План-конспект открытого урока
план-конспект занятия по физкультуре (1 класс) на тему

Малахова Оксана Викторовна

Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект120 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта   урока спортивно-оздоровительной группы

Тренер-преподаватель Малахова

 Дата проведения:

 Время проведения:

 Место проведения:                  спортзал ДЮСШ 1

 Инвентарь, оборудование:       мячи, мини-мячи для рефлекторных точек,  коврики, мини-коврики.

Участники: учащиеся 1-го класса.

 Цель занятия:

  Формирование навыка правильной осанки.

Задачи занятия, поставлены с учетом возрастных особенностей развития воспитанников:

1. Освоить упражнения, мягко воздействующие  на функции вестибулярного аппарата, развитие координации движений.

2. Отработать упражнения на укрепление:

а) связочно - мышечного  аппарата стоп и голеней;

б) мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, нижних и верхних конечностей.

3. Закрепление техники самомассажа (улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей) с использованием рефлексорного мяча.

Занятие спортивно-оздоровительной группы проходит скоординировано, имеют четкую организационную структуру и состоит из частей:

Вводной - разминка

Основной - игровой

Заключительной - релакс - заминка.

 Ход урока.

                                                             

Часть

занятия

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указаний

1Вводная часть

(Разминка).

  1. Основная часть.

1. Построение

Сообщение  задач урока.

2. Разминочные упражнения с использованием мячей среднего размера.

Упражнение «Рыбачек»

Упражнение «Капризуля»

Упражнение «Хлопушка»

Упражнение «Каратист».

Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает и в карман кладет.

Заинька трусливый скачет и поет.

Серый волк сердитый

Важно выступает.

А лисичка рыжая мимо пробегает.

Кто по мостику идет?

Неуклюжий паучок!

Он боится оступиться

И в болото провалиться.

Вот лягушка скачет,

В лапках держит мячик.

Скок-скок, прыг, прыг,

Закружилась на миг.

Вот веселые утята га-га-га

Есть хотите да-да-да.

Вот и кончился парад зверей, надо отдохнуть скорей.

Работа в парах:

Упражнение «Выше солнца».

Упражнение «Горячая картошка»

Упражнение «Потягушечки»

Комплекс упражнения на коррекцию опорно-двигательного аппарата.

Краткость и четкость в изложении.

 

Упражнение на развитие лучезапястного сустава.

И.п. мяч в правой руке. Спина ровная. Двигаясь по всему периметру зала  бросаем мяч вниз и ловим только правой рукой.

Тоже самое выполняем левой рукой.

Затем соединяем : выполняем поочередно левой и правой руками. Темп средний.

Упражнение на подвижность лучезапястного и локтевого сустава. Спина ровная. Ходьба на высоких пальцах.

И.п:  мяч в правой руке. Спина ровная. Двигаясь по всему периметру зала  отбиваем мяч вниз только правой рукой.

Тоже самое выполняем левой рукой.

Затем соединяем : выполняем поочередно левой и правой руками. Темп быстрый.

 

Упражнение на на активность энергетических точек в области ладоней,. Разогрев коленного  и голеностопного сустава

И.п: мяч находится в руках. Бросок мяча вверх и хлопок. Увеличиваем постепенно хлопки до 4 раз. С четырехкратным хлопком добавляем приседание.

Упражнение на разогрев тазобедренного сустава, подвздошных мышц бедра.

И.п: мяч находится в правой, а затем в левой руке. Бросая мяч поочередно левой и правой рукой перебрасываем ногу через мяч. Высота подъема ног строго контролируется тренером во избежании растяжения мышц. Темп средний.

Дистанция 2 шага друг от друга. Следить за осанкой, при ходьбе на носках ноги не сгибать.

Упражнение на укрепление свода стопы.

  Ходьба  « в вразвалочку», ставя ноги на внешнюю и на внутреннюю часть стопы, руки согнуты чуть-чуть в локтях. Ногами зажаты средние мячи.

Упражнение на укрепление мышц стопы, приводящей мышцы бедра.

Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед. Ногами зажаты средние мячи.

