КТП по физической культуре 4 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (4 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование (Матвеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f-ra_4pnsh.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                            

«Яйская  основная  общеобразовательная  школа №3»

Утверждена

приказом №248

от «30» августа 2013г. Директор __________

                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ

для учащихся 4  класса

                                         Количество часов - 102 час

Количество часов в неделю- 3 час

               Учебник: Матвеев А.П. и др., Физическая культура: учебник для 4 класса / А.П. Матвеев и др. - М.: Просвещение, 2009

                                                                                                                                                                               

Составитель:

Шипачева  Е. М.,

учитель начальных классов

 

                                     

Принята на                                                                                                                                  

заседании  РМО                                                                                                                              

Протокол № 1                                              

от « 27»   августа  2013г.

Руководитель РМО _______________

                                   Шипачева Е.М.

Принята                                                            педагогическим советом                                        

Протокол № 1                                        

от « 30 »  августа  2013г

Яя

2013

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету  «Физическая культура»  составлена на  основе  авторской программы  А. П. Матвеев «Физическая культура» (М.,  Просвещение, 2009), подготовленной в соответствии с  федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта  общего образования.

      На изучение учебного материала по предмету «Физическая культура» в  планировании отводится 102 часа   (3 ч в неделю).  Программа  «Физическая культура»  автора А.П. Матвеева  рассчитана на 68 часов (2  часа в неделю)  и  1 час в неделю  добавлен из  школьного компонента.

Для реализации программного содержания использован:

  * Матвеев А.П. и др., Физическая культура: учебник для 4 класса / А.П. Матвеев и др. - М.: Просвещение, 2009

    В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
  • обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
  • развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

Предлагаемая программа характеризуется направленностью:

  • на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
  • на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

Содержание тем учебного курса  4 класса

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».

Легкая атлетика

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».

Низкий старт.

Стартовое ускорение.

Финиширование.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».

На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров».

На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».

              Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны:

знать и иметь представление:

  • о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
  • о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
  • о физической нагрузке и способах ее регулирования;
  • о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;

уметь:

  • вести дневник самонаблюдения;
  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
  • подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
  • выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
  • оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях;

демонстрировать уровень физической подготовленности (см. таблицу).

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

18

15

10

Бег 60 м с высокого старта, с

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 1000 м, мин. с

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30

Ходьба на лыжах 1 км, мин. с

7.00

7.30

8.00

7.30

8.00

8.30

Содержание программы

раздел

Название разделов   учебника

Кол – во часов

Соответствие  к урокам

1

Знания о физической  культуре.

      4

Уроки: 1, 25, 48, 76.

2

Способы  физкультурной  деятельности.

4

Уроки: 2, 26, 49, 77.

3

Физическое  совершенствование:

94

Гимнастика с основами акробатики.

31

Уроки:  27-47, 50-55, 67-70.

Лёгкая атлетика.

27

Уроки: 3-24, 78-22

Лыжные гонки.

11

Уроки:  56-66

Подвижные игры.

25

Уроки:  71-75, 83-102.

Всего:

102 часа

Календарно-тематическое планирование

№ урока

п\п

№ урока

п\р

     Наименование  темы  урока

Кол-во  часов

Формы контроля

Дата проведения занятия

Знания о физической культуре

1

1

1.1

Ведение дневника самоконтроля.

1

  02.09

Способы физкультурной деятельности  

1

2

2.1

Оказание первой медицинской помощи.

1

05.09

Физическое  совершенствование:   Легкая атлетика

22

3

3.1

Бег с высокого старта.

1

07.09

4

3.2

Бег с высокого старта.

1

контроль

09.09

5

3.3

Подвижная игра «Воробьи вороны»

1

12.09

6

3.4

Бег на короткие дистанции.

1

14.09

7

3.5

Бег на короткие дистанции.

1

контроль

16.09

8

3.6

Подвижная игра  «Наперегонки».

1

19.09

9

3.7

Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.

1

контроль

21.09

10

3.8

Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.

1

23.09

11

3.9

Подвижная  игра «Шишки, желуди, орехи», «Третий лишний

1

26.09

12

3.10

Прыжок в длину с места.

