитель   физической культуры

                                                                         Шинкарева Любовь Николаевна

                                                    Санкт-Петербург

                                                          2013 год

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цели и задачи рабочей программы

Цель программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья , оптимизации трудовой деятельности  и организации активного отдыха.

 Реализация цели учебной программы обеспечивается решением следующих основных задач:

  • Укрепление здоровья ,улучшение осанки , профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию , успешному обучению;
  • Формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • Овладение школой движений;
  • Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных , временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма. быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и координационных(скоростных, скоростно- силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • Формирование элементарных знаний о личной гигиене. Режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья , работоспособность  и развитие физических ( координационных и кондиционных ) способностей;
  • Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • Формирование установки на сохранение  и укрепление здоровья , навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми использование их в свободное время на основе формирования интересов  к определённым видам двигательной активности и выявления  предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • Воспитание дисциплинированности , доброжелательного  отношения к товарищам . честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений , содействие развитию психических процессов ( представления , памяти, мышления , и др.) в ходе двигательной деятельности;

  Данная программа составлена   на основе программы ФГОС:

         Лях  В.И.

Физическая культура. Рабочие программы . Предметная линия учебников В.И. Ляха . 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.  Учреждений / В.И .Лях.-2-е изд.- М. : Просвещение , 2012.-64с.- ISBN 978-5-09-026701-4.

С учётом следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004№1312 «Методические рекомендации,  о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г.№329-ФЗ (ред.от 21.04.2011г.);
  3. Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,  представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
  4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  5. «Закон об образовании»;
  6. Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.;
  7. Примерной программе начального общего образования;
  8. Приказе  Минобрнауки от 30августа 2010г.№ 889.

Физическая культура – обязательный учебный  курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно –оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, внеклассной работе по физической культуре , физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями –достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом , овладение основными видами физкультурно- спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. В Федеральном  законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г.№329-ФЗ (ред. от 21.04.2011г.) отмечено, что организация физического воспитания и образования  в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий  по физической культуре  в пределах основных образовательных программ  в объёме, установленном государственными образовательными стандартами,  а также дополнительных  (факультативных) занятий физическими упражнениями  и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания . объединяющая  урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями  и спортом , должна создать максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических . но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Курс «Физическая культура» изучается с 1по 4 класс из расчёта 3ч в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30августа 2010г.№889. В приказе было указано : «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся , внедрение современных систем физического воспитания. Рабочая программа рассчитана на 405ч на четыре года обучения ( по 3ч в неделю): в 1 классе-99ч, во 2,3,4 классе  -102ч.

  Перечень учебно - методического обеспечения:

  1. Гимнастические палки, скакалки, флажки, малые обручи, большие и малые мячи, набивные мячи, маты, гимнастическая стенка, скамейки, «козёл»,
  2. Лыжные палки, лыжи, ботинки;
  3. Стойки для прыжков в высоту, кегли , кубики, секундомер, рулетка, свисток;
  4. Компьютерные презентации по темам.

Интернет – ресурсы в помощь учителю физической культуры:

  1. http://method.novgorod.rcde.ru    Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.
  2.  http://www.fisio.ru/fisioinschool.html  Сайт, посвященный Здоровому образу  жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
  3.  http://www.abcsport.ru/  Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.
  4.  http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни.
  5.   http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1  Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.
  6.  http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
  7.  http://portfolio.1september.ru  фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту.
  8. http://spo.1september.ru  Газета в газете «Спорт в школе» .

Каждый урок физической культуры  является звеном  системы уроков, связанных в логическую последовательность , построенных друг за другом  и направленных  освоение учебного материала конкретной темы. Важнейшими требованиями современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального  подхода к учащимся с учётом  их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических  свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Формы урока: предметные и комплексные

  • Учебные
  • Тренировочные
  • Контрольные
  • Комбинированные ( смешанные) ;

Внеурочная работа.

Данный раздел программы объединяет содержание внеурочных форм физического воспитания. Целью занятий состоит  в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта. Достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить учащихся к регулярным тренировкам.