Упражнение (стрерчинг) мышц стопы и ахилова сухожилия.

Открытые шаги с глубокими выпадами. Руки на поясе.

Упражнение на укрепление приводящей мышцы бедра, мышц стопы и икроножной мышцы.

Руки работают вдоль туловища, частота работы ног на высоких пальцах близка к   максимальной.

Упражнение на укрепление лучезапястного сустава.

Упираясь руками за спиной и  приподняв туловище – двигаться приставными шагами (согнув колени) сначала в одну сторону, затем в другую, но спиной вперед.

Упражнение на развитие гибкости, подвижности и укрепление коленного сустава.

Присесть на корточки, руки с мячами подняты вверх. Прыжки на обеих ногах с продвижением  вперед.

Упражнение на растяжение свода стопы и укрепление четырехглавой мышцы бедра.

 На корточках продвижение вперед, при этом подтягивая за собой стопу. Упражнение выполняется в медленном темпе. Руки поставлены на пояс.

Лежа на спине, встряхивание ног и рук

Упражнение на укрепление брюшного пресса, приводящих мышц бедра.

И.п: сидя на ягодицах. Спина прямая , руками упереться в пол. Подбрасывание мяча ногами вверх.

Упражнение на укрепление брюшного пресса, приводящих мышц бедра.

И.п: сидя на ягодицах. Спина прямая , руками упереться в пол. Передача мяча двумя ногами.

Упражнение на растяжение задней поверхности бедра.

И.п: сидя на ягодицах. Тянуться друг к другу по очереди. Ноги при этом остаются прямыми.

Примерный сценарий.      Приложение № 1

Заключительная часть(заминка)

Сказка «Король позвоночника».

Заминка - релакс с использованием массажных мячиков. Мини - массаж для восстановления энергетического баланса.

Упражнение «Лепим колобок»

Упражнение «Катаем колобок»

Упражнение «Кикимора»

Упражнение  «Мурашечки»

Массаж спины в парах с использованием мини-мячей:

  1. «Солнышко»

  1. «Лучики»

  1. «Тучки»

  1. «Дождик»

  1. «Радуга»

  1. «Травушка-муравушка»

  1. «Букашечки-таракашечки»

  1. «Гусенички»

  1. «Кузнечики»

  1. «Курочки»

11. «Бабочки».

Построение.

               

 Приложение №2.

Мини-мяч зажат обеими руками. Круговые движения по часовой стрелке и против.

Мяч находится в правой , а затем в левой руке. Движения выполняются на полу вперед и назад поочередно, а затем круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

 

Массаж головы в медленном темпе по часовой и против часовой стрелки.

Массаж нижних конечностей.

Массаж способствует уменьшению отеков и застойных явлений в зоне воздействия. Повышает эластичность мышечных волокон, улучшает сократительную функцию, питание мышц, обмен и усвоение ими различных питательных веществ, снимает мышечное утомление.

Легкие круговые  массажные движения по спине двумя руками.

Легкие массажные движения от лопаток до поясницы.

Легкие дренажные движения  вдоль и поперек спины.

Легкие постукивающие движения подушечками пальцев.

Поперечные легкие массажные движения двумя руками.

Зигзагообразные массажные движения от пояснице к лопаткам.

Легкие постукивающие движения подушечками пальцев.

Слабым нажатием обеих рук  движемся вдоль спины от поясницы до лопаток.

Легкие постукивающие движения ладошкой.

Легкие пощипывающие массажные движения.

Легкие поглаживающие массажные движения.

Выставление оценок, выделить наиболее активных. Домашнее задание.

                                                                        Приложение 1.

Комплекс упражнений приведен по методике Н.Н. Ефименко.

Комплексные упражнения на коррекцию опорно -двигательного   аппарата.  