1

контроль

28.09

13

3.11

Прыжок в длину с места.

1

30.09

14

3.12

Подвижная  игра «Подвижная цель»

1

03.10

15

3.13

Прыжок в длину с места.

1

05.10

16

3.14

Прыжок в длину с места.

1

контроль

07.10

17

3.15

Подвижная игра  «Не давай мяч водящему».

1

10.10

18

3.16

Прыжок в длину с разбега.

1

12.10

19

3.17

Прыжок в длину с разбега.

1

14.10

20

3.18

Прыжок в длину с разбега.

1

контроль

17.10

21

3.19

Подвижные игры «Пятнашки в парах (тройках)».

1

19.10

22

3.20

Метания на дальность и в цель.

1

21.10

23

3.21

Метания на дальность и в цель.

1

контроль

24.10

24

3.22

Подвижные игры «Пятнашки в парах (тройках)».

1

26.10

Знания о физической культуре

1

25

1.2

История развития физической культуры в России

1

07.11

Способы физкультурной деятельности  

1

26

2.2

Наблюдения за своим физическим развитием и подготовкой.

1

контроль

09.11

Физическое  совершенствование: Гимнастика с основами акробатики

21

27

3.23

Передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

1

11.11

28

3.24

Передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

1

контроль

14.11

29

3.25

Передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

1

16.11

30

3.26

Подвижная игра «Подвижная мишень».

1

18.11

31

3.27

Лазание по канату в два и три приема.

1

21.11

32

3.28

Подвижная  игра  «Веселые задачи»

1

23.11

33

3.29

Лазание по канату в два и три приема.

1

контроль

25.11

34

3.30

Подвижная  игра  «Запрещенное движение».

1

28.11

35

3.31

Лазание по канату в два и три приема.

1

30.11

36

3.32

Подвижная игра «Четыре стихии».

1

02.12

37

3.33

Стойка на лопатках.

1

05.12

38

3.34

Подвижная  игра  «Веселые задачи»

1

контроль

07.12

39

3.35

Стойка на лопатках.

1

09.12

40

3.36

Подвижная  игра  «Веселые задачи»

1

12.12

41

3.37

Прыжки со скакалкой с изменением  темпа вращения.

1

14.12

42

3.38

Прыжки со скакалкой с изменением  темпа вращения.

1

16.12

43

3.39

Подвижные игры «Эстафеты».

1

контроль

19.12

44

3.40

Мост из положения, лежа на спине.

1

21.12

45

3.41

Мост из положения, лежа на спине.

1

контроль

23.12

46

3.42

Подвижные игры «Эстафеты».

1

26.12

47

3.43

Подвижные игры «Эстафеты».

1

28.12

Знания о физической культуре

1

48

1.3

ТБ во время занятий физическими упражнениями.  Оказание первой медицинской помощи.

1

13.01

Способы физкультурной деятельности

1

49

2.3

Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам.

1

16.01

Физическое  совершенствование: Гимнастика с основами акробатики».

6

50

3.44

Кувырок вперед-назад.

1

18.01

51

3.45

Кувырок вперед-назад.

1

контроль

20.01

52

3.46

Опорный прыжок через гимнастического козла.

1

23.01

53

3.47

Опорный прыжок через гимнастического козла.

1

контроль

25.01

54

3.48

Прыжки

1

27.01

55

3.49

Прыжки со скакалкой с изменением темпа вращения.

1

контроль

30.01

Физическое  совершенствование: Лыжные гонки

11

56

3.50

Одновременный одношажный ход.

1

01.02

57

3.51

Скольжение ногами после шагов

1

03.02

58

3.52

Ходьба на лыжах с чередованием ходов

1

06.02

59

3.53

Спуск с горы с изменением стойки

1

контроль

08.02

60

3.54

Подбирание предметов во время спуска

1

10.02

61

3.55

Ходьба на лыжах с чередованием ходов

1

13.02

62

3.56

Ходьба на лыжах с чередованием ходов

1

контроль

15.02

63

3.57

Ходьба на лыжах с ускорением

1

17.02

64

3.58

Прохождение дистанции

1

20.02

65

3.59

Интенсивная ходьба на лыжах

1

22.02

66

3.60

Прохождение дистанции

1

контроль

24.02

Физическое  совершенствование:   Гимнастика с основами акробатики

4

67

3.61

Мост из положения, лежа на спине.