Внеурочные формы:

  1. В режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, организованные перемены, спортивный час в группе продлённого дня);
  2. Внеклассные  занятия: (секции по видам спорта, группы и кружки по ОФП, массовые физкультурные мероприятия, туристические походы, физкультурные праздники, вечера, дни здоровья, соревнования, и др.);  
  3. Внешкольные  занятия (ДЮСШ, пионерские лагеря, спортивно-оздоровительные и трудовые лагеря, станции юных туристов, стадионы парки культуры и отдыха и т.д.).

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Обязательным для учителя становиться контроль, за физическим развитием и физической подготовкой учащихся, который позволяет выявить динамику развития учащихся. Контрольные нормативы принимаются на уроках физической культуры дважды в год - в  сентябре и мае. При оценке достижений учеников  в большей мере следует  ориентироваться на индивидуальные темпы  продвижения в развитии их двигательных способностей, а  не на  выполнение усреднённых учебных  количественных  нормативов.

Предварительный (входной) контроль проводится в первые занятия. Цель его - выявить начальный уровень подготовки ребенка. Текущий контроль дает возможность определить степень усвоения учебного материала, уровень подготовленности, ответственности, заинтересованность занимающегося. Итоговый контроль определяет результат обучения, закрепит знания у детей о том, что давалось в течение года.

п/п

Физичес-

кие способ-

ности

Контрольное

Упражнение

(тест)

Воз-

раст

лет

                              Уровень

         Мальчики

Девочки

Низ-

кий

Сред-ний

Высо-кий

Низ-

кий

средний

высокий

1

Скорост-

ные

Бег 30м

7

8

9

10

7.5

7,1

6.8

6,6

7,3-6,2

7.0-6,0

6,7-5,7

6,5-5,6

5.6

5.4

5.1

5.0

7,6

7,3

7,0

6,6

7.5-6,4

7,2-6,2

6,9-6,0

6,5-5,6

5,8

5,6

5,3

5,2

2

Координа-ционные

Челночный бег 3х10м, с

7

8

9

10

11.2

10.4

10,2

9.9

10,8-10,3

10,0-9,5

9,9 -9,3

9,5-9,0

9,9

9,1

8,8

8,6

11,7

11,2

10,8

10,4

11,3-10,6

10,7-10,1

10,3-9,7

10,0-9,5

10,2

9,7

9,3

9,1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

7

8

9

10

100

110

120

130

115-135

125-145

130-150

140-160

155

165

175

185

90

100

110

120

110-130

125-140

135-150

140-155

150

155

160

170

4

Выносливость

6-минутный

бег, м

7

8

9

10

700

750

800

850

730-900

800-950

850-1000

900-1050

1100

1150

1200

1250

500

550

600

650

600-800

650-850

700-900

750-950

900

950

1000

1050

5

гибкость

Наклон вперёд из положения

сидя, см

7

8

9

10

1 и мен

1

1

2

3-5

3-5

3-5

4-6

9

7,5

7,5

8,5

2

2

2

3

6-9

6-9

6-9

7-9

11,5

12,5

13,0

14,0

6

силовые

Подтяги-

вание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз

(мальчики);

На низкой перекладине из виса лёжа, кол-во раз (девочки)

7

8

9

10

7

8

9

10

1

1

1

1

2-3

2-3

3-4

3-4

4

4

5

5

2

3

3

4

4-8

6-10

7-11

8-13

12

14

16

18

Планируемый уровень достижения обучающихся образовательной программой.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:

-  формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и отражают:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.          

По  окончании  1-  2 класса по разделу гимнастика учащиеся   должны знать:

  • название снарядов и гимнастических элементов
  • правила безопасности во время занятий
  • признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки
  • значение напряжения  и расслабления мышц
  • личная гигиена
  • режим дня
  • закаливание

              должны уметь:

  • описывать состав и содержание ОРУ с предметами  и составлять комбинацию из числа разученных упражнений;
  • описывать технику  упражнений  и составлять комбинацию из числа разученных упражнений;
  • описывать технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности;
  • оказывать помощь сверстникам  в освоении новых упражнений , анализируя их технику;
  • точно выполнять строевые приёмы