 Занятие  № 1  «Приключение домашних тапочек»

          В одной уютной городской квартире жило-поживало вместе со своими хозяевами семейство домашних тапочек. На полу под обувной полкой в своем любимом темном уголке лежали и важно посапывали дедушкины тапки –чувяки с мягкой кожаной подошвой и теплыми войлочными боками. Любили эти мягкие растоптанные тапки поспать не только ночью, но и днем – сказывался возраст…

    Упражнение 1  «Любители поспать»

 И.п. – лежа на спине, руки в стороны – поочередные повороты головы влево-вправо, слегка касаясь ухом поверхности опоры

  Папины же тапки – шлепанцы были самыми большими. Они любили лежать на животе и вечно всех расталкивать

     Упражнение 2  «Папины шлепанцы»

И.п.  – лежа на животе, голова повернута виском на ковер, руки согнуты и упираются ладонями – поднимая голову и плечевой пояс на умеренную высоту, одновременно выполнять разгибательные движения рук, приговаривая при этом: «Посторонись – подвинься!».

   Конечно же, все остальные тапочки почтительно расступались – они ведь знали, кто был глава семьи! Справа от папиных шлепанцев, всегда рядышком, стояли мамины – зеленого цвета, мягкие и легкие – тапочки с изящными бабочками сверху. Они всегда были чистыми, аккуратными и очень любили наводить ежедневный порядок на обувной полке, что стояла в прихожей у  входной двери.

   Упражнение 3 «Ежедневная уборка»

   И.п. – лежа на животе – медленно и плавно переворачиваться на спину и обратно на живот – сначала в одну, затем в другую сторону

Самыми же непоседливыми были, конечно же, стертые на носках, стоптанные тапочки сына Коли. Он никогда не сидел на месте, а носился из комнаты в комнату по всей квартире

   Упражнение 4  «Непоседа»

   И.п. – лежа на животе – ползание по пластунски по периметру зала,  сначала  против хода часовой стрелки, а затем по ее ходу (вернуться в исходное положение)

   К маминым тапочкам, словно два пушистых котенка, всегда ласково прижимались розовые тапочки - пушинки, которые носила дома дочка Ира. Они о чем-то тихо шептались – наверное о нарядах, прическах, красивых туфельках….

   Упражнение 5  «Пушистые котята»

   Ползание на четвереньках (низкое положение) в центр зала (круга) с последующим возвращением в исходное положение ягодицами вперед

   Маленькие розовые тапочки-пушинки немного завидовали черным туфелькам на шпильке, которые часто выезжали в театр, в гости – на дни рождения или просто на чашечку кофе.

   Праздничные, блестящие лаком черные мамины туфли гордо красавались, всем видом показывая какие они нарядные и изящные

   Упражнение 6  «Изящные туфельки»

   И.п. – стоя на четвереньках (среднее положение) – поочередное поднимание левой и правой ноги, голова при этом тянется вверх, спина мягко прогнута в пояснице

   Домашние тапки всей семьей вместе с другой обувью жили в отдельном домике, которым для них была обувная полка с тремя «этажами».

   Упражнение 7  «Полка-домик»

   И.п. – стоя на четвереньках (высокое положение) – выпрямлять руки и ноги, максимально поднимая кончик: « В- о – о- т в каком большом доме жили тапочки!»

  По утрам, когда все в квартире пробуждалось и начинало двигаться, просыпались и тапочки. Они сновали по комнатам, как автомобили по улицам.

   Упражнение 8  «Утреннее движение»

   Ползание на четвереньках (высокое положение) в любых направлениях, но не толкая друг друга.

   Иногда случалось, что одни тапочки случайно сталкивались с другими и слегка наступали друг на друга. При этом они расходились, давая «задний ход» и учтиво повторяя: «Извините, пожалуйста, это произошло совершенно случайно!»

   В этом домике, где жило-поживало семейство домашних тапочек, если долго не было уборки, иногда заводились паучки, которые плели в темных углах свою паутину.

    Упражнение 10  «Паучок»

   И.п. упираясь руками за спиной и  приподняв туловище – двигаться приставными шагами (согнув колени) вокруг вертикальной оси сначала в одну сторону, затем в другую. А чтобы не было паутины, нужно почаще  протирать свою обувную полку влажной тряпкой!

   Тапки, наткнувшись на паутину, недовольно ворчали: «Давненько не было уборки…».