1

27.02

68

3.62

Стойка на лопатках.

1

01.03

69

3.63

Стойка на лопатках.

1

контроль

03.03

70

3.64

Выполнение акробатических комбинаций.

1

06.03

Физическое  совершенствование:   Подвижные игры с элементами спортивных игр

5

71

3.65

Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки.

1

10.03

72

3.66

Ведение и передача мяча.

1

13.03

73

3.67

Ведение и передача мяча.

1

контроль

15.03

74

3.68

Ведение и передача мяча.

1

17.03

75

3.69

Игра в баскетбол по упрощённым правилам.

1

20.03

Знания о физической культуре

1

76

1.4

Закаливание организма

1

контроль

22.03

Способы физкультурной деятельности

1

77

2.4

Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений.

1

31.03

Физическое  совершенствование:  Легкая атлетика

5

78

3.70

Прыжок в высоту с прямого разбега способом «перешагивания

1

03.04

79

3.71

Прыжок в высоту с прямого разбега способом «перешагивания

1

05.04

80

3.72

Прыжок в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги».

1

07.04

81

3.73

Прыжок в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги».

1

контроль

10.04

82

3.74

Беговые упражнения.

1

12.04

Физическое  совершенствование: Подвижные игры с элементами спортивных игр

20

83

3.75

Метания на дальность и в цель.

1

14.04

84

3.76

Метания на дальность и в цель.

1

17.04

85

3.77

Игра «Пионербол».

1

19.04

86

3.78

Игра «Пионербол».

1

контроль

21.04

87

3.79

Игра «Пионербол».

1

24.04

88

3.80

Игра «Пионербол».

1

26.04

89

3.81

Игра «Пионербол».

1

контроль

28.04

90

3.82

Прием и передача мяча в волейболе

1

03.05

91

3.83

Прием и передача мяча в волейболе

1

05.05

92

3.84

Прием и передача мяча в волейболе

1

контроль

08.05

93

3.85

Прием и передача мяча в волейболе

1

10.05

94

3.86

Остановка катящего мяча

1

12.05

95

3.87

Остановка катящего мяча

1

контроль

15.05

96

3.88

Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы.

1

17.05

97

3.89

Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы.

1

контроль

19.05

98

3.90

Обводка стоек. Футбол по упрощённым правилам.

1

22.05

99

3.91

Обводка стоек. Футбол по упрощённым правилам.

1

контроль

24.05

100

3.92

Учебная игра в футбол по упрощённым правилам.

1

26.05

101

3.93

Подвижные игры с мячом

1

29.05

102

3.94

Подвижные игры с мячом

1

31.05

                                                     Всего     по     курсу

102

Перечень ключевых слов

Акробатика

Аэробика

Баскетбол

Бег

Бревно

Брусья

Быстрота

Витамины

Волейбол

Ворота

Вода

Воздух

Выносливость

Гиря

Гимнастика

Движение

Дыхание

Закаливание

Зарядка

Игра

Канат

Конь

Кросс

Кувырок

Лазанье

Лыжи

Маты

Мостик

Мышцы

Наклон

Обливание

Обруч

Олимпиада

Осанка

Отжимание

Питание

Прыжок

Пульс

Равновесие

Разминка

Режим

Самоконтроль

Секундомер

Сила

Скакалка

Скорость

Соревнование

Стадион

Старт

Тренировка

Упор

Упражнение

Финиш

Ходьба

Цель

Чемпион

Шаг

Юность

Список литературы

для учителя:

1. «Физическая  культура»:  Программы общеобразовательных учреждений : Начальная  школа : 1-4 классы : автор Матвеев А.П. -    М.:  Просвещение, 2009.

2. Матвеев А.П. и др., Физическая культура: учебник для 4 класса / А.П. Матвеев и др. - М.: Просвещение, 2009

для  обучающихся:

1. Матвеев А.П. и др., Физическая культура: учебник для 4 класса / А.П. Матвеев и др. - М.: Просвещение, 2009