По  окончании 1- 2 класса по разделу лёгкая атлетика учащиеся  должны знать:

Название упражнений :

  • короткая дистанция
  • бег на скорость
  • бег на выносливость
  • название метательных снарядов
  • упражнений в прыжках в длину  и в высоту
  • название прыжкового инвентаря

должны уметь:

  • описывать технику упражнений , осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки  в процессе освоения.
  • демонстрировать вариативное выполнение упражнений
  • описывать технику выполнения упражнений, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения
  • применять упражнения для развития  физических способностей
  • взаимодействовать  со сверстниками в процессе освоения упражнений, при этом соблюдая правила безопасности

По  окончании 1-2 класса по разделу лыжная подготовка учащиеся   должны знать:

  • основные требования  к одежде и обуви во время занятий
  • значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания
  • особенности дыхания
  • требования к температурному режиму
  • понятие об обморожении
  • техника безопасности при занятиях лыжами

должны уметь:

  • описывать технику передвижения на лыжах
  • объяснять назначение понятий и терминов ,относящихся к бегу на лыжах
  • осваивать технику под руководством учителя, и самостоятельно выявлять и устранять ошибки
  • варьировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы

По  окончании1-2 класса по разделу подвижные игры  учащиеся   должны знать:

  • название и правила игр
  • инвентарь
  • оборудование
  • организация правила поведения и безопасности

должны уметь:

  • организовать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры, осуществлять судейство
  • описывать технику игровых действий  и приёмов, осваивать их самостоятельно , выявлять и устранять  типичные ошибки
  • взаимодействовать  со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности
  • соблюдать правила безопасности
  • применять   одежды для занятий на открытом воздухе
  • использовать подвижные игры для активного отдыха

Особенности преподавания учебного предмета в данном классе

Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. Снижение познавательной активности проявляется в  ограниченности запаса знаний об  окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых  этапах обучения в школе. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную  группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их  развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для  детей  данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности  этих детей, оказание им своевременной  помощи позволяет выделить у них  зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных  образовательных  условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

В 1 а классе обучается 6 детей. Из них: 1 ученик имеет специальную физкультурную группу, 1ученик - подготовительную и 4 ученика-  основную физкультурную группу. В связи с этим, важнейшими требованием урока является обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом  их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических  свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Календарно-тематическое планирование

Примерное распределение учебного времени (сетка часов) на различные виды программного  материала (сетка часов) при трёхразовых занятиях в неделю

п/п

Виды программного

материала

Количество часов ( уроков)

Класс

1

2

3

4

     1

Базовая часть

78

78

78

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

18

18

18

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

18

1.4

Легкоатлетические упражнения

21

21

21

21

1.5

Лыжная подготовка

21

21

21

21

2

Вариативная часть

24

24

24

24

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

12

12

12

12

2.2

По выбору учителя , учащихся ,определяемый самой школой , по углублённому изучению одного из видов спорта

12

12

12

12

  1. Содержание разделов (отдельных крупных тем программы)

Материал программы состоит из следующих разделов:

Базовая часть:

  • Гимнастика
  • Лёгкая атлетика
  • Лыжная и подготовка
  • Подвижные игры

Вариативная часть:

  • Коррекционно-подвижные игры
  • Основы баскетбола

Возможность установления межпредметных связей

На уроках физической культуры  в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи:

  1. С природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.)
  2. Математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д);
  3. Музыкально- ритмическим воспитанием (занятие под музыку);
  4. Изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

      Ш. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Лях  В.И.

Физическая культура. Рабочие программы . Предметная линия учебников В.И. Ляха . 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.  Учреждений / В.И .Лях.-2-е изд.- М. : Просвещение , 2012.-64с.- ISBN 978-5-09-026701-4.

  • Школа России. Концепция и программы для

Нач . кл .В 2 ч.Ч.2/ Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев и др. –М.: Просвещение, 2009.- 207 с. Комплексная программа физического воспитания  (В.И. Лях)

  • В.И. Лях, А.А. Зданевич ; Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений .1-11классы. М.:Просвещение.2011
  • Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / А.П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2011. – 63с. – ISBN 978-5-09-019180-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...