    Упражнение 11  «Ворчливые тапки»

   И.п.  (такого же, как упражнение 12) – вытягивать поочередно правую и левую ногу вверх, имитируя брезгливое прикосновение к пыльной паутине.

  Раньше всех, в этом домике, как всегда, поднимался дедушка и, кряхтя и охая, обувая свои теплые растоптанные тапки – чувяки.

    Упражнение 12  «Ох и Ах».

   И.п. сидя на полу (коврике), гимнастической скамье или стуле-имитировать одевание тапок: поочередно поднимать ноги, сгибая их в коленях, топтаться на месте и поворачиваться, делая приставные шаги в обе стороны

   Чуть позже дедушки быстро поднимались мама- ведь нужно было успеть приготовить завтрак всей семье. Ее тапочки порхали в ванной, прихожей и на кухне, словно бабочки.

   Упражнение 13 «Порхающие бабочки».

   И.п. стоя на коленях – выполнять различные наклоны в сочетании с маховыми движениями рук, имитирующие движения крылышек. Затем, поднявшись с колен, выполнять те же самые движения стоя.

Упражнение 14  «А»  «Уборка постели»

И.п. Сидя на ягодицах,руками опереться в пол, спина ровная. Перебирая пальцами ног, собираем коврики.

  В это время из спальни твердой поступью выходил папа – его тапки вышагивали, как солдаты на военном параде.

    Упражнение  14 «Парадный шаг»

   Ходьба короткими шагами с высоким подниманием бедер, затем ходьба с небольшими выпадами и наконец, - гигантскими шагами!

    Услышав папины шаги и его громкий голос, тут же поднимались Коля и Ира, еще сонные выходили из детской комнаты в зал, чтобы вместе с папой сделать утреннюю гимнастику. Поскольку глазки у детей еще не совсем открылись, они ими словно на ощупь, расставив руки в стороны, при этом они то и дело теряли  тапки.

    Упражнение 15  «Сони -просони».

   Осторожная ходьба в разных направлениях, руки вперед -  в стороны, с периодическими наклонами к стопе, имитирующими обувание спящего тапка.

   В конце зарядки папа любил немного побегать вместе с детьми – и тогда маленькие детские тапки, громко топая, устремлялись вперед за папиными большими тапками – кораблями. Тапочкам малышам казалось, что они похожи на гордые парусные яхты, бегущие по волнам!

  Дети под руководством педагога снова переходят на ходьбу, успокаиваются!

                                                                                                           Приложение №2.

Тренер.  В королевстве, которое называлось Организмом, жил король Позвоночник. Но он был несчастным, потому что жители, позвонки, часто болели и вели неправильный образ жизни. Вот и задумался король. Как ему быть и что делать? Как исправить все это?

Ребята, как вы думаете, как можно помочь королю Позвоночнику?

Дети.  Надо заниматься физкультурой, плавать,делать зарядку по утрам.

Тренер.  Я думаю, что нам надо превратиться в настоящих волшебников. Ведь мы с вами крепкие, сильные, здоровые, добрые и красивые. А настоящие волшебники только такими и бывают.

Сейчас мы с вами поможем не только королю, но и своему позвоночнику тоже. Сейчас мы будем выполнять различные массажные движения:

  • массажа различных участков тела;
  • лечебной гимнастики;
  • профилактики и лечения ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • улучшения трофики (питания рубцово - измененных кожных покровов и мышц);
  • профилактики целлюлита;
  • профилактики плоскостопия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План-конспект регионального открытого занятия по шахматам "Виват, короли"

Учебный материал расчитан на 1и 2 классы. Конспект и презентацию можно использовать на открытом уроке. Материал насыщен интересными игровыми моментами, включена инсценировка с участием детей. На таком...

План-конспект с презентацией урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Гармония": "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"".

В данном материале представлена разработка урока русского языка в 4-ом классе по УМК "Гармония" на тему "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"". Разработка сопровождается презентацией....

План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе

Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

План - конспект по открытому занятию «Истоки» Тема: «Лес"

План - конспект по открытому занятию    «Истоки» Тема:  «Лес – зеленый друг. Царство природы.  Дары леса.  Тайны леса